Огни Петербурга/Pietarin valot

Здесь предлагается обсуждать различные знания, которые не попадают ни в одну из других категорий (техника, книги, снаряжение и т.д)

Огни Петербурга/Pietarin valot

Сообщение Юрьёнпойка » авг 14th, '14, 08:09

Был недавно в издательство "Гйоль". Узнал, что наконец-то известный роман Юхани Конкки (Juhani Konkka) издан в полном русском переводе:
http://www.inkeri.ru/rep/books/item.php?id=33
До сих пор в сети попадались лишь отдельные отрывки из него:
http://www.toksovo.elci.ru/toks_konkka.htm
Прочитал. Рекомендую.
Замечание по ходу пьесы. Инкеритская речь (в те времена, когда ингерманландцы говорили, в основном, по-фински) была переполнена русизмами. Это не секрет. Тут целый выводок. Догадаться, что означают слова "gordovoi" или "lotniekka" не трудно. А вот "possu" требует дополнительных пояснений.
Последний раз редактировалось Юрьёнпойка авг 15th, '14, 00:16, всего редактировалось 1 раз.
Юрьёнпойка
 
Сообщений: 6985
Зарегистрирован: дек 7th, '09, 10:29
Откуда: Pietari

Re: "Огни Петербурга" ("Pietarin valot")

Сообщение Murrr » авг 14th, '14, 08:26

Из той же деревни будет Унелма Конкка, которая прославилась как карельская сказочница в Петрозаводске (она перевела на русский язык все самые известные карельские сказки, в том числе и про Ольховую Чурку). Более серьёзным людям она известна как лучший исследователь карельских погребальных обрядов. Она умерла не так давно в Лаппеенранте, а сын её Алексей работает в Карельском научном центре - он этнограф.
Murrr
Администратор
 
Сообщений: 6995
Зарегистрирован: дек 6th, '09, 23:12

Re: "Огни Петербурга" ("Pietarin valot")

Сообщение Юрьёнпойка » авг 14th, '14, 10:50

Семья талантливая была. В книжке это подробно описано. К сожалению, страна была не самая подходящая. :evil:
Юрьёнпойка
 
Сообщений: 6985
Зарегистрирован: дек 7th, '09, 10:29
Откуда: Pietari

Re: "Огни Петербурга" ("Pietarin valot")

Сообщение canonir » авг 14th, '14, 12:21

Подходящей или неподходящей страну делают люди, её населяющие. Если жрать водку, скулить под забором, воровать и нихрена не делать - то любая страна загнется. Плохому танцору всегда муди мешают. В других странах тоже хреново жилось, много войн, голода и мерзости было. Но они справились, поскольку брали ответственность на себя и делали своё дело. Мы же любим рассуждать о невезении, о врагах, о плохих условиях, и т.д. Мы сами себе главный враг. Начни с себя.
canonir
Администратор
 
Сообщений: 7052
Зарегистрирован: дек 6th, '09, 21:56

Re: "Огни Петербурга" ("Pietarin valot")

Сообщение Юрьёнпойка » авг 14th, '14, 16:01

В книжке есть интересный фрагмент на эту тему. По поводу разницы в менталитете русских и финнов. Найду всенепременно.
Ингерманландцы изначально оказались в довольно странной ситуации. Это всё равно, если бы при Людовике XIV столицу Франции разместили бы в эльзасском Страсбурге. Или королева Виктория вдруг с перепугу перевела бы центр Британской империи в Дублин.
Сложно сказать, как сложилась бы судьба инкеритов, если бы отделение Финляндии прошло без эксцессов. Но геополитическая обстановка между двумя мировыми войнами была такая, какой она была. И советский режим был далёк до демократии.
Последний раз редактировалось Юрьёнпойка авг 14th, '14, 22:08, всего редактировалось 1 раз.
Юрьёнпойка
 
Сообщений: 6985
Зарегистрирован: дек 7th, '09, 10:29
Откуда: Pietari

Re: "Огни Петербурга" ("Pietarin valot")

Сообщение Юрьёнпойка » авг 14th, '14, 22:08

Итак, одна цитата (вообще нужно прочитать весь фрагмент, чтобы был ясен контекст, но пока и этого хватит):
----------------
Обрусение и, в особенности, крепостничество испортили нашу финскую натуру: в нас проникли раболепие, пресмыкательство, боязливость, а ещё больше -- неряшливость и небрежность. Меня просто бесит, я насмотрелся, будучи мировым судьёй, когда ингерманландские мужчины униженно кланяются и вымаливают прощение с шапками в руках, будто забитые русские мужики. Теперь если и встретишь настоящую финскую стойкость и финское мужество, так только в самых глухих деревнях, откуда почти не ездят в Питер и мало соприкасаются с русскими.
---------------
JK. Буду благодарен Роберту (лично) за коммент. Только без полкорректности, оле хювя. :twisted:
Юрьёнпойка
 
Сообщений: 6985
Зарегистрирован: дек 7th, '09, 10:29
Откуда: Pietari

Re: "Огни Петербурга" ("Pietarin valot")

Сообщение serge1966 » авг 14th, '14, 23:15

Нескромный вопрос- а Вы себя относите в крепкому , конкретному, несгибаемому фину ? Хотелось бы на Вас в реале посмотреть, может как нибудь и свидимся.
serge1966
 
Сообщений: 194
Зарегистрирован: дек 7th, '09, 18:24

Re: "Огни Петербурга" ("Pietarin valot")

Сообщение Юрьёнпойка » авг 15th, '14, 00:14

Я Вам, сударь, открою один секрет.
Годика три тому назад было интересно на Вашу культовую персону взглянуть. Теперь совсем не хочется.
Слишком много за это время было выпущено в пространство. Которое оказалось в итоге сильно загажено. :ugeek:
К кому отношусь? К этническому большинству. Как теперь понимаю, увы. :oops:
Юрьёнпойка
 
Сообщений: 6985
Зарегистрирован: дек 7th, '09, 10:29
Откуда: Pietari

Re: Огни Петербурга/Pietarin valot

Сообщение Murrr » авг 15th, '14, 03:20

Господа, будете собачиться здесь - накажу обоих. Будьте любезны собачиться в другом месте.
Что касается несгибаемых финнов. Если бы не немецкая помощь да горы таммерсфорских трупов - согнулись бы, как миленькие. Это не несгибаемость, а определённая малоцивилизованность, хуторная свобода, но она действует только на хуторе. Можно подумать, что в США начала XX века условия для выживания были лучше. Амазонские индейцы тоже слывут абсолютно несгибаемыми, но к процветанию они как-то не движутся. Несгибаемость - это положительное качество в ряде ситуаций, но когда она не переходит в закостенелость. Так что не надо хуторянскую привычку к широкому личному пространству путать с настоящей несгибаемостью духа. Что же касается настоящего "финского мужества" по глухим деревням, автор мог немного приукрасить, и пофигизм пополам с эмоциональной тупостью малограмотного, нигде не бывавшего крестьянина выдать за некую доблесть:-))) Дело не в обрусении. Дело в реальном наследии крепостничества, самодержавии и византийском чванстве Российской империи. Но - империи, а не русских. Не хочет ли сударь почитать записки из истории Австро-Венгрии? Тоже империя была. И без всяких русских. И, страшно сказать, без всяких финнов. А порядки там царили не менее идиотские, и к чему это привело - всем известно.
Я к тому, господа, что припадки национализма (неважно, какая нация восхваляется или унижается) обычно вызывают в лучшем случае брезгливую улыбку.
Murrr
Администратор
 
Сообщений: 6995
Зарегистрирован: дек 6th, '09, 23:12

Re: Огни Петербурга/Pietarin valot

Сообщение canonir » авг 15th, '14, 06:30

Есть такое понятие, как приспособляемость к изменениям окружающей среды. Она может выражаться в различных формах - миграция, возведение различных защитных барьеров, адаптация, и т.д. Например к природным явлениям приходится приспосабливаться, а вот с вором не договориться. И такая картина мира вполне понятна для любого крестьянина, живущего своим трудом. Если придут один-два разбойника отнимать урожай - он станет с ними бороться. Придёт шайка - постараются объединится с соседями. Придёт армия - начнётся приспособление к новым реалиям. Это уже будет расценено как стихийное бедствие. Одни уйдут в лес, а другие станут работать, в любом случае, выживут те, кто лучше приспособится. Такая ситуация характерна для всех. Примеры войн, смены правителей и восстаний - тому свидетели. Большинство всегда инертно, и менять худой и привычный мир на неизвестную войну очень не хочется - до тех пор, пока совсем уж невмоготу станет. Поэтому все рассуждения на тему "как это они могут", которые ведутся из мест с другими условиями выживания, всегда настораживают, поскольку на любой встречный пример из их внутренних особенностей выживания получаешь ожидаемую реакцию -" у нас так принято". Мы не стыдимся своей национальной принадлежности и всегда с любопытством наблюдаем реакцию тех, кто нас спрашивает в разных странах, когда на вопрос, кто мы, я, улыбаясь, отвечаю, русские :)
canonir
Администратор
 
Сообщений: 7052
Зарегистрирован: дек 6th, '09, 21:56

Re: Огни Петербурга/Pietarin valot

Сообщение Murrr » авг 15th, '14, 06:43

И вот стоим мы посреди норвежских гор - с российским петербургским номером и с ингерманландским флагом (им у нас накрыт багажник:-))), - на нас пялятся, но очень аккуратно, без наглости. А в разговоре все без исключения - норги, датчане, шведы, дойчи, австрийцы, чехи, поляки, все прибалты, - все народы всех стран, где мы ездили много и успешно, - абсолютно корректны, да ещё и восхититься могут, мол, надо же, на своей машине не страшно типа по нашим горам скакать или по нашим морям все паромы перепробовать. У нас никогда нигде не было никаких столкновений на национальной почве, наоборот, все местные жители, с которыми мы общались, были совершенно искренне доброжелательны. На нормальную человеческую улыбку только закоренелый дебил ответит злобным рычанием. А мы к дебилам не ездим. Из принципа!
Murrr
Администратор
 
Сообщений: 6995
Зарегистрирован: дек 6th, '09, 23:12

Re: Огни Петербурга/Pietarin valot

Сообщение canonir » авг 15th, '14, 15:49

И ещё немного по поводу приведённой цитаты из книжки. По сути, это подмена исторических сведений личным восприятием единичных фактов и желанием найти виновного. Очень знакомый и широко распространённый приём :( Для осмысления происходящих событий в тот или иной момент времени надо читать современников тех событий, знакомиться с документами и статистикой, чтобы потом спокойнее воспринимать подобную рефлексию.
canonir
Администратор
 
Сообщений: 7052
Зарегистрирован: дек 6th, '09, 21:56

Re: Огни Петербурга/Pietarin valot

Сообщение Юрьёнпойка » авг 15th, '14, 16:35

Я повторюсь. Взят очень небольшой фрагмент. Речь опять-таки о контексте. О надеждах, которые возглавляли ингерманландцы на свою историческую родину, находившуюся совсем рядом, за Сестрой. И условия, в которых происходил разговор двух местных жителей (отца писателя с соседом). Послереволюционного бардака и правления товарищей большевиков, дорвавшихся уже до власти.
Кстати, Семён Михайлович Конкка (Simo Konkka), который и произносит монолог, был не только крупным домохозяином, но мировым судьёй (mirnoi sudja), уважаемым в округе человеком, книгочеем. И даже поклонником Руссо, за что супруга без конца на него ворчала.
В начале прошлого века вообще было принято "обращаться к корням". К живой природе. И простым людям, якобы не испорченными цивилизацией. Тогда это было общее место. От Галисии до Камчатки. Да, это была иллюзия. Но ею болели и выпускники престижных европейских университетов.
Естественно, каждый судит в меру своего жизненного опыта. И тут сравнения часто шли в пользу финского, а не русского мужика. Если финны могли быть и малограмотными, то русские зачастую даже читать не умели. Правонарушений (о чём Конкка-старший знал не понаслышке) среди русских был куда выше, чем среди куда более законопослушных финнов. Кстати, разбойники, которые пошаливали на Токсовской дороге, тоже почти сплошь были русаками. Просто факт.
В книжке есть эпизод, когда семья поехала торговать продуктами на базар. Так тут же нашлось несколько охотников "позаимствовать" у чухонцев.
Ещё момент. Главы семейств, хоть и говорили на языке предков, обращались друг к другу по имени-отчеству, причём на русский манер.
И причём здесь "горы таммерфорских трупов"? Лахтари разбили бы пуникки и без немецкой помощи, хотя это и было бы дольше. Маннергейм, кстати, очень неодобрительно отзывался о германской интервенции. Поддержка белого движения в Финляндии была куда более массовой (в процентном отношении), чем в России. Оно было крестьянским по самой своей сути, а не дворянско-интеллигентским, как в России. В шюцкор никто палками не загонял, сами охотно шли. Так было и в Сатакунте, и в Нюляндии, и в Карелии.
Сравнение с Австро-Венгрией не в пользу России говорит. Мало того, что мадьяры (кстати, угорское племя) имели с австрийцами равные права, так ещё у хорватов было собственное королевство. Чехи были недовольны? А чего это они тогда пачками селились в проклятой Вене? Впрочем, про Двуединую достаточно. Не о ней сейчас разговор.
Юрьёнпойка
 
Сообщений: 6985
Зарегистрирован: дек 7th, '09, 10:29
Откуда: Pietari

Re: Огни Петербурга/Pietarin valot

Сообщение Юрьёнпойка » авг 15th, '14, 16:36

И вдогонку (знаков много).
То, что происходит в нашей замечательной стране сейчас -- всего лишь последствия затянувшегося с 1917 г. банкета. Что осталось от прежней России из того, что успел запечатлеть Прокудин-Горский? Да почти ничего. А ведь тогда нефти ещё очень мало добывали. Куда исчезли тысячи русских деревень? Их что, все Гудериан танками распахал? Да нет, сами уничтожили. От большого ума, видимо.
На карту Перешейка посмотришь, ужас просто. По ту сторону границы хуторов видимо-невидимо. А здесь иной раз на десятки км ничего, кроме пары развалюх, так и тех не советской постройки.
Зато теперь "встали с колен". Ляпота...
Юрьёнпойка
 
Сообщений: 6985
Зарегистрирован: дек 7th, '09, 10:29
Откуда: Pietari

Re: Огни Петербурга/Pietarin valot

Сообщение canonir » авг 15th, '14, 17:29

Есть разные способы ведения дискуссии, но чаще всего они превращаются в обычное "в огороде бузина, а в Киеве дядька", или "ты ему про Фому, а он тебе про Ерёму" :( Не надо, как заяц, носиться по всей поляне. Остынь, горячий финский jänis :)
Мы говорим о том, что в таких книгах происходит подмена понятий - на локальных примерах делаются обобщения таким способом, как это выгодно автору.
Мы уже приводили один пример русофобской пропаганды, связанный с памятниками "300 летнего ига" на Карельском перешейке. Есть и другие примеры изменения, передёргивания в свою пользу, даже на уровне легенд.
Разговоры о том, кто лучше и хуже - это уже уровень детсада. Мошенники, воры, грабители, подонки и т.д. были, есть и будут среди всех народов. Причём их количество в той или иной местности возрастает пропорционально количеству денег и плотности населения. Есть, конечно, способы борьбы с этими элементами и есть методы, снижающие это влияние, но в обсуждаемый период времени это было именно так. А уж обмануть чужака - это не только в окрестностях Петербурга делали, так поступали и финны. Но они не только обманывали. В документах конца XIX века зафиксировано достаточное количество случаев, когда на территории ВКФ оскорбление финнами или шведами русских подданных никак не наказывалось. Это просто считалось нормой поведения. Этакой национальной гордостью. Вот, например, промышленник Вольстедт никак не хотел платить крестьянам Тулмозерской волости за поставляемую руду. Так что можно найти массу различных примеров, подтверждающих одну простую вещь, - идеальных и пушистых народов нет, у всех есть схожие черты, и, находясь продолжительное время в одинаковых условиях, большая часть людей ведет себя одинаково. Это замечено, в том числе, и на изменении поведения иностранцев в России, после определенной адаптации к нашим реалиям.
И еще один нюанс. История не знает сослагательного наклонения и поэтому надо учиться жить сегодня, исходя из того, что реально произошло, а не из того, что нам хотелось бы.
Я специально не касаюсь того, что произошло после октября 1917 года. Это отдельная тема и слишком сложная тема.
canonir
Администратор
 
Сообщений: 7052
Зарегистрирован: дек 6th, '09, 21:56

След.

Вернуться в Библиотека знаний

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1