Бог общий, деньги частные
Старый художник всю жизнь рисовал кирху, его сын ее ремонтирует
В Приморске Выборгского района на частные деньги идет ремонт государственного объекта – бывшей кирхи, в здании которой находятся местный краеведческий музей и дом культуры. У государства на это денег нет.
Война жестоко обошлась с Приморском – он три раза переходил из рук в руки. От бывшего финского городка Койвисто осталось всего несколько зданий, самое выдающееся из которых – лютеранская кирха, огромная, на 1800 мест, очень красивая, выстроенная в стиле северного модерна с чертами национального романтизма. Издали, из-за деревьев, она выглядит великолепно. Вблизи видишь, насколько здание неухожено, носит печать многолетнего запустения – при том, что всегда было обитаемо.
В 1947 году в кирху въехал дом культуры и стал потихоньку переиначивать ее под свои нужды: понаставил перегородок, заложил кирпичом место бывшего витража на фронтоне, зачинил кое-где крышу. На самом деле, возни со зданием было немного: оно не очень пострадало во время войн и не нуждалось в немедленном ремонте. На этом местные власти и успокоились, занятые более насущными делами. Поэтому следующего ремонта кирха, построенная в 1904 году, дождалась только нынешним летом.
Я узнала об этом совершенно случайно. Приморск – крошечный городок, там живет всего 5 тысяч человек, поэтому его новости не становятся достоянием широкой общественности, если, конечно, в очередной раз не обмусоливаются прелести или ужасы все растущей портовой зоны. А про кирху никто нигде не говорит. Ну стоит себе – и стоит. Кабы упала, тогда, конечно, было бы о чем поболтать.
Так что журналистов сюда никто не звал. Мне просто захотелось – без всякого повода! - еще раз сфотографировать это великолепное здание. И вдруг увидела на нем леса, рядом – склад стройматериалов. Удивилась и обрадовалась: надо же, у государства наконец руки дошли до своей собственности. Но в музее, который сиротливо приютился в выгороженном для этой цели уголке здания (основную площадь занимает дом культуры), про государственные деньги не слышали.
Директор музея Ирина Колотова сказала грустно:
- Государству мы не нужны. Местная администрация пустила нас в это здание, слегка уплотнив помещения дома культуры, и этого «культурные» работники не могут нам забыть. Но туристы все-таки иногда попадают в Приморск, хоть он и на отшибе, у нас нет нормальной железной дороги, шоссе тоже не в лучшем виде, - и конечно, все хотят увидеть кирху, потому что это фактически единственная достопримечательность. А увидев вывеску музея, заходят к нам. Ну не в дом культуры же им идти!
Пять лет назад здание было лишено отопления и водоснабжения – у города на тот момент совершенно не было денег. Маленькая котельная возле кирхи оказалась заброшенной. В это же время выяснилось, что кровля, не ремонтировавшаяся с войны, все-таки не выдержала и протекает. Кое-какие деньги на ремонт здания местная власть все-таки получала, но эти суммы были смехотворны – по 2 миллиона рублей в год. Понятно, что крышу на эти деньги можно было даже не начинать. Поэтому глава местной администрации Алексей Скородумов принял решение потратить выделенные средства на другие нужды:
- Площадь крыши кирхи очень велика и работы там очень дорогие. Я отправил выделенные нам деньги на ремонт крыш жилых домов Приморска – они тоже в ужасном состоянии, люди жаловались, других средств у нас не было. И знал, что на кирху надо искать спонсора. Понятно, что это мог быть только человек, который как-то связан с нашим городом, потому что откуда-то издалека никого не заманишь. Ну что им наш Приморск? Да они только про порт и слышали. А наши меня даже просили кирху починить – рыбаки, например, просили, они привыкли ориентироваться на ее шпиль, видный далеко в море.
Спонсор нашелся – и случайно, и закономерно. Уроженец Приморска Сергей Михальченко давно уехал отсюда, но здесь остались его родители. Сейчас в живых осталась только мама. Отец Сергея Юрий Петрович был хорошо известен в городе: художник Михальченко, по словам его вдовы Ларисы Сергеевны, сорок лет рисовал эту кирху:
- Он мне говорил: «Я хочу дождаться дня, когда церковь снова станет церковью. Храм – не место для танцев». Но не дождался. Умер в апреле. А Сергей решил вложить свои деньги в ремонт кирхи в память об отце. Люди думают, что человеком, жертвующим деньги на благое дело, на самом деле всегда двигает какое-нибудь скрытое корыстное начало. Но я точно знаю, что здесь все обстоит иначе.
И работы начались. Хотя Сергей Михальченко выделил крупную сумму, оказалось, что состояние кровли значительно хуже, чем предполагалось. К сожалению, каждый осмотр вскрытых участков крыши и чердака приводил к пересчету стоимости работ. Когда рабочие сняли листы кровельной жести с остроконечной высоченной крыши, они были изумлены. С одной стороны, их поразило качество этой самой жести – там сохранились клейма двух фирм-производителей, американской “Apollo” и финской “Sampo”. За небольшим исключением, листы были в порядке, а образцы клейм тут же выпросил себе музей. Музей, кстати, в отличие от своего соседа – дома культуры – живо интересуется ремонтом, делает фотофиксацию всех этапов работы и умоляет все находки нести к ним. Рабочие, нанятые Михальченко, - люди интеллигентные, понимают важность сохранения фрагментов старых строительных материалов и в свою очередь восхищаются их качеством. От музейщиков они узнали, что жесть сохранилась с 1938 года, когда власти Койвисто почему-то решили заменить ею немецкую черепицу, которой была крыта кирха с момента постройки. Образец черепицы с клеймом, найденный строителями на чердаке, тоже занял свое место в экспозиции, посвященной истории здания.
Но с другой стороны, под листами жести были деревянные балки. Вот они-то в большинстве пришли в негодность. Строители просто диву давались, как это все еще держалось. Глава администрации Приморска тоже призадумался: кажется, ремонт, затеянный Михальченко, спас город от строчки в хронике областных происшествий: крыша могла провалиться в любой момент, и вряд ли работников и посетителей обитающих в кирхе культурных учреждений это порадовало бы.
Главное – уложиться в те деньги, которые выделены на ремонт. Сергей Михальченко надеется, что удастся восстановить даже витраж, но сделать его сквозным, как раньше, скорее всего, не получится, он огромный и сложный, придется удовольствоваться изображением на стекле поверх забитых кирпичом световых проемов. Ведь важнее всего сейчас – крыша. Если все будет хорошо и работы закончатся к холодам, зиму кирха перенесет уже легче. А дальше, глядишь, и еще какие-нибудь спонсоры найдутся. Государству-то недосуг за своей собственностью приглядеть. Остается только надеяться на людей.
Татьяна Хмельник
сентябрь 2008 года