Зверинский "О православных монастырях"

Здесь предлагается обсуждать различные знания, которые не попадают ни в одну из других категорий (техника, книги, снаряжение и т.д)

Зверинский "О православных монастырях"

Сообщение canonir » авг 24th, '11, 07:09

Думаю, многие сталкивались с этим энциклопедическим трудом известного в прошлом статистика В.В. Зверинского по истории православных монастырей России. Однако, как это часто бывает с работами такого масштаба, в этом перечне встречаются и ошибки. Еще раньше подробный каталог делал архимандрит Амвросий в своем труде "История русской иерархии", на который Зверинский часто ссылался как на первоисточник. И этот "первоисточник" его чаще всего и подставлял :cry: Современные "исследователи", судя по всему, не утруждают себя проверкой данных Звверинского и Амвросия и тупо повторяют эти ошибки. Одна из причин этих ошибок заключалось в том, что если встречались в писцовых книгах упоминания о непахотных монахах, то делался вывод о монастыре. Однако монахи часто жили в принадлежащих монастырям селах для контроля за территорией. Мы не беремся говорить обо всех ошибках, а пока упомянем две из тех, которые выявили. Ошибки достаточно серьёзные, чтобы оставить их без внимания.
1. Сытинский монастырь (2100). Указан мужской монастырь даже без названия. Ссылка на Амвросия, об упоминании монастыря в 1678 году, и на памятные книжки. На самом деле на этом месте было село Кунья Гора с Успенской церковью, которое принадлежало Троице-Сергиевой лавре. Самостоятельного монастыря там не было - в переписных книгах и грамотах монастыря нет упоминания об отчуждении этой земли, за исключением одного случая в 1654-1667 годах, когда село было отдано Иверскому монастырю, но затем возвращено обратно.
2. Зарецкий Рождественский девичий монастырь. Зверинский размещает его в Броннице и делает ссылку на Амвросия. Однако Амвросий указывает этот монастырь в 40 верстах к югу от Великого Новгорода (Бронница же куда ближе), кроме того, село принадлежало Антониеву монастырю еще со времен Александра Невского. И ни в одной переписной книге другой монастырь здесь не упоминается.
canonir
Администратор
 
Сообщений: 7052
Зарегистрирован: дек 6th, '09, 21:56

Re: Зверинский "О православных монастырях"

Сообщение Юрьёнпойка » авг 24th, '11, 13:58

Ляпы только с монастырями или с приходскими храмами тоже?
Юрьёнпойка
 
Сообщений: 6990
Зарегистрирован: дек 7th, '09, 10:29
Откуда: Pietari

Re: Зверинский "О православных монастырях"

Сообщение Murrr » авг 24th, '11, 14:06

Причём здесь приходские храмы?! Прочти, как труд называется.
Murrr
Администратор
 
Сообщений: 6999
Зарегистрирован: дек 6th, '09, 23:12

Re: Зверинский "О православных монастырях"

Сообщение Юрьёнпойка » авг 24th, '11, 14:23

Да, но после екатерининской реформы многие монастырские церкви стали приходскими.
Юрьёнпойка
 
Сообщений: 6990
Зарегистрирован: дек 7th, '09, 10:29
Откуда: Pietari

Re: Зверинский "О православных монастырях"

Сообщение Murrr » авг 24th, '11, 14:28

В этом труде учитывались только монастыри. А некто Платонов, великий учёный, трудолюбиво перенёс текст Зверинского на карту, нимало не озаботившись хотя бы элементарной проверкой этих сведений. Теперь попрёт новая волна идиотов, которые начнут цитировать новую модную карту. Ну как же, в Тырнете писано. Я уже их чувствую, цитателей:-(
Murrr
Администратор
 
Сообщений: 6999
Зарегистрирован: дек 6th, '09, 23:12

Re: Зверинский "О православных монастырях"

Сообщение canonir » авг 24th, '11, 18:12

Но, кроме критических замечаний, над привести и положительные примеры :D Наиболее показателен пример с Покровским монастырем в Пустоши, на южном берегу Ильменя, около Бурег. Архимандрит Амвросий в своем труде после переписывания летописных сведений написал: "...ныне в Пустошском погосте две церкви каменныя Покрова Божией матери и Св.Духа". Однако по плану генерального межевания Пустошь была не селом, а деревней, т.е. там вообще не было церквей. Отсутствие церквей и статус деревни подтверждался и в последующих статистических материалах. А две каменные церкви в этом месте находились в Бурегах, но они совсем другого посвящения - Никольская и Вознесенская, постройки XVIII века.
Зверинский разобрался с этой ошибкой Амвросия и включать его глупость в свой труд не стал. Однако некоторые авторы продолжают писать про каменные постройки Покровского монастыря. А некоторые краеведы и приравненные к ним писатели до сих пор называют две церкви Бурегского погоста неким неизвестным монастырем, сведений о котором-де история не сохранила :D
canonir
Администратор
 
Сообщений: 7052
Зарегистрирован: дек 6th, '09, 21:56

Re: Зверинский "О православных монастырях"

Сообщение Eeyore » авг 24th, '11, 20:25

canonir писал(а):А две каменные церкви в этом месте находились в Бурегах, но они совсем другого посвящения - Никольская и Вознесенская, постройки XVIII века.

Все же, вроде, Воскресенская.
Eeyore
 
Сообщений: 280
Зарегистрирован: дек 15th, '09, 22:15

Re: Зверинский "О православных монастырях"

Сообщение canonir » авг 24th, '11, 20:38

Да, конечно, Воскресенская, а точнее Воскресенский собор 1764 года постройки :)
canonir
Администратор
 
Сообщений: 7052
Зарегистрирован: дек 6th, '09, 21:56


Вернуться в Библиотека знаний

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2