БАБЛО, СЛЫШИШЬ, ПИЛЯТ

На восстановление исторической части Выборга планируют выделить деньги. И не копейки какие-нибудь, а как минимум 4 миллиарда рублей, при том, что требуется намного больше. В городе, где разрушается единственный в стране рыцарский замок, где часть старинных домов погибает от полной беспризорности, а часть приговаривается городской властью к сносу, где догнивают чудные деревянные дома в прекрасном парке Монрепо, - в общем, в этом депрессивном месте запахло деньгами. И что теперь? А теперь – борьба за деньги. Ибо это только кажется, что они выделены именно на спасение города…
ПИАСТРЫ! ПИАСТРЫ!
Слух о готовящемся финансировании исторических объектов города на миллиарды рублей распространился мгновенно. Для одних эти деньги означают, что, может быть, вот он - тот удивительный шанс восстановить разрушающиеся исторические памятники, вдохнуть жизнь в закрытые и заколоченные дома. Для вторых самое важное - как, проигнорировав мнение первых, суметь направить часть этого денежного потока в нужные и заранее подготовленные места, оформив эти манёвры соответствующими документами.
В 2014 году на основании государственного контракта была разработана концепция восстановления исторической части Выборга. Первое удивление у всех, кто знает и любит Выборг, заключалось в том, что контракт выиграла московская фирма ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские». Так исторически сложилось, но на территории России нигде больше не сохранилось настолько цельного образца европейского города XIV - XX веков – немногочисленные выжившие фрагменты Восточной Пруссии не в счёт. И странно, что разработку концепции поручили не тем, кто десятилетиями работал в Выборге, кто знает практически каждый камень, а достаточно далёким от этого города людям. Но выигравшие конкурс московские специалисты, понимая эту особенность своей работы, в качестве соисполнителей привлекли и достаточно опытных реставраторов из Санкт-Петербурга.
Часовая башня. Фото 2012 года
Конечно, концепция крайне необходима городу, о ней можно спорить, что-то менять и корректировать, что, кстати, и происходит, и это надо приветствовать. Но то, как такой важный документ создавался, при изучении выставленных на ознакомление материалов вызывает недоумение.
Выглядит всё солидно: серьёзное и надёжное реставрационное учреждение выиграло объявленный Минкультом конкурс и в установленные сроки выполнило работу по созданию концепции. Но если внимательно обратить внимание на условия конкурса и техническое задание, приложенное к госконтракту, возникают вопросы.
В Техническом задании (Приложение № 1 Государственного контракта № 4026-01-41/10-14 от 18 сентября 2014 г.) в п.1.7 указан срок выполнения первого этапа работ - 29 сентября 2014 года. То есть за 11 дней (включая выходные), необходимо было выполнить «предварительные акты физического объёма, категории сложности, объема утрат, технического состояния, фотофиксацию, технические задания на разработку научно-проектной документации, включающей в себя сметы-калькуляции, по объектам культурного наследия исторического центра города Выборга, находящихся в федеральной собственности». Всего таких объектов в городе 26. А в срок до 25 октября 2014 года такие же работы необходимо было провести в отношении остальных 256 объектов культурного наследия, которые рассматривались в концепции. Даже профану понятно, что за такие сроки такой объём работы выполнить не сможет никто. Однако подписи стоят, отчётные бумаги приложены. На наш вопрос – мол, как же так, - слышим знакомое: «Ну вы же понимаете…»
Понимаем. Так у нас складывается: две реальности, две действительности. По бумагам (законы, контракты, инструкции, отчёты, проекты) у нас одна действительность, отвернёшься от бумаг - другая.
НЕ В ОЛАФА КОРМ
Символ города, известный далеко за пределами Северо-Запада, - башня Олафа Выборгского замка. Издалека видно, что башня вся ободранная, а в крепостном вале замка зияют трещины. Две такие трещины уже выросли в здоровенные обвалы и прикрыты от глаз публики полиэтиленом. По словам директора музея «Выборгский замок» Светланы Абдуллиной, валунные стены чрезмерно напитаны влагой, от этого и разрушается кладка, причём происходит это постоянно: сначала тихонько вылезает один камень, потом другой, всё это может медленно сползать вниз, пока не грянет настоящий обвал, как это случилось на фасаде западного корпуса.
Следы обрушений крепостного вала
История реставрационных работ на башне только за последние несколько лет весьма любопытна. В неё постоянно вкладывали деньги – то на одно, то на другое, в общей сложности почти 38 миллионов рублей. Что осталось от этих трудов? Можно увидеть фрагменты восстановленной кладки, местами исправленную кровлю, фотографии башни в лесах. Как вспоминают выборжане, имеющие отношение к строительному бизнесу, некий подрядчик бегал по городу в поисках пяти-шести среднеазиатских рабочих, чтобы те хоть что-то на башне успели «подмазать», пока леса не стали разбирать. Есть ещё статьи в газетах и бравурные телерепортажи, как, например, на канале «Культура» (за 18 октября 2010 года): «Впервые за три столетия самый высокий донжон Скандинавии сдался. И даже не военным, а армии реставраторов. Сейчас победа на их стороне. Два верхних этажа фасада летом 2010 года привели в надлежащее техническое состояние». Но уже через пару лет фасад двух верхних этажей башни выглядел очень ободранным.
Вид башни Олафа в феврале 2012 года
Да и акт осмотра, который вошёл в документы по концепции, сообщает, что состояние кладки стен башни (как валунной, так и кирпичной) аварийное. На этом основании сделан вывод, что стены находятся в «недопустимом состоянии». Ну как тут после такого не приняться за разработку новой проектной документации!
Был объявлен тендер «Разработка проектной документации для ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия «Комплекс крепостных построек и сооружений на острове. Башня Олафа»». Торги назначены на 9 июня 2015 года, а работы должны быть закончены уже… 28 августа 2015 года. Возможно ли выполнить качественные и профессиональные проектные работы в такой срок? По мнению реставратора Ирэн Хаустовой, которая работала на многих выборгских объектах годами, – невозможно.
И нужно ли разрабатывать проект с нуля, если в «Спецпроектреставрации» уже проводились подобные работы? Первоначальная стоимость нового проекта определена в 14,2 миллионов рублей. Можно ознакомиться со сметой-калькуляцией, приложенной к тендерной документации. Вот статья «Составление обмерных чертежей фасада (интерьера) здания стереофотограмметрическим методом, поверхности сооружения в масштабах 1:50: категория сложности 3». Стоимость – работ на 2500 квадратных метров фасада определена в 3 656 600 рублей. По положению об инженерно-геодезических изысканиях, к третьей категории (самой сложной) относятся «здания, сооружения и их фасады (интерьеры) со сложной конфигурацией, мелкими деталями, орнаментами, лепниной, резьбой и т.п.». Мы предлагаем всем желающим найти орнаменты, мелкие детали и резьбу на фасаде башни Олафа. Судя по нормативу, сложность фасада этой башни можно сравнить с фасадом Кёльнского собора.
Вид башни Олафа в мае 2015 года
А теперь о проведении историко-архивных и библиографических изысканий с составлением исторических записок. В смете-калькуляции стоимость этих работ по башне Олафа обходится почти в 700 000 рублей. Фантастика: неужели за переписывание и оформление уже многократно опубликованных архивных и исторических материалов требуется платить такие суммы? По другим объектам то же самое, например, по башне Ратуши и по Часовой башне.
Башня Ратуши была отреставрирована в 1974 - 84 годах под руководством Ирэн Хаустовой, с составлением всей документации, включая обмеры и исследования. Но в техническом задании для проектирования реставрационных работ по новой концепции опять приведены такие же «сверхсложные обмеры», а состояние стен опять признано «неудовлетворительным». Но, по мнению Ирэн Хаустовой, именно эта башня как раз в достаточно приличном состоянии.
Башня Ратуши. Фото мая 2015 года
А вот Часовой башне срочная реставрация действительно необходима. Но те аварийные консервационные работы, которые проводились осенью 2014 года и на которые было выделено 3,8 миллиона рублей, по мнению Ирэн Хаустовой, являются примером непрофессионализма. Поставили леса, а из трещин валунной кладки XV века (в то время нижняя часть башни служила колокольней кафедрального собора) торчат замазанные раствором кирпичи. Мы показали фотографии этих вылезающих, торчащих во все стороны кирпичей реставратору высшей категории – она схватилась за сердце.
Кирпичи в трещинах Часовой башни
При этом в сметной документации по новому проектированию предусмотрены затраты (300 тысяч рублей!) на археологические раскопки в виде четырёх шурфов два на два метра при глубине до трёх метров (по башне Олафа – то же самое). Учитывая, что обе башни стоят на скале (что видно невооружённым глазом), сначала становится смешно, а потом грустно. Вряд ли это такая специальная наивность сотрудников Министерства культуры – не знать о том, что давно вошло в десятки книг и сотни научных трудов. Здесь, наверное, всё же другое – надежда на то, что эта строчка проскочит, её никто не заметит, особенно если проверяющие будут профанами или друзьями проверяемых. Как сказал один петербургский археолог, попросивший не называть его имени, кушать хочется и археологам тоже, а честным трудом нынче одни мозоли заработаешь.
СНАЧАЛА ОТРЕСТАВРИРУЕМ, ПОТОМ ПЕРЕДЕЛАЕМ
Вообразим, что уже давно распределены все деньги, места и роли участников, и надо сделать так, чтобы при соблюдении формальности никто посторонний не влез и не помешал отлаженному механизму по распределению денежных потоков по нужным банковским счетам. Для этого создаются невыполнимые для настоящих, уважающих себя профессионалов условия, а деньги расписываются, словно никто и никогда до этого времени с этим объектом не работал. Зачем писать, что уже создавалась различная проектная документация, проводились исследования и реставрационные работы? Гораздо разумнее тихо использовать прежние наработки, выдав их за современные «богато» оплаченные работы. Обидно, но нам кажется, что другие объекты, которые действительно требуют серьёзной реставрации и на которые никогда не доходили руки, в этот раз снова останутся за бортом этого «праздника жизни».
Прогонная улица в Выборге
Есть ещё одна проблема, о которой пока не говорят. Итак, для срочной реставрации выбрано несколько исторических памятников, при этом только один из них (башня Олафа) входит в состав музея, а другие городские здания ещё только планируют передать во вновь создаваемый Выборгский музей-заповедник. Сразу возникает вопрос: как собираются использовать эти объекты в составе нового музея, что и как будет размещено в отреставрированных памятниках? Получается, что существует ещё только идея передать объекты в новое учреждение, а в смете-калькуляции уже заложены деньги на «Проект приспособления» для музеев и выставочных залов. Причем немаленькие: на башню Олафа 1 794 033 рублей, на башню Ратуши - 1 935 999 рублей, на Часовую башню - 1 013 002 рублей. Может, надо порадоваться, что чиновники всё так замечательно предусмотрели? Но напомним сроки выполнения работ: 28 августа 2015 года вся проектная документация должна быть сдана, а к 30 октября 2015 года проекты по каждому из упомянтых объектов должны пройти экспертизу и получить все необходимые согласования.
И что будет - очередной набор типовых выставочных площадей в которые что-то потом будут запихивать? А ведь в Выборге есть талантливые люди, они не только предлагают, но и частично реализуют уникальные идеи, которые вместо скучного, набившего оскомину стандартного формата способны превратить город в потрясающий, интереснейший современный культурный центр. Почему бы не провести конкурсы на разработку креативных концепций по использованию «новых» музейных объектов и уже после этого разрабатывать проекты по приспособлению объекта, с учётом всех сложностей и особенностей исторического памятника?
ОПИЛКИ ДЛЯ ВЫБОРГА
Что же в сухом остатке? Есть реальная возможность сделать что-то полезное по восстановлению исторических объектов в городе. Выделены деньги. Есть желающие потратить эти средства - причём, скорее всего, с большей пользой для себя, нежели для исторических объектов и культурных потребностей Выборга. Отчаянные обращения тех, кто искренне беспокоится за судьбу города и хочет, чтобы деньги, отпускаемые на реставрацию, были потрачены на грамотное восстановление объектов, а не расползались по непонятным углам и счетам, чаще всего игнорируются. По этой причине у многих, кто бьётся за историческое наследие родного города, уже опускаются руки. Некоторые уже не верят в то, что исторические памятники города можно спасти. Сколько было примеров, когда вместо спасения объектов чиновники спокойно смотрели на их разрушение, как в случае с обрушением крепостного вала замка, или даже выделяли деньги на его разрушение, как в случае сноса квартала, ограниченного улицами Крепостная, Красноармейская, Сторожевой башни и Красина.
Квартал, который начали сносить
Со слов выборгского журналиста, градозащитника Андрея Коломойского, в комитет по культуре Ленинградской области дважды поступали предложения от профессионалов – разрешить им бесплатно провести ремонтные работы на южном валу замка, чтобы не дать развиваться обрушениям. Но чиновникам не нужна была эта инициатива снизу, во всяком случае, в Комитета по культуре сначала её проигнорировали, а потом и вовсе заявили о том, что такой инициативы не было. Чиновники предпочитали дождаться большого и объёмного финансирования. А то, что в это время происходит дальнейшее разрушение объекта, даже лучше – больше денег можно будет освоить в будущем. Так что ничего личного, главное - правильную бумагу вовремя написать.
Но хочется верить, что есть ещё возможность противостоять той ситуации, когда до памятников культуры доходят только опилки от бюджетного распила. Отсутствие контроля и ответственности рождает безнаказанность. Частенько в призванные осуществлять этот контроль наблюдательные и попечительские советы массово входят чиновники, которых как раз и надо контролировать. Поэтому, на наш взгляд, в таких важных вопросах, как реставрация и спасение исторических памятников Выборга, необходимо обеспечить принятие важных решений после проведения открытых обсуждений на экспертных советах, причём с широким привлечением специалистов, а не чиновников.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Ирэн Хаустова, члена Союза архитекторов России, реставратор высшей категории:
- В реставрации важно знать не только нормативные документы и методики работ, но и понимать особенности технологии первоначального строительства, ощущать среду, в которой изначально возводились эти сооружения, чтобы при реставрации учитывать все нюансы. Ведь зачастую именно эти тонкости способствовали тому, чтобы объект не развалился, а простоял несколько столетий, даже будучи подвергнут различным перестройкам. Реставратор должен работать тактично, восстанавливая старую архитектуру, а не заботиться прежде всего о своём эго, выпячивать свою значимость, как становится модно сейчас.
Виктор Дмитриев, члена Союза архитекторов России, член областного Совета ВООПИиК:
- У меня есть идея по работе с памятниками фортификации с XIII по XX век. В Выборге и его ближайших пригородах на реальных (в разной степени сохранности) объектах можно проследить развитие фортификационных укреплений на протяжении более 600 лет! Это не только средоточие серьёзного научного интереса, это великолепный туристический потенциал для всего региона. И всё это можно как раз воплотить при реализации идеи Выборгского музея-заповедника. Почему бы при разработке концепций и проектировании объектов, построенных по европейским правилам в XIV - XVII века, не привлечь западных специалистов, которые знакомы с аналогами таких построек и имеют опыт работы с ними? Почему бы не использовать уникальный опыт подобного сотрудничества, полученный при реставрации выборгской библиотеки архитектора Алвара Аалто?
ДЕНЬГИ, ПОТРАЧЕННЫЕ НА БАШНЮ ОЛАФА ВЫБОРГСКОГО ЗАМКА В ПОСЛЕДНЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ
В 2002 году в связи с катастрофической ситуацией вышло распоряжение Президента РФ № 518-рп: «Выделить в IV квартале 2002 г. из резервного фонда Президента РФ 4,53 млн руб. администрации Ленинградской области для Ленинградского областного государственного учреждения культуры «Музейное агентство» на проведение ремонтно-реставрационных работ в государственном музее «Выборгский замок» (фасад башни Олафа, кровля южного, западного и восточного корпусов).»
В соответствии с федеральной программой «Культура России» в 2007 году на «Реставрационные работы по инъекционному и анкерному укреплению лицевого слоя кладки на башне Олафа Государственного музея «Выборгский замок»» Федеральное агентство по культуре и кинематографии заключает контракт на сумму 2 848 983 рублей с ООО «КАСТ».
В 2009 году на «Ремонтно-реставрационные и первоочередные противоаварийные работы на объекте культурного наследия «Башня Олафа Замка-крепости»» Министерство культуры РФ заключает контракт на сумму 21 249 999 рублей с ООО «Рестройконтракт».
В 2010 году на «Разработку научно-проектной документации для дальнейшей реставрации по объектам культурного наследия - Башня Олафа Замка-крепости, Комендантский дом (Дом наместника), Цейхгауз (1-й корпус)» Минкульт РФ заключает контракт на сумму 4 499 410 рублей с ФГУП «Институт по реставрации памятников истории и культуры «Спецпроектреставрация»». В том же году на «Продолжение проведения ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия федерального значения - Башне Олафа Замка-крепости, Ленинградская обл.» Минкульт заключает контракт на сумму 4 999 975 рублей с ООО «Научно-производственное и проектное объединение «Союзстройреставрация».
Татьяна Хмельник, Александр Потравнов