БЕС И СЕМИКОНЕЧНЫЙ КРЕСТ














«Шесть двунадесятых праздников» - первая половина XIV века (всего фотографий: 13)

БЕС И СЕМИКОНЕЧНЫЙ КРЕСТ

    В иконографии наиболее древние семиконечные кресты встречались в Византии - раньше, чем в России. Нам точно известна резная икона «Распятие. Положение в гроб» XII века, а также иконы XIV века, выполненные в Византии. Такой тип креста виден на византийских иконах:

«Шесть двунадесятых праздников» - первая половина XIV века (была привезена в Россию в 1859 году);

«Распятие» - первая половина XIV века (находилась в приделе Успенского собора Московского Кремля); 
 «Похвала Богоматери с акафистом» - вторая половина XIV века (из иконостаса Успенского собора Московского Кремля).
         На территории современной России первые изображения
семиконечного креста, выполненные в местных мастерских, известны в Псковской республике с XIV века – это фрески с изображением распятия в Снетогорском монастыре:

 

Фреска в соборе Рождсества Богородицы (1313)

    Однако в псковской иконописи семиконечный крест как символ и знак, а не элемент самого сюжета распятия, не появлялся вплоть до XV века. 
 Зато в первой половине XV века кресты такого типа стали широко появляться в иконописи, что подтверждается сохранившимися изображениями:

«Дмитрий Солунский» - XV век

«Избранные святые: Параскева Пятница, Гриогрий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий» - XV век.

На этой иконе семиконечный крест находится в руках у Параскевы Пятницы.

Традиция изображения семиконечного креста продолжилась в псковской иконописи и в XVI веке:

«Житийная икона св. Параскевы Пятницы» - начало XVI века

В монументальном творчестве псковских мастеров семиконечные кресты использовались на намогильных каменных крестах, которые производились в XV-XVII веках:

Прорисовка каменных крестов из книги А.Р.Артемьева «Города Псковской земли»
Некоторые из таких крестов сохранились до наших дней:

Каменный крест в часовне д.Раскопель (Гдовский район Псковской обл.)

 

Каменный крест в часовне около д.Вастцы (Печорский район Псковской обл.)

В Новгороде семиконечный крест стал встречаться в иконописи уже во второй половине XV века:

Икона «Четыре сцены с изображением Страстей Христовых» - вторая половина XV века

Икона «Святые Параскева и Анастасия» - вторая половина XV века

    На каменных крестах Новгородской республики не было традиций вырезать семиконечный крест. Известен только один случай – Молотковский (Серапионов) крест второй половины XV века.

В северных землях Московского государства семиконечные кресты  известны уже  с конца XV- начала XVI веков:
Фреска «Приведение Христа на Голгофу» на южной стене собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре – роспись Дионисия 1502 год, его же работа для Павло-Обнорского монастыря:

Икона «Распятие» Дионисий 1499/1500 год

Известны также и другие иконы с семиконечными крестами:
и
коны из Кирилло-Белозерского монастыря 1497 года и 1512 года;
иконы Куштского монастыря XVI века.

    На основе вышесказанного мы считаем, что семиконечный крест как символ стал популярен в новгородских землях только во второй половине-конце XV века, а в северных районах и в начале XVI века (по примеру Кирилло-Белозерского, Ферапонтова и Куштского монастырей). В то же время в икописи других северных городах - Великий Устюг, Каргополь - этого периода известны восьмиконечные кресты.

     Таким образом, по нашему мнению, нижняя граница возможного появления семиконечного креста на Бесовом Носу относится, скорее всего, к рубежу XV-XVI веков, и связан его появление, возможно, с монахами местных монастырей: Палеостровского и Муромского.

    Но известно еще одно событие, произошедшее в 1657 году, которое связано с семиконечным крестом, – это провоз специально изготовленного в Палестине деревянного креста с мощами почти 104 святых из Москвы в новый ставропигиальный Кийский монастырь на Белом море по указанию патриарха Никона. По записям, на местах всех остановок устанавливали освященную копию Кийского креста на благословление. Впоследствии писались и иконы «Поклонение Кийскому кресту»:

Икона поклонения Кийскому кресту -  XVII век

     Мы считаем, что, скорее всего, идея выбить семиконечный крест на Бесовом Носу имеет самую прямую связь с этим событием. 
    Посмотрим внимательно на изображение креста и на фигуру Беса. Крест не просто выбит рядом с Бесом, - он словно висит на его левой руке, упираясь перекладиной в плечо с одной стороны и запястье с другой. 

Бес и Крест

    Теперь вспомним события второй половины XVII века, особенно 1656 год: раскол в православной церкви, вызванный реформой патриарха Никона. Многие северные монастыри воспротивились этим реформам: Соловецкий монастырь, Палеостровский монастырь и другие обители в разное  время становились оплотом староверов или, как их тогда называли раскольников. В Палеостровском монастыре, кстати, некоторое время находился и проповедовал единственный епископ, воспротивившейся Никону, – Павел Коломенский, увезенный впоследствии в Хутынский монастырь. Но креоме этих, известных и старых монастырей в окрестностях Онежского озера были и другие пустыни, самые настоящие центры раскольничества, как например Курженская Евфросинова пустынь. Кроме того,  рядом с этими монастырями, в небольших скитах жили яростные противники Никона. Одним из таких активных раскольников был Корнилий Выговский, келья которого находилась не так уж и далеко от Бесова Носа - сначал он жил на реке Водла три года (1662-1665): «Сотвори же себе келию близ Водлы-реки; с трех сторон каменныя стены самородны, на 4 страны - дверь и окно; и малу пещь устрой, потолок же древян и кровлю. И жив в той келии три лета, помышляя идти в Соловецкий монастырь.»
а затем перебрался на Кяткозеро, оттуда на Нигозеро:
«И благословися от Корнилия, пойде к Великому Новуграду. И тамо, у Чюднаго Креста взяша его и ведоша к Москве. Он же дерзновенно царя обличив и по многих муках и томлениях огнем сожжен бысть, скончася. Поведано же бысть Корнилию, яко пострада добре страдалец инок диякон Филипп. Прослави Корнилий Бога, давшаго дерзновение рабом своим, себя же укоряя, глаголиша: "От каковых отцев оставлен бысть Корнилий!" - и плакаше горько. Тогда построй келию на Нигозере [Низегоре], от Кяткозера [Пяткозера] за 6 верст, и часовню малу постави во имя отца Николы, идеже и до днесь стоит, Богом хранима пребывает. От Нигозера же хождаше ко отцу Досифею в Курженскую пустыню."
Так что повод для представления Никона "антихристом" у Корнилия и иных "раскольников" был, а его ученики и последователи там постоянно перемещались из одной пустыни в дургую.
      В то же время новый Кийский монастырь, подчиненный непосредственно патриарху, созданный изначально как монастырь Креста, с новым символом, сделанным специально по заказу Никона, естественно стоит на стороне патриарха и проводимой им реформы. Более того, считалось что все мощи в крест вкладывал сам Никон. Одним словом, связь Кийского семиконечного креста с Никоном для иноков северных монастырей была вполне очевидна, как и очевидно их негативное отношение к патриарху.

Поэтому считаем вполне вероятной следующую версию:
       
Изображение семиконечного креста, висящего на руке Беса, связано с аллегорическим изображением Кийского креста и патриарха Никона как слуги антихриста, а не так называемое «освящение» языческого беса и произошло это в 1660-1680 годах. 


Александр Потравнов
 Татьяна Хмельник

Информация по иконам, а также их изображения, которые были использованы в настоящей статье были взяты на следующих сайтах:
http://www.obraz.org/index.php?menu=iconography&base=9&struct=287&page=0
http://www.culture.pskov.ru/ru/culture/fine_arts/iconart
Информация по Кийскому кресту получена из работы С.В.Гнутовой и К.А.Щедриной
http://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=52
Фотографии фрески Снетогорского монастыря и фрагменты каменных крестов сделаны авторами статьи.