ВИДЛИЦКИЙ ЧУГУНОПЛАВИЛЬНЫЙ ЗАВОД










Чугун Видлицкого завода (всего фотографий: 9)

    Иной раз складывается впечатление, что у многих объектов просто существует некая специфическая аура. Тулмозерский завод создавался с трудностями, пафосом, амбициями и многочисленными скандалами, - и после своей остановки завод остаётся местом притяжения какой-то активности: все на нём хотят заработать и после его смерти. История Видлицкого чугуноплавильного завода, в отличие от Тулмозерского, не изобилует высокими званиями фигурантов, скандалами и витиеватыми сюжетами. Он спокойно создавался для работы, реально работал и производил иной раз за год чугуна больше, чем Тулмозерский завод за всё время своего существования, но он-то как раз и исчез с лица земли после Гражданской войны, став ареной для боев знаменитого Видлицкого десанта летом 1919 года.
    А начиналась история Видлицкого завода в 1894 году во время переговоров руководства Путиловского завода с Министерством путей сообщения. В конце XIX века Россия стремилась развивать собственную промышленность, вводя достаточно высокие таможенные пошлины на сталь, чугун, кокс. Одновременно каждому производителю чугуна и стали из российского сырья гарантировались дополнительные правительственные премии с целью стимулирования объемов производства. В результате такой политики в 1890-х годах из 13 российских сталерельсовых заводов только один, Путиловский, работал на иностранном чугуне (английском и шведском). И на переговорах о долгосрочном контракте на ежегодную поставку 1,5 миллионов пудов стальных рельсов был поднят вопрос о необходимости Путиловскому заводу иметь собственное производство чугуна из российского сырья. В результате в контракт на поставку рельсов были включены пункты 17 и 18, где шла речь об обязательстве Путиловского завода организовать строительство собственного чугуноплавильного завода к 1 декабря 1896 года. Если завод не будет запущен, то МПС расторгнет весь контракт на поставку рельс.
     Осенью 1894 года Путиловским заводом было выбрано место для нового предприятия – в устье реки Видлица, на берегу Ладожского озера.

 

Чертеж Видлицкого завода

     Управляющим по строительству завода был назначен горный инженер Евгений Эдуардович Пенчковский. Завод должен был производить не менее 300 000 пудов чугуна в год. Сырье для нового предприятия должно были поставляться с рудника Вялимяки (рядом с Импилахти), с трёх арендованных рудников Тулмозерской казённой лесной дачи, а также с озёр и болот из окрестностей Сортавалы и близлежащих волостей. Топливом для единственной домны завода предполагали сделать древесный уголь, угольные печи для которого были построены вдоль берега Ладожского озера. Флюс (доломит) привозили из карьеров Вытегры. Строительство шло, отчёты составлялись, но к сроку завод запустить не успевали. Высокая комиссия из чинов Министерства путей сообщения, Горного департамента и Путиловского завода собралась в Видлице 1 декабря 1896 года. Был осмотрен почти готовый завод, получены объяснения, почему его не успели запустить в оговоренный срок, и определили новую дату запуска. Доменная печь заработала летом 1897 года.

 

Фотография Видлицкого завода 1899 года.

    В августе 1899 года начала действовать и вторая домна, что позволило увеличить суммарную выплавку чугуна до 500 000 пудов чугуна в год. На берегу Ладоги были построены специальные ряжевые дамбы, от пристани, где выгружалась руда, проведена подвесная дорога.

Остатки дамбы в устье реки Видлица

 

Здесь на реке Видлица был причал для выгрузки руды

     С её помощи к месту подготовки шихты и рудосушильным печам подавали озёрную руду, привезённую из-под Сортавалы, и железный концентрат из рудника Вялимяки.
В 1900 году Видлицкий завод отказался от рудников в Тулмозерской лесной казённой даче из-за высокой себестоимости руды. К тому времени там работали три рудника - Фаддейн-Келлян, Мечей-Коскен и Хейне-Суон – с 9-ю шахтами глубиной до 20 метров. Главной проблемой оказалась сильнейшая обводнённость шахт. Если на глубине около 16 метров приток воды в забой составлял 10 вёдер в минуту, то на двадцати метрах поступление воды в шахту было втрое больше! А при попытках пройти шахту ещё глубже воду уже физически не успевали отчерпывать. Из-за невысоких объёмов добычи обогатительную фабрику там не поставили, в отличие от рудника Вялимяки, где обогащали местный магнетит с содержанием в итоговом концентрате до 65% железа (в виде Fe2O3 и FeO).

 

Устье шахты на руднике Вялимяки

Ограждение вентшахты (возможно) на руднике Вялимяки

     Этот обогащённый концентрат везли по специально построенной для завода железной дороге на берег Ладожского озера, откуда его перевозили в Видлицу. Из-за отсутствия обогатительной фабрики тулмозерский гематит сортировали вручную и лишь отобранную руду первого сорта с содержанием железа более 50% вывозили на переплавку в Видлицу.
Уже летом 1901 года из-за наступившего мирового кризиса, когда цены на чугун начали резко падать, деятельность завода решили временно приостановить. Во время простоя завода делался ремонт оборудования и домны, строились новые помещений для рабочих. 
Городок при заводе уже в 1900 году состоял из больницы, магазина, казарм для холостых рабочих и домов квартирного типа для семейных. Для инженерно-технического состава также были построены различные дома. Сохранился проект дома для служащих на две семьи, где одна квартира состояла из 4-х комнат (гостиная, спальня, кабинет и столовая), кухни и встроенного туалета.

 

Чертеж дома для служащих

    Квартиры для семейных рабочих были менее комфортные – двухкомнатные, с туалетами на улице. При этом в соответствии с правилами завода плата за квартиру с рабочих не взималась. Они платили за освещение, баню и ремонт полов, но не более 40 копеек в месяц. Этими же правилами рабочим разрешалось нанимать за свой счёт кухарку. О доходах рабочих можно судить по сохранившимся официальным данным: слесарь Иван Раскатов, например, получал 1 рубль 60 копеек в день, багормейстер (т.е. старший при добыче озёрной руды) получал 80 рублей в месяц. Летом на заводе в очередной раз поменялся управляющий, вместо Э.Э. Циммермана, который в октябре 1897 года сменил Пенчковского, стал С.С. Радушевич. В ноябре 1903 года завод снова начала выплавлять чугун и продолжал работать до марта 1906 года, затем снова последовал перерыв более чем на год. Окончательно завод остановился летом 1909 года, после успешного в плане производства (было выплавлено почти 518 000 пудов чугуна) 1908 года. Уже в июле 1909 года домны были разрушены, а наиболее ценное оборудование вывезли в Сант-Петербург.
    Долгое время здание завода стоял заброшенным, пока в 1919 году его здания не стали своеобразной базой Олонецкой добровольческой армии, которая хотела отвоевать часть Карелии от большевиков. В результате высадки Видлицкого десанта в июне 1919 года завод оказался на передовой – прямо в эпицентре боев. Затем время и люди стёрли с лица земли практически все следы этого завода.

 

Шлак и чугун на берегу Ладоги

   Только остатки дамбы, да шлак с чугуном на берегу Ладоги напоминают о том, что здесь некогда кипела жизнь.

Александр Потравнов
Татьяна Хмельник

В статье использованы материалы из РГИА: Фонды 83 и 1424