О ДВУХ АРТЕФАКТАХ XVI ВЕКА ИЗ ПУШКИНСКИХ ГОР










На Савкиной горке (всего фотографий: 9)

    Многие из тех, кто был в Пушкинском музее-заповеднике, наверное, помнят приметную часовню на Савкиной горке с установленным перед ней каменным крестом, а также каменный крест у часовни на Поклонной горке на пути из Бугрова в Михайловское (Крюков крест) Главная отличительная особенность этих крестов в том, что они стоят на высоких гранитных камнях с высеченными надписями. В зависимости от вдохновения того или иного экскурсовода можно услышать различные истории об этих очень любопытных и неоднозначных артефактах. Начнём с более популярного и фотогеничного объекта – с гранитного постамента на Савкиной горке.

 

Крест и часовня на Савкиной горке

    На сегодняшний день на гранитном постаменте с надписью «Лета 7021 постави крест Сава поп» (1513 год) установлен каменный крест из красного песчаника. С.С. Гейченко в своей книге «Пушкиногорье» писал, что он был полностью уверен: крест, найденный около деревни Дериглазово, который сейчас установлен на постаменте, – «настоящий», родной. Причем главными доказательствами для него служили «идентичность» материала – гранит, а также соответствие размера отверстия в постаменте нижней части креста. Увы, но Семён Степанович очень сильно ошибся в сравнении материалов, поскольку они, как мы уже отметили, разные. Форма креста имеет свою отличительную особенность – она скопирована с формы изборских намогильных каменных крестов, которые устанавливались в XVI - XVII веках. Изначально каменные кресты такой формы изготавливались в мастерских около Изборска из местного известняка и были зафиксированы на многочисленых могильниках этого региона. Однако и в более удаленных от Изборска уголках псковской земли нам известны намогильные кресты, которые копировали эту уникальную форму, но при этом были высечены из других материалов (песчаник, сланец, гнейс). Как раз примером такого позднего копирования и служит крест, найденный у д.Дериглазово и установленный С.С. Гейченко в постамент на Савкиной горке. Формулировка на постаменте, в свою очередь, ничего не говорит о цели установки креста, а лишь подчёркивает личность того, кто крест поставил, – попа Саву.

 

Прорисовка надписи на постаменте

    По нашему мнению, связать такую надпись с погребальной культурой нельзя, поскольку отсутствует традиционная поминальная формула, нет упоминания имени того, в память о ком крест устанавлен. Таким образом, получается, что на этом постаменте был установлен крест какого-то другого предназначения, которое мы однозначно определить не можем. Известны несколько единичных каменных крестов с вырезанными на них надписями, которые могли быть сделаны при жизни, установленные впоследствии на могиле заказчика. Но данная надпись к такой категории не относится. У нас есть одна версия, которая позволит нам приблизиться к пониманию того, что за крест был установлен на этом постаменте. Возможно, что изначально этот постамент предназначался для деревянного, а не для каменного креста. А повод для поклонения был – в конце 1512 – начале 1513 года началась очередная война с Литвой с похода Василия III под Смоленск и некоторых отрядов под - Оршу и Витебск.
     В основе нашего предположения лежат следующие факты. На всём северо-западе, включая Псковскую область, не было зафиксировано ни одного подобного подписанного постамента под каменные кресты. Подпятные камни, в которые устанавливались каменные кресты, широко известны – они все невысокие, все имеют паз под шип или зуб (специальный выступ в нижней части креста, который служит для прочного сцепления с основой).

 

Пример "зуба" на каменном кресте из песчаника

    На этих камнях не делалось каких-либо надписей, поскольку они обычно не возвышались над уровнем земли. Ещё одна причина, по которой подпятные камни не делали высокими, заключалось в оптимальном расположении центра тяжести конструкции. В тех случаях, когда каменные кресты ставились непосредственно в землю, без подпятного камня, нижняя часть крестов была заметно утолщена.
     Таким образом, высокий постамент мог использоваться либо для небольшого каменного креста, либо для более высокого деревянного. Но для начала XVI века каменные кресты как маркеры захоронений были достаточно известны в новгородской и псковской землях, поэтому небольшой каменный крест не являлся чем-то необычным и особенным, чтобы обратить внимание на него отдельным постаментом с пояснительной надписью. Более того, устойчивая традиция использования каменного креста как намогильного в данном случае не подтверждается надписью на постаменте. Существует и активно пропагандируется версия, что крест установлен «в память о погибших воинах», но это лишь желание современных интерпретаторов, которое ничем, кроме их красивой фантазии не подтверждается.
   Поэтому предположение, что на постаменте находился поклонный деревянный крест, вероятнее всего - резной, с молитвами, нам кажется наиболее предпочтительным. В данном случае постамент выполняет функции не только удобной «подставки» с возможностью написать на ней произвольный текст, например, с указанием того, кто поставил этот крест, но и служит хорошим предохранением от гниения соединяющейся с землёй нижней части креста. Такая гипотеза хорошо согласуется с тем, что именно деревянные кресты (а не каменные) ставились на Руси в качестве поклонных, а традиция их установки сохранилась до сих пор в ряде местностей. В этом случае также понятно, почему надпись выполнена не на кресте, поскольку упоминание имени живого грешного человека на деревянном кресте, служившем своеобразной копией креста, на котором был распят Иисус Христос, церковными деятелями до сих пор не приветствуется.
    Ещё одним доводом в пользу деревянного креста, установленного на данном постаменте, мы считаем следы обработки в верхней его части, что может служить дополнительным способом крепления большого деревянного креста к каменному основанию. Хорошо сохранились две чётко выраженных выемки по всей длине камня, расположенные на разных уровнях на противоположных сторонах постамента. Кроме того, сохранились следы разрушенной аналогичной площадки на лицевой стороне камня, выше надписи.

 

Площадка справа от поверхности с надписью

 

 Площадка слева от поверхности с надписью

    Можно попытаться предположить, что эти площадки сделаны с иной целью и в более позднее время. Однако в таком случае непонятно предназначение этих площадок, одна из которых была затем разрушена. Также необходимо учитывать, что эти выемки сделаны с трёх сторон при таких ракурсах, в которых надпись хорошо читается. А для каких иных строительных целей делать эти площадки, выставляя на передний план надпись про установленный крест? Да и упоминаний про крупные строения, в которых этот камень мог быть применён, в этом месте неизвестно. Причём если этот постамент использовать при каком-либо строительстве, то гораздо удобнее и надёжнее устанавливать его в таком положениии, когда в роли основания выступает плоская сторона, на которой и сделана надпись, а не класть ребром.
     Таким образом, мы считаем, что изначально постамент с памятной надписью «попа Савы» использовался под поклонный деревянный крест, который был установлен на Савкиной горке, своим видом символизирующей Голгофу. Действительно, место- высокое, красивое, а крест, установленный там, мог быть виден как с Сороти, так и с её правого берега довольно далеко. А поводом к этой установке могла послужить война с Литвой, в которой псковичи выступали как подданые московского Великого князя Василия Третьего. Мы считаем, что у деревянного креста могли молиться за здравие ушедших на войну, поэтому наша версия – что это был деревянный крест для живых, а не каменный для мёртвых.
     Теперь перейдём ко второму артефакту - аналогичному пьедесталу с каменным крестом на Поклонной горке.

 

Крест а постаментом на Поклонной горке

     Из археологических документов известно, что это камень-основание находился близь деревни Гораи недалеко от реки Великой в паре десятков километрах от Михайловского. Постамент выполнен также из валунного материала, но это уже не гранит-рапакиви, а один из видов мелкозернистого гранита. К сожалению, вместо серьезной реставрации здесь пару лет назад сделали лишь дешёвую обработку, даже толком не убрав остатки лишайника, но будем надеяться, что постамент, простоявший более 500 лет, ещё долго выдержит без потерь. Крест, выполненный из известняка, как и в предыдущем случае, отношения к постаменту не имеет. Крест этот типичен для псковской земли, где они ставились при захоронениях, как одиночных так и групповых. Он был изготовлен хорошим мастером, поскольку и техника исполнения надписи, и пропорции характерны для других аналогичных образцов, встречаемых на значительной территории Псковской области. Известняк, из которого крест изготовлен, вблизи Пушкинских Гор не встречается, а точное место изъятия данного креста для установки его на постамент, к сожалению, зафиксировано не было.
     Судя по дате, которая присутствует в тексте надписи, постамент несколько старше камня «попа Савы»: «В л?е 7017 поставиша раб бж?ей фїлїп крюковъ кр?ст сїи христян?о на поклонїе собе на память и роду своему».

 

Прорисовка надписи на постаменте

   Существует несколько вариантов интерпретации даты: 1524 год (7032), или надпись, обозначающая число 32 после знака 7 тысяч в виде букв «ЛВ», 1504 (7012) и соответственно число 12, обозначенное как «BI» , а также наша версия, что это 1509 год (7017) и число 17, обозначенное буквами «3I». Наша трактовка основана на том, что первая буква ближе к «земля», чем к «веди». И проверить это легко по самому тексту, где буква «В» написана несколько раз совсем с иным очертанием.
     
Но какова ни была бы дата, надпись на этом постаменте также связана с именем того, кто поставил крест, а также достаточно чётко указана цель установки - на поклонение христианам и как поминание себя и своего рода (собе на память и роду своему). Таким образом, вероятнее всего, постамент использовался для креста, предназначавшегося в качестве поминального. В отличие от постамента на Савкиной горке, следов обработки в верхней части камня из окрестностей д.Гораи, за исключением паза для установки креста, нет. Размер отверстия больше, чем на постаменте Савы (37 на14 см), а значит, основание креста было шире и толще, что могло и не потребовать дополнительного крепления. Поэтому вероятность того, что в этом камне мог быть установлен поминальный каменный крест, достаточно высока.
      В отличие от постамента на Савкиной горке, следов обработки в верхней части камня из деревни Гораи, за исключением паза для установки креста, нет. Размер отверстия больше, чем на постаменте Савы (37 на 16 сантиметров), а значит, основание креста было шире и толще, что могло и не потребовать дополнительного крепления.

 

Место стыка креста и постамента

    Поводом же к установке мог послужить следующий исторический факт. В 1509 году многие знатные псковские люди и купцы поехали к Великому князю Василию III на поклон с жалобой на поставленного в Псков наместника князя И.М. Репню-Оболенского. Возможно, что в числе тех, кто поехал к Василию Третьему в Новгород, был и Филипп Крюков, который, предполагая, чем может закончиться такая поездка по опыту новгородского разгрома, решил поставить крест на поклонение. Кстати, рядом с д.Гораи есть населенный пункт Крюки, может это название как то связано с упоминаемым Филиппом Крюковым? Но это только лишь одна из возможных версий, немного проясняющих события тех давних лет.
     Кончено, мы уже никогда не узнаем точно, какие именно кресты находились на этих памятных камнях, как они выглядели, какого они были размера. Однако мы считаем, что на сегодняшний день нет никаких веских доказательств тому, что в этих двух гранитных постаментах с надписями, датируемых началом XVI века, были установлены именно каменные, а не деревянные кресты. И по этой причине не совсем корректно указывать эти постаменты в качестве примеров датированных каменных крестов. 

Александр Потравнов
Татьяна Хмельник