Чтобы спасти одну реку, надо загубить другую

Глобальная «Канализация»

Осенью прошлого года город и область были огорошены сообщением: нужен судоходный канал из Ладоги в Балтику, который позволит миновать Неву - она уже не справляется с ролью единственной водной артерии.

Гладко было на бумаге

Идея принадлежала правительству Ленобласти, которое печется о процветании своей территории, поскольку создание такого канала – это фантастические деньги. Но прежде чем рыть, надо убедиться, что это физически возможно, что не возникнет неодолимых геологических препятствий. Поэтому на начальном этапе к работе были привлечены геологи под руководством профессора ВСЕГЕИ, доктора геолого-минералогических наук Михаила Спиридонова. Но хотя профессор уже отдал заказчикам свое заключение, сомнения его мучают до сих пор.
- Вспомните, как строилась железная дорога из Петербурга в Москву, или более поздние проекты – императоры или генеральные секретари проводили линию по кратчайшему расстоянию. Кратчайшее расстояние от Ладоги – это от мыса Морье через Всеволожск и Сестрорецк прямо к заливу. Сердюков так и провел трассу канала. Но работать здесь, я считаю, абсолютно бесперспективно – и грунт плохой, и места обжитые.
Есть мнение, что на месте нынешней Вуоксы примерно 7-8 тысяч лет назад был пролив, геологи называют его Генеокским. Вот там-то и можно прорыть канал, поскольку породы позволят. Но там против два фактора. Во-первых, перепады высот до 200 метров, - потребуется каскад шлюзов, а это очень дорого. Во-вторых, Карельский перешеек – общепризнанная курортная зона, и ни у кого рука не поднимется загаживать эту территорию в таких масштабах, каких потребует рытье канала. Вот и в правительстве Ленобласти рука не поднялась. И в ход пошел третий вариант – запасной: Волхов – Тигода – Луга. В таком виде проект уже готов предстать перед Морским советом при президенте.
- Меня поначалу смущала только длина канала - больше 450 километров. Но по геологии там все очень славно получается. От Лужской губы идет система древних долин. И они очень близко совпадают с долиной современной Луги, хотя и не полностью. Копать там очень легко, не надо взрывать. И там очень пологий профиль равновесия, поэтому максимальные высоты возникают на междуречье Волхова и Тигоды – всего 40 метров.

Стройка века

Но потом профессора Спиридонова смутило более детальное рассмотрение трассы канала. Там обнаружились густонаселенные районы, а археологи стали доказывать, что вдоль Луги и среднего Оредежа множество древних малоизученных памятников. Ведь из Тигоды в Лугу попасть можно только через Оредеж, а Оредеж в районе Ям-Тесова – это археологический заповедник. В тех местах гнездятся лебеди и гуси, водится рыба, стоят отвесные берега из красного песчаника – дивная красота. Получается, что чиновники, желающие уберечь Вуоксу, отдают на заклание эти земли. Видимо, расчет на то, что про Вуоксу знают все и народного гнева не избежать, а Оредеж как-нибудь перебьется, уж больно далеко.
- Я, признаться, удивлен, с каким упорством продолжают продавливать идею «южного канала». Мне известно, что в процесс пытается вмешаться новгородский губернатор Михаил Прусак – он просит канал до Ильменя, чтобы Новгород стал «портом пяти морей». С заходом в Ильмень канал становится 600 с лишним километров. Чтобы обеспечить судоходство на Волхове, надо убрать Волховскую ГЭС. Потом трасса канала пересекает несколько железнодорожных и автомобильных магистралей, где придется делать новые мосты и поднимать полотно. Можно ли себе представить остановку или хотя бы перебои движения по Московской железной дороге?
Спиридонов говорит, что каналу для безопасного двустороннего движения нужно 80 метров в ширину. Большая часть предполагаемой трассы – это либо суша, либо мелкие речки. Сколько денег потребуется на рытье хотя бы 460-километрового канала? Возникает подозрение: не есть ли вся эта идея - просто желание затеять «стройку века» и погреться у больших денег? Не получится ли так, что канала не будет никогда, либо его пророют, но вода в него не пойдет (и такое в мировой практике бывало), а изрядное количество приречных земель, самых удобных для жилья, будет испорчено безвозвратно? И спросить, как обычно, будет уже не с кого.

Татьяна Хмельник

Председатель Совета директоров ОАО «Северо-Западное пароходство» Виктор Олерский: «Нужно посчитать экономическую целесообразность проекта: во что обойдется канал и во что обойдется судовладельцу проход по этому каналу».

 

Статья написана в 2006 году
 

Продолжение темы в статье

articles/kanal_dlia_otmyvaniia_deneg.html