ВЕЛИКАЯ СТЕНА ОТ СМОЛЕНСКА ДО ПСКОВА




Псковская стена (всего фотографий: 3)

     Всем известно, что роль западно-европейских городов в советских фильмах играли города прибалтийские. Причина понятна. Даже можно кое-как понять, почему сибирскую деревню могут снимать в Карелии – далеко ехать. А вот зачем из одного русского города стряпать другой, практически соседний…
      Псковский кремль, который называют Кромом, видели? Он довольно небольшой, занимающий возвышение между рекой Великой и её притоком Псковой, у него мощные стены из светло-серых известняковых блоков, с могучим Троицким собором в середине и цитаделью, то есть всё стоит довольно тесно. Перепутать его с другими российскими кремлями невозможно.

Псковский Кром

   А смоленская крепость - совсем другое сооружение, намного больше по площади: его стены растянулись почти на 7 километров, они идут то вверх, то вниз, потому что город стоит на высоком берегу Днепра, прорезаемом глубокими оврагами. А главное – все постройки здесь краснокирпичные, даже зубчики у стен, как в Московском Кремле.
    Можно ли снимать в Псковском Кроме осаду Смоленска польскими войсками в начале XVII века? Осада, конечно, знаменитая – 20 месяцев преобладающие враги не могли преодолеть сопротивление русского гарнизона, не получавшего подмоги. Наверное, можно: набрать массовку, нарядить её в исторические костюмы, дать в руки соответствующее оружие, развести побольше бутафорской кровищи и едкого дыма – и порядок. Но зачем нужен Кром? Оказывается, режиссёру Дмитрию Месхиеву, который снимает свой очередной исторический фильм, на сей раз по роману министра культуры РФ Владимира Мединского «Стена», понадобилась крепость. Короче, та самая стена, которую будут нещадно штурмовать и подрывать проклятые враги. Но вот незадача: стена-то совсем из другого материала, нежели в Смоленске.

 

Смоленская стена

      Наверное, известняковую стену можно обложить кирпичом для антуража. Но тогда можно снимать у любой старой кирпичной стены, не портя памятник федерального значения, каковым является Псковский Кром. А порча налицо, об этом хорошо знает псковский комитет по охране объектов культурного наследия. Например, когда режиссёру понадобился подвал, но его проём закрывала решётка, её попросту выпилили. Ничего, что она XVII века, как-нибудь присобачат обратно. Охране памятников даже пришлось выделить специального наблюдателя, который следит, не напортачили ли ещё киношники чего
       Но почему бы режиссёру, раз ему так люб министр культуры и его творчество, не отправиться снимать Смоленск в Смоленск? Там и стены остались, и башни, а главное – места на три армии хватит. Вероятно, причина заключается в том, что режиссёр Дмитрий Месхиев нынче – руководитель Театрально-концертной дирекции Псковской области и ему не хочется далеко отрываться от рабочего кабинета. Остаётся благодарить судьбу за то, что когда Дмитрий Дмитриевич был главой Комитета по культуре Санкт-Петербурга, ему не пришло в голову снять, скажем, в Петропавловской крепости Брестскую крепость.
      В этом году Псков уже изображал один «кирпичный» город – Великий Новгород, тоже что-то такое про Александра Невского было. Только вот никто никогда не брался за самый драматичный эпизод истории самого Пскова – осаду города Стефаном Баторием в 1581 году. Может, подождать, когда очередной высокий чиновник напишет роман на эту тему и обласканные властью кинорежиссёры получат новую благодарную тему? И в Пскове, наконец, снимут что-то про сам Псков…

Татьяна Хмельник
Александр Потравнов