КАМЕННЫЕ КРЕСТЫ В КРУГЕ НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ РОССИИ







Крест в круге (всего фотографий: 6)

     Использование символа «крест в круге» не является исключительной новгородской особенностью - это широко распространённый христианский символ. Крест в круге мы можем встретить в разных местах современной Европы и Малой Азии в разном исполнении – на фресках и в составе резных украшений, в качестве граффити на стенах, в виде нательных крестиков, деревянных крестов и пр. Крест в круге был известен в Ирландии и Англии уже в VIII - X веках, в то время как в других странах Европы этот символ получил распространение намного позже. Например, в Испании, Франции, начиная со второй половины XIII века, крест в круге стал использоваться как изображение на могильных плитах. Затем, со второй половины XIV века, этот символ стал встречаться и на территории современной Германии, но широкого распространения не получил. По данным Pierre Ucla (Ucla, 1990), из 4670 дисковых крестов (нем. Scheibenkreuze), зафиксированных в Европе, 4266 памятников находятся на территории Франции, Испании и Португалии.
      В отличие от плоских крестов, изображённых на камнях (в том числе и круглых), которые известны в разных странах Европы, существует и другая форма реализации этого символа - монументальные каменные кресты в круге. В этих памятниках главным объектом является объёмный крест, выполненный из камня, лопасти которого соединены перемычками, в результате чего и получается образ креста в круге или овале. Именно такие монументальные памятники и стали достаточно популярны в Великом Новгороде в XIV-XVI веках. Задача данной статьи – дать описание, очертить ареал распространения и наметить первичную хронологию новгородских (и псковских) каменных крестов, вписанных в круг, а также наметить диапазон возможных аналогий. Мы рассматриваем эту статью как начало большой работы по систематизации и комплексному исследованию средневековых каменных крестов Северо-Западной Руси.
     Первые описания каменных крестов Великого Новгорода с попыткой выяснения причин их установки были предприняты еще в XIX веке. Наибольший интерес был обращен к единичным образцам, имевшим датированные и пояснительные надписи. Форме каменных крестов в этих работах внимания либо не уделялось, либо оно носило исключительно описательный характер, как дополнительная, после указания размеров, характеристика объекта. Архимандрит Макарий в своей работе (1860), указывает только сам факт наличия креста, без пояснения его формы. При этом он достаточно подробно описывает уникальный «молотковский» крест, но ошибается в материале объекта. Первым специалистом, который уделил пристальное внимание форме каменного креста, стал проф. А.А. Спицын, выделивший кресты в круге в отдельную группу (Спицын, 1903, с.203 - 234). Сравнивая эти кресты с западными аналогами - в Нарве и на Готланде, Спицын подверг сомнению казавшуюся логичной, и не только в то время, версию западного происхождения этой традиции на новгородской земле. Эту тему в 1906 году продолжил проф. И.А. Шляпкин (Шляпкин, 1906), который, сравнивая балканские и малоазиатские изображения с новгородскими граффити и каменными крестами, пришёл к выводу о южно-славянской версии происхождения этой традиции. Кроме вопросов происхождения, в данных работах рассматривался и вопрос предназначения каменных крестов в круге. На наш взгляд, все эти вопросы актуальны и поныне, и цель нашей статьи - сделать очередной шаг в изучении этих артефактов.
По состоянию на начало 2014 года на территории северо-запада России нам известно о существовании более чем 140 каменных крестов в круге. Неточность этого числа связана с тем, что нами ещё полностью не учтены все кресты, которые находятся в фондах различных музеев (Эрмитаж, Кунсткамера, Российский этнографический музей, Новгородский музей-заповедник и др.). Некоторые экземпляры из этих музеев нам известны, но сводного и точного перечня у нас пока нет. Кроме того, в работе мы использовали фотографии и описания существовавших 20-30 лет назад крестов в круге, которые по ряду причин не были нами осмотрены и нам неизвестна их сегодняшняя судьба.
       Для начала определим, что мы понимаем под каменным крестом в круге объемный четырёхконечный крест, изготовленный из цельного куска природного камня, в котором средокрестие и лопасти креста (либо их значительные части (рис.1 В)) заключены в круг (овал) (рис.1 А), либо сами лопасти изготовлены таким образом, что создают иллюзию круга (рис.1 С).
Возможные формы таких крестов:

 

Рис.1 Виды крестов в круге
А - Средокрестие и все лопасти полностью вписаны в круг
В - Часть лопастей выходит за пределы круга
С - Формы лопастей создают иллюзию креста, вписанного в круг.

     Этот последний вид памятников (рис.1 С) мы относим к крестам в круге по той причине, что они формируют зрительный образ креста в круге, а единственное отличие заключается в отсутствии небольших тонких перемычек, которые, в отдельных случаях, могли быть сломаны.

ГЕОГРАФИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КАМЕННЫХ КРЕСТОВ В КРУГЕ
Новгородская область
       Достаточно большое количество каменных крестов в круге, собранных во время различных экспедиций, содержится в фондах Новгородского музея-заповедника (около 20 экземпляров). Большая часть учётных карточек в графе «происхождение» содержит пометку «неизвестно». Также в фондах хранятся и различные обломки крестов в круге – тоже неизвестного происхождения. К новгородским крестам также необходимо отнести четыре креста в круге в фондах Ростовского музея, купленных в 1910 году хранителем музея у новгородского купца (Сборник статей, посвящённых 70-летию М. К. Каргера, 1974, с. 107 – 110).
Наибольшее количество каменных крестов в круге в Великом Новгороде – из числа вмурованных в стены новгородских церквей (табл.1).


Таблица 1 Кресты в круге (включая обломки) в стенах церквей Великого Новгорода

Итого в стенах новгородских церквей нами зафиксировано 83 существующих каменных креста в круге.
      К сожалению, у нас имеются сомнения в подлинности некоторых крестов, поскольку они могут оказаться муляжами (как, например, в южном фасаде церкви Рождества на Красном поле или в южном фасаде Спасо-Преображенской церкви на Ильиной улице). Кроме того, возможно, что некоторая часть артефактов могла появиться в стенах церквей при их различных ремонтах и реставрациях, поскольку, сравнивая данный перечень с данными архимандрита Макария, можно увидеть значительную разницу в количестве зафиксированных крестов в стенах новгородских храмов. Например, часть вкладных крестов из Спасо-Преображенской церкви была перемещена в новгородский музей еще в XIX веке. На наш взгляд, выяснение данного вопроса выходит за рамки настоящей статьи и требует отдельного исследования.
     Кроме каменных крестов в круге, вмурованных в стены церквей, в Великом Новгороде сохранились кресты и в других местах.
- В прясле стены (между Златоустовской башней и Воскресенской аркой) Новгородского кремля – один крест.
- В стене Владимирской башни Новгородского кремля - 1 крест в круге, а также знаменитый Алексеевский крест в Софийском соборе.
- В стене Лихудова корпуса – 2 креста.
- Зимой 2013 года из реки Волхов на месте Великого моста Айваром Степановым при проведении подводных археологических работ был поднят один каменный крест в круге.
- В стенах церкви Спаса Преображения на Ковалёве – 1 настоящий крест и 3 предполагаемых нами муляжа.
Есть объекты и в Новгородской области:
- Любытино, каменный крест в коллекции местного краеведческого музея – 1 (происходит из деревни Заозерье Любытинского района).
Старая Русса – вкладные кресты:
Спас-Преображенский собор – 3.
Церковь Рождества Преображенского монастыря – 1.
Церковь Мины - 5.
В Российском этнографическом музее находится крест в круге из деревни Деделево Чудовского района.
В Русском музее хранится крест, найденный в реке Мсте в черте города Боровичи. Этот крест был внимательно изучен Н.Г. Порфиридовым. (Порфиридов, 1963, с.184 - 195).
Таким образом, общее количество каменных крестов в круге в Новгородской области составляет более 120 экземпляров.

ОСОБЕННОСТИ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НОВГОРОДСКИХ КРЕСТОВ В КРУГЕ
МАТЕРИАЛ
     Все кресты в круге, которые мы осмотрели, изготавливались из известняка. Исходя из особенностей этого материала, можно также определить места, где могли находиться мастерские, – например, район речек Тёсовка и Рыденка, а также южный берег Ильменя. Кроме известняка, в литературе в отдельных случаях указывается песчаник, но, по нашему мнению, это требует дополнительной проверки.
РАЗМЕР
    Для новгородских крестов нет чётко установленного размеров – диаметра, толщины креста, длины ножки. Все эти величины, судя по всему, зависели от пожелания и возможностей заказчика и возможностей имевшегося материала. Диаметр внешнего круга у новгородских крестов находится в диапазоне от 27 до 124 сантиметров. Преобладающий диаметр – от 36 до 60 сантиметров.
УЗОР И НАДПИСИ
      Для крестов Великого Новгорода и Новгородской области характерны несколько основных типа узоров:
- выпуклый четырёх-, шести- или восьмиконечный крест на голгофе, исполненная неровными выпуклыми буквами сакральная формула - от короткой ИС ХС до более полной ЦРЬ СЛАВЫ ИС ХС НИКА;
- небольшой выпуклый четырёхконечный крестик в средокрестии и вырезанные на лопастях небольшие буквы сакральной формулы ЦРЬ СЛАВЫ ИС ХС НИКА;
- полное отсутствие выпуклых крестов в средокрестии.
Кроме того, существуют единичные образцы, которые имеют некоторые отличия от этих основных типов, – в кресте в средокрестии, в надписи, в наличии некоторых дополнительных узоров.

Карелия
    В результате археологических работ на средневековом могильнике Кюлялахти (Лахденпохский район) были найдены обломки креста в круге, выполненного из известняка (рис.2 А) (Шахнович, Бельский, 2009, с. 176 - 185.)
.
Рис.2 Каменные кресты в круге Новгородской и Псковской земель
А - Каменный крест из Кюлялахти (прорисовка Шахновича и Бельского)
В - Крест из могильника Плещевицы ((Панченко, 2009)
С - Крест из д.Ястребино. На кресте есть вырезанная надпись «Ильи Онциферова» (Фото авторов)
D - Крест в стене Никольской церкви Изборска. Фото авторов.
E - Крест у д.Залесье. Фото авторов

     Недалеко от Кюлалахти, на полуострове Кильпола, в конце XIX века этнографом Швиндтом был обнаружен крест в круге. В настоящее время он находится в Национальном музее Финляндии (Schvindt, 1893).
      В олонецком селе Еройла в Спасской церкви находится относительно недавно обнаруженный в подвале местного дома каменный крест в круге. Судя по надписи на кресте, он упоминался П.Минорским в 1876 году и находившемся издревле в местной часовне (Олонецкий сборник, 1886, с. 218). Надпись на кресте вокруг восьмиконечного креста на одноступенчатой голгофе читается: «ХЪ ICЪ ИNКА ЦРЪ СЛАВЫ ХРСТЪ СВЯТОМУ ИNКОЛЕ ОСПО И СПА».
      Исходя из этой надписи (молитва о спасении и упоминание святого Николы, покровителя моряков), можно предположить, что этот крест был поклонным, а не намогильным.
По своим внешним характеристикам кресты из Карелии практически идентичны новгородским каменным крестам, а известняк, из которого они изготовлены, на территории Карелии отсутствует.
Исходя из совокупности этих данных, мы считаем, что эти кресты привезены в Карелию из новгородских мастерских.

Ленинградская область
      На территории Ленинградской области нам известно как минимум о существовании около 15 каменных крестов в круге.
Крест в пос.Оредеж, ранее был зафиксирован на могильнике у д.Борщово.
Крест, который был найден в алтаре церкви в с.Осьмино при консервации храма. Местный священник в 2012 году сообщил, что нынешняя судьба этого креста ему не известна.
Крест из д. Новоандреево на берегу реки Сясь (Тихвинский район) находится в частном доме, был обнаружен этнографической экспедицией под руководством Л.Корольковой.
Все эти три креста имеют сходство с крестами, которые находятся в фондах новгородского музея заповедника или находятся в стенах новгородских храмов.
В д.Каменные Поляны сохранилась средокрестие с нижней частью (с шипом) каменного креста в круге.
Кроме того, на Ижорском плато и прилегающей территории к юго-западу нами зафиксировано не менее 9 четко выраженных крестов в круге Эти кресты несколько отличаются от тех объектов, которые характерны для Великого Новгорода.
Кроме представленных и осмотренных авторами каменных крестов, необходимо учесть и каменный крест, найденный Е.А. Рябининым при раскопках могильника Плещевицы (Волосовский р-н) в 1971 году (рис.2 В). Вероятная дата, по определению Ю.М. Лесмана: 2-я половина XIII в. – 1-я половина XIV в. (Панченко, 2009).

      Одно из главных отличий каменных крестов Ижорского плато – в изображении креста в центральной части. В отличие от новгородских, где изображены небольшого размера шести- и восьмиконечных кресты с голгофой, на ижорских представлены большие выпуклые четырёхконечные кресты с крестообразными окончаниями на лопастях, повторяющими общую форму каменного креста, и нет выпуклых надписей сакральной формулы. (Рис. 2 С)

     Материал, из которого изготовлены эти кресты, – местный известняк Ижорской возвышенности, что позволяет говорить о локальных традициях изготовления каменных крестов. Причём эти отличия в узоре прослеживаются в каменных крестах иных форм, общие черты которых имеют явное сходство с новгородскими образцами.
В музее Старой Ладоги находится крест в круге, вероятнее всего, найденный при раскопках на Ижорском плато.
Размеры крестов на территории Ленинградской области также находятся в широком диапазоне – от 22 до 87 сантиметров в диаметре.
При этом кресты, найденные на реке Сясь и в Осьмине, выполнены в традиционной новгородской манере, отличной от крестов с Ижорской возвышенности.

Псковская область
     В коллекции Псковского музея-заповедника (хранится в Мирожском монастыре) находится пять каменных крестов в круге. Происхождение четырёх крестов неизвестно, а один крест поступил в музей из псковской церкви Петра и Павла с Буя.
Четыре креста, находящихся в псковском музее, по всем признакам относятся к крестам в круге, изготовленных в новгородской традиции – с рельефными буквами и изображением креста на голгофе в средокрестии. В то же время один крест явно отличается от четырёх других.
Его отличительные особенности:
- в форме лопастей креста, заключенного в круг;
- в форме надписи и креста, изображённых на кресте.
Верхние и нижние лопасти прямые, без расширения, боковые имеют расширение только с одной стороны, словно приподнятые. Такой тип крестов без круга хорошо известен на территории бывшей Псковской земли и не встречается в других местах Северо-запада.
Вторая особенность заключается в том, что стандартная сакральная формула ЦРЬ СЛАВЫ IC XCЪ NИКА выполнена также в традиционном для псковских крестов стиле – те же лигатуры, сама надпись вырезана, а также в средокрестии вырезан семиконечный крест на одноступенчатой голгофе.
Все эти особенности позволяют нам сделать вывод, что крест был изготовлен в мастерской, где уже изготавливались кресты других типов, характерных именно для Псковской земли.
Ещё одним примером такого псковского креста в круге служит крест в стене Никольской церкви на Труворовом городище в Изборске (рис.2 D).

     К сожалению, надпись на этом кресте, вероятнее всего, была сбита, однако форма лопастей также свидетельствует о псковском происхождении памятника.
Таким образом, из шести крестов в круге, которые находятся на территории Псковской области, четыре памятника можно отнести к новгородским крестам, а два имеют признаки, характерные для каменных крестов именно этой местности.
Любопытен еще один каменный крест, из д.Залесье рядом с эстонской границей, который мы относим к группе крестов в круге (рис.2 Е).

     В данном случае, на наш взгляд, прослеживается смешение форм, характерных для Псковской земли, с крестами в круге, которые встречаются на территории Эстонии.
Известны каменные кресты в круге и на территории Тверской области, в частности, в д.Подборовье Вышневолоцкого уезда (современный Лесной район) был найден один такой памятник. В настоящее время этот крест находится в Тверском областном музее.
Общее количество сохранившихся каменных крестов в круге, относящихся к территории Северо-Запада РФ, составляет не менее 145 экземпляров, а география их распространения приведена на карте (рис.3)


Рис.3 Карта распространения каменных крестов в круге на северо-западе России
а – места, откуда кресты перемещены в музеи
б – места, где кресты находятся в настоящее время
Кресты, отмеченные на карте:
1- Великий Новгород, 2 – Старая Русса, 3 –Боровичи, 4 – Любытино, 5 – Деделево,
6 – Кюлялахти и Кильпола, 7- Еройла, 8- Борщово, 9 – Каменные Поляны, 10 –Осьмино, 11 – Ижорское плато (Войносолово, Пумалицы, Липковицы, Домашковицы, Сырковицы, Ястребино, Плещевицы), 12 – Новоандреево, 13- Псков, 14- Изборск, 15 –Залесье, 16 - Подборовье

Временные рамки традиции крестов в круге на северо-западе России

    Среди каменных крестов в круге существует только один крест, датировка которого может быть достоверно установлена в достаточно узком диапазоне - около 13 лет. Это Алексеевский крест из Софийского собора Новгородского кремля. К сожалению, фрагмент надписи, указывавший точную дату, оказался утрачен, но первая часть даты и упоминание архиепископа Алексия, жизнь которого достаточно хорошо известна, позволяют достоверно датировать этот крест в диапазоне 1375 - 1388 г.г. Остальные каменные кресты не имеют достоверных датированных признаков, но при этом имеются иные харатеристики, а также исторические сведения, позволяющие нам установить свои диапазоны датировок. Например, в результате раскопок Е.А.Рябининым курганно-жальничного могильника Плешевицы в 1971 году в захоронении, датированном по отдельным признакам, концом XIII - началом XIV века был обнаружен каменный крест в круге. Учитывая, что в конце XIII века на этой территории происходили серьёзные изменения - строилась крепость Копорье, была отбита от шведов Корела, - такая находка вполне вписывается в исторический контекст развития православия в Водской пятине новгородской земли.
      Другим примером датировки креста в круге служит работа Порфиридова, связанная с исследованием Боровичского креста, находящегося ныне в Русском музее. В отличие от И.А. Шляпкина и А.А. Спицына, которые этот крест они относили к XV веку, Порфиридов, на основе анализа изображений, датирует этот крест концом XIII- началом XIV века (Порфиридов, 1963, с.184 - 195).
В некоторых работах (Соленикова, 1996; Пежемский, 2003, с.105 - 113) встречается подход к датировке некоторых вкладных каменных крестов, основанный на дате построения церкви. На наш взгляд, это не совсем корректное решение сложного вопроса. Для принятия такой трактовки необходимо принять за аксиому утверждение, что вкладные каменные кресты появлялись в стене непосредственно при строительстве и затем они никогда не менялись. В связи с такой постановкой вопроса для начала необходимо выяснить предназначение вкладных крестов.
Существует несколько объяснений их назначения: поклонные, обетные и декоративные. Мы придерживаемся мнения архимандрита Макария: главное назначение каменных крестов, вложенных в стены храмов, было связано с поминовением усопших (Архимандрит Макарий, 1860, с.30). В качестве основных доказательств этой версии служат:
- внешняя идентичность с намогильными крестами, по узору и надписям;
- наличие ножки с шипами для установки в подпятный камень;
- наличие захоронений в церквях;
- продолжение традиции в виде керамид и вкладных досок в церквях.
     В то же время, на наш взгляд, существовали кресты, которые могли нести и иные функции, например, как памятно-поклонные кресты и кресты для поминовения погибших, но захороненных в других местах. Такие кресты могли быть выполнены рельефным способом из плиты или кирпича. Именно к такому типу крестов относятся, на наш взгляд, кресты на стенах крепостей Изборск, Порхов, часть крестов в стенах Спасо-Преображенской церкви.
     Связь вкладных крестов с захоронениями объясняет наличие в стенах крестов, предназначенных для обычных захоронений. Поэтому объекты без ножек-шипов, которые изначально изготавливались для того, чтобы быть вложенными в стену храма, вторичны по отношению к аналогам, изготовленных с длинной ножкой.
Еще одним доводом в пользу того, что в стенах использовали намогильные кресты, служит наличие вмурованных в стену крестов вместе с подпятными камнями (церковь Петра и Павла в Кожевниках, церковь Рождества на Михалице).
По нашему мнению, наиболее старыми каменным крестам в круге (конец XIII- конец XIV веков) следует считать кресты с ножкой с написанием именем Иисуса как IСY, причём I с тремя чёрточками, а также без использования лигатур (Рыбаков, 1964; Черепнин, 1956, с.154, 244, 252).
Затем написание сакральной формулы стало короче. Пример такого сокращения мы можем увидеть на образцах изъятых из стен Спасо-Преображенской церкви на Ильине, построенной в 1374 году (Спицын 1903, стр.214, 219):

     Любопытно, что даже в 1860 году архимандрит Макарий в своём описании не делал различия между крестами, выложенными на фасаде церкви из кирпича, и крестами в нишах на уровне земли (11 штук), называя их едином термином «каменные кресты» (Архимандрит Макарий, 1860, с.304) .
      В качестве ещё одного довода в пользу этой версии может послужить каменный крест, найденный при раскопках в Кюлялашском погосте (рис.2 А) (Шахнович, Бельский, 2009, с. 176 - 185), поскольку его, по форме и написанию сакральной формулы, можно отнести к XIV веку. Могильник, где был найден крест, датирован XIV- первой половиной XV веков. Причина разрушения этого артефакта на мелкие куски могло быть связано с разорением погоста шведами в 1395 году, что зафиксировано как летописями, так и берестяными грамотами.
     Следующим этапом развития сакральной формулы стало использование лигатур и написание IСЪ, где I уже используется без чёрточек. Вероятнее всего, это происходит уже в XV веке.
Дальнейшее упрощение узора и изображения скорее связано с необходимостью удешевления и ускорения производства каменных крестов, поскольку изготовление выпуклых надписей было достаточно трудоёмким делом. С другой стороны, возможно, это также было связано и с серьёзными изменениями в политическом устройстве Великого Новгорода во второй половине XV века. В результате, в этот период времени (или чуть раньше) появились каменные кресты либо вовсе без выпуклого изображения сакральной формулы, либо с небольшим выпуклым четырёхконечным крестиком. Такие виды крестов, по нашему мнению, продолжали использоваться и в XVI веке.

Кресты в круге в соседних странах.
     Для наиболее полного представления проблематики каменных крестов в круге на северо-западе России необходимо обратить внимание на ситуацию с подобными объектами на соседних территориях - Швеции, землях бывшего Ливонского ордена, Великого княжества Литовского, и т.д. Пожалуй, эта тема требует отдельного исследования в связи с тем, что на части территорий изготовление каменных крестов имеет достаточно устойчивые во времени традиции, на других встречаются единичные объекты, а на третьих следов этой традиции не было обнаружено вовсе.
Эстония
     На территории современной Эстонии известны каменные кресты в круге начиная с XVI века, при том, что изображения крестов в круге на могильных плитах в западной части страны известны и с XIV века. Все эти кресты в круге относятся к намогильным крестам.
     Наиболее старый крест в круге датируется 1521 годом, он находится в Нарве, где он был найден вмурованным в стену ныне разрушенного Спасо-Преображенского собора. Известная с XIV века церковь Девы Марии затем была преобразована в протестантский собор Иоанна Иерусалимского, ставшего, в свою очередь, православным собором только после 1704 года. Эстонские специалисты считают, что это был намогильный крест Пауля Ведде. О существовании других аналогичных крестов на территории Эстонии нам не известно.
Впоследствии, начиная с 1590-х годов, на территории стали использоваться кресты в круге простой формы, а с 1630-х годов увеличилась вариативность средокрестий. Особую популярность получило средокрестие в виде процветшего ромба, известного как по изображениям на могильных плитах, так и по изображению на гербе Эзель-Викского (Сааре-Ляэнемааского) епископа Иоганна III Оргаса, умершего в 1515 году (рис.4 В)
     Общее количество крестов в круге на территории Эстонии составляет около 50 экземпляров. Ареал их распространения - земли, которые контролировались шведами с 1561 по 1704 г. Все эти кресты выполнены из местного известняка, на многих указаны даты и имена погребённых, некоторые кресты вмурованы в стены церквей.


Рис.4 Каменные кресты в круге соседних стран
А – Крест в Kalnanši (Латвия) Фото авторов
В - Кресты в Türi (Эстония). Фото авторов
С - Крест в Persnäs (Öland, Швеция). Фото авторов

Латвия
     На территории этой страны также есть несколько крестов в круге (Caune, 2008). По своему внешнему виду они тождественны крестам на территории Эстонии. Они также датируются XVII веком и расположены в пределах территорий, контролируемых шведами после 1629 года. (рис.4 А)
Дальше, за границей бывшей Лифляндии – на территориях современной Латвии (юго-западной части), Литвы, восточной и центральной Польши, включая владения бывшего Тевтонского ордена, таких каменных крестов не зафиксировано.
Швеция
     Достаточно «загадочной» оказывается ситуация с каменными крестами в круге на территории Швеции, особенно учитывая тот факт, что на территориях Эстонии и Латвии такие объекты стали популярны именно во времена шведского владения.
    Оказывается, что на большей части Швеции широкой традиции установки каменных крестов не существовало. Здесь основным поминальным символом до XII века были рунические камни. Затем в качестве надгробных памятников использовали сложные надгробия различных форм, а также надгробные плиты разных модификаций (Lundberg, 1997, р. 184). Каменные кресты локализуются в нескольких районах - острова Эланд (Öland) и Готланд (Gotland), а также в Västergötland (окрестности озера Венерн (Vänern)). В районе озера Венерн встречаются и наиболее древние для Швеции дисковые кресты (это круглый камень, на котором имеется изображение креста), датируемые XII-XIII вв.
Каменные кресты на островах Эланд (6 экземпляров) и Готланд (около 10) устанавливались не ранее XIV века и порой имеют скорее германское, чем шведское происхождение (известны прямые аналоги из земли Мекленбург-Передняя Померания).
Наиболее известны кресты:
- в Endre (Gotland), датируемый 1336 годом :
- в городе Visby (Gotland), датируемый 1361 годом,
- в Persnäs (Öland), датируется началом XV века (рис.4 С):

    В пользу предположения, что в появлении каменных крестов на островах Готланд и Эланд повинно внешнее влияние, говорит ограниченное количество таких крестов при наличии большого числа местных рунных камней и надгробных плит. Кроме того, формы этих крестов довольно сильно различаются.
О существовании каменных крестов в круге на территории Великого княжества Литовского и Речи Посполитой (юго-западная часть Псковской области, Белоруссия, южная часть Литвы и т.д.) нам не известно и сведений в литературе мы не встречали.
    
Таким образом, можно говорить о том, что традиция каменных крестов на псковских и новгородских землях появилась раньше, чем на территориях стран современной Восточной Европы. При этом для орденских земель эта традиция отсутствовала. Каменные кресты в круге на островах Готланд и Эланд имеют форму, достаточно отличную от новгородских, а их датировка XIV –XV веками также не позволяет признать их в качестве исходных образцов для традиции каменных крестов в круге на новгородских и псковских землях.

Литература
Архимандрит Макарий. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860.
Олонецкий сборник № 2. Петрозаводск, 1886. С. 218.
Панченко В.Б. Каменные кресты Ижорского плато (каталог) // STRATUM plus. Культурная антропология и археология. № 5.2005 - 2009. Русское время / Кишинев, 2009.
Пежемский Д.В. Новгородский Серапионов крест // Ставрографический сборник. Кн. вторая. М., 2003. С.105 – 113.
Порфиридов Н.Г. Малоизвестный памятник древнерусской скульптуры (каменный крест из Боровичей) // Древнерусское искусство XV - начала XVI вв. М., 1963. С. 184 - 195).
Сборник статей, посвящённых 70-летию М.К. Каргера. Л., 1974. С. 107 – 110.
Рыбаков Б.А. Русские датированные надписи XI - XIV веков. Приложение 1.0 М., 1964.
Соленикова Е.В. Закладные кресты в архитектуре северо-запада России. СПб, 1996.
Спицын А.А. Заметка о каменных крестах, преимущественно новгородских // Записки отделения русской и славянской археологии императорского русского археологического общества. Т.5. Выпуск первый. СПб, 1903. С.203 - 234.
Черепнин Л.В. Русская палеография. М., 1956. С.154, 244, 252.
Шахнович М.М., Бельский С.В. «Новгородские» каменные кресты Западного Приладожья // Свод археологических источников Кунсткамеры. Вып. 2. Эпоха бронзы – позднее средневековье. СПб., 2009. С. 176 – 185.
Шляпкин И.А. Древние русские кресты. Кресты новгородские до XV века, неподвижные и не церковной службы. СПб, 1906.
Caune A. Rinka krusti Latvija, Riga, 2008.
Lundberg S. Gravmonument i sten från sen vikingatid och äldre medeltid i Västergötland.
Uppsatser från Historiska institutionen i Göteborg 7. Göteborg: Historiska institutionen, Göteborgs universitet, 1997.
Schvindt T. Tietoja Karjalan Rautakaudesta. Helsinki, 1893.
Ucla P. Atlas des steles discoidales. París, 1990.

Потравнов А.Л., Хмельник Т.Ю.