ЧТО ТАКОЕ РЕГИОНАВТИКА И ЧЕМ ОНА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ КРАЕВЕДЕНИЯ

    Нас часто спрашивают: что же такое регионавтика и чем она отличается от краеведения, почему мы таким необычным словом называем свою деятельность, которая давно стала нашим образом жизни.
Термин "краеведение" весьма популярен в России, оно преподается в школе, созданы краеведческие музеи, издаются книги по краеведению. В «Большой Советской Энциклопедии» есть чёткое определение этого термина:
   Краеведение - всестороннее изучение определённой части страны, города или деревни, др. поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. К. — комплекс естественных и общественных исследований. К. изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края. Комплексное краеведение изучает все эти вопросы во взаимосвязи, отраслевое краеведение — отдельные разделы: географическое К., историческое К., этнографическое К., топонимическое К. Развивается К., связанное с задачами охраны природы, памятников культуры и др. Основной метод К. — сбор информации, предметов материальной культуры, образцов полезных ископаемых и др. данных, способствующих расширению знаний о крае, его хозяйственном и культурном развитии. 
    Первое, что сразу бросается в глаза при рассмотрении этого определения, – в нём нет речи о науке. И это не удивительно. После разгрома научного краеведения в конце 20-х годов XX века из него была изъята научность, т.е. поиск закономерностей, мониторинг и прогнозирование. Наверное, поэтому говорится о силах местного населения, об энтузиастах и ограничении района описания. По причине отсутствия научного подхода современное краеведение и стало ущербным, и оно не рассматривалось даже в рамках прикладной географии, основные части которой до сих пор являются пасынками и падчерицами нашей власти.
    Второе: ограничение весьма локальным уровнем сбора информации (деревня, город, район). Такое замыкание на частностях местного характера весьма сильно сужает диапазон возможных знаний, в том числе и из других наук – из истории, этнографии, геологии, ботаники и т.д. Эти знания необходимо анализировать и оценивать только при сопоставлении на гораздо большей территории, в совокупности большей выборки, иначе это просто накопленная информация, которая при локальной обработке не даёт возможности для адекватного анализа. Такая узость охвата воспитывала и узость взглядов, некую местечковость. В таком подходе на первый план выносятся местные легенды, сказы и прочий "домашний фольклор", но не придаётся значение выявлению тенденций и архетипов, нахождению закономерностей и возможности сопоставлять факты. Такое упрощение не воспитывает любовь к родному краю, а скорее наоборот, - даже вызывает некое пренебрежение им.
    Третье. Для комплексного изучения территорий важно не только владение дополнительными знаниями во многих областях, - необходимо привлечение специалистов по этим областям и анализ их работ. А эти работы проводятся в совершенно других плоскостях, чем предусмотрено географией и краеведением. Тут нужна особая выборка и сопоставительный анализ. Вот типовые решения в строительстве: они наблюдались не только у одного народа в определенный период времени, но и фиксировались в соседних местностях, в другое время, с добавлением своего колорита, в зависимости от геологических и культурных особенностей территории. Вот такая смесь архитектуры, сопротивления материалов, географии и этнографии. Знание классических этнографических архетипов убережет «краеведа» от излишнего мифотворчества и псевдонаучных гипотез, сделанных на основе рассказов местных старушек. И это только пара примеров, но можно найти и другие точки соприкосновения – в обрядах и промыслах, в языке и топонимике.
     Как может быть всесторонним изучение некой локальной системы в отрыве от тех систем, куда она входит составным элементом? Приведем простой пример. Поведение одного человека изучает психология и этология, а изучением человеческого общества, которое состоит как из различных групп людей, так и из индивидуальностей, уже занимается иная наука – социология.  
    Взглянув с этих позиций, можно увидеть, кто такие настоящие краеведы: это люди, занимающиеся узкими, локальными задачами, основная цель которых - сбор информации о конкретном географическом месте. Допустим, собрана некая информация на различных местах, есть научные работы археологов, географов, историков, этнографов, лингвистов, геологов, архитекторов и прочих специалистов. Как же свести все эти данные и знания воедино, и не только свести, но и переработать, да еще дополнить новыми данными из ранее не обработанной и не проверенной информации? Это тоже обычное краеведение? Конечно, нет, это следующий уровень, это научное краеведение, скажут некоторые. А кто же этим занимается - краевед второго или первого ранга? Но какие ранги, какие разряды? Получается, что для одного вида деятельности используются одни методы, ставятся одни цели, а для другого - другие. И разве корректно именовать эти два разных вида деятельности одним термином? Мы думаем, что некорректно, и поэтому считаем, что широкий пласт деятельности по изучению территории
в корне неправильно называть привычным термином, обозначающим узкое и локальное изучение, поскольку этот пласт гораздо шире и объёмнее устоявшегося подхода, определяемого словом «краеведение».
По этим причинам и необходимо создать новое понимание подобной деятельности и ввести новый термин – регионавтика.
   Регионавтика - это комплексное изучение территории, включающей различные административные единицы, обладающие при этом исторической и географической взаимосвязью, выявление закономерностей и особенностей развития всех ее компонентов в исторической перспективе.

     Комплексное изучение означает, что необходимо учитывать максимальное количество факторов, которые важны для территории, и учитывать их не по отдельности, вычленяя один фактор и выстраивая на его основе какие-либо выводы, а выводы делать только по совокупности факторов.

    Далее - почему изучаемая территория должна обладать исторической и географической целостностью, а не ограничиваться современными административными границами? Дело в том, что административные границы менялись десятки раз, часто без учёта исторических, и как следствие, этнографических взаимосвязяй. Ведь рассматривать историю и находить особенности в культуре, архитектуре и обрядах необходимо с учётом границы культур, где происходили и ассимиляция, и замещение, множество процессов, которые шли на смешанных территориях в разные времена. Поэтому суметь вычленить такие комплексные территории - это трудная, но необходимая задача. Нельзя смешивать, к примеру, Московское княжество с Великим Новгородом, ибо здесь разная культура, разные народы. А о взаимоотношениях Литвы и Новгорода - совсем отдельный разговор, ведь местами они очень тесно были переплетены в совместные владения и культурный обмен. Возьмём более современный пример: жители города Велиж современной Смоленской области никогда себя не считали смоленскими, они всегда себя относили к Витебску и даже за покупками ездили в Витебск. И эта историческая взаимосвязь оказывает свое влияние и на сегодняшнюю жизнь территорий!
     За основу изучения берётся территория и её изменение – т.е. воздействие времени и человека на элементы природы. Здесь требуется ещё одно пояснение. Необходимо учитывать, что в разных науках существуют два принципиально разных подхода к рассмотрению территории и объектов на них. Краеведение, история, подходят к сбору информации с позиций антропоцентристской системы ценностей. Это можно представить в виде упрощённой формулы – человек в окружающем мире. География, геология рассматривают мир, в котором человек - составляющая часть, т.е. человек и его цивилизация является составной частью мира. Именно поэтому регионавтика, в отличие от краеведения, подходит к изучению территории с такой позиции, когда человек и его культура рассматриваются как часть природы, причём далеко не всегда это ее лучшая часть. Изменения природы, ландшафта и остатки рукотворных творений часто уродуют, хотя порой и дополняют природу, несмотря на свойство природы перерабатывать всё, что произвёл человек.
       Поэтому для регионавтики важны творения человека и его культуры не как самодостаточная и независимая часть мира, а как один элементов данной территории. Для оценки этого взаимодействия регионавтика использует понятие гармонии. При всей кажущейся личной предвзятости этого термина существуют различные способы оценки гармонии. Они есть в архитектуре, в живописи, в технике и т.д. Но, к сожалению, человечество и его цивилизации стараются отходить от этих принципов. К ней стремятся лишь две противоположные части общества: элита современных цивилизаций (не надо путать понятие настоящей элиты с псевдо-элитой - богатыми и властьимущими, поскольку это совершенно разные группы) и те, кто от этих цивилизаций совсем далеко.

     В таком подходе очень важна одна особенность: это эмоциональное восприятие территории как единого живого организма. Порой сразу видно, как одни места «болеют», а другие гармоничны и красивы, где есть своя «гангрена», "СПИД", а где «простуда» или «грипп». Поначалу это может кому-то показаться нелепостью, но, если подумать и привести аналогии из обычной жизни, то вы поймёте, о чём идет речь - на уровне ощущений и личного восприятия. Или это есть, или этого нет, научиться этому нельзя, можно только извлечь из глубины своей души. Многие люди в повседневной жизни боятся чувств, считают их проявлением слабости, мешающим в принятии решений. Возможно, в бизнесе это и так, там другие законы и правила, но в природе всё иначе. В природе хищник никогда не убивает ради «спортивного интереса» или просто так, он никогда не мучает жертву, там всё просто и ясно, в отличие от человеческой цивилизации. 

 

     Таким образом, мы подходим ещё к одной обязательной составляющей регионавтики, которая заложена уже в самом термине в части «-навтика», что по-гречески обозначало «искусство мореплавания». В нашем контексте под этим подразумевается личное изучение местности и объектов на ней. Обязательное личное восприятие территории, постоянный мониторинг местности подкрепляются работой с научными источниками, при этом ни полевые исследования, ни работа с источниками претендуют на приоритет: в регионавтике они равны. Теория подкрепляется практикой, практика подкрепляется теорией.

Татьяна Хмельник

Александр Потравнов