ДОРОГА-ТОЛЬКО К ХРАМУ

НА ПСКОВЩИНЕ ЕСТЬ СОТНИ ДЕРЕВЕНЬ, ГДЕ ЖИВУТ ЛЮДИ, НО ПОПАСТЬ ТУДА МОЖНО ТОЛЬКО ПЕШКОМ

   Гдовская деревня Крапивно и еще десяток поселений вокруг взбудоражены: кажется, к ним делают дорогу! Огромные самосвалы с номерами Питера и Ленобласти несколько дней возили песок, сыпали его в самые страшные ямы на давно не проезжей дороге. Правда, местные знали, что дорогу делают не в деревню, а в церковь, но поскольку она стоит в деревне, самые закоренелые атеисты относились к этому весьма благосклонно. Ведь дорога, отмеченная на карте Псковской области по правому берегу Плюссы между деревнями Щепец и Вейно, на самом деле… не существует.

   Когда-то здесь было множество деревень по обоим берегам, что неудивительно: река, поля, луга, леса, живи – не хочу. Даже в послевоенное время сгоревшие и обезлюдевшие было поселения отстраивались, приезжали новые люди, работали колхозы и совхозы. Теперь два вида травы заполонили окрестности: вредоносный борщевик и хороший как будто люпин, любимая коровья еда. Да вот коров тут не осталось. За последние лет тридцать количество деревень в округе сократилось вдвое, а те, что остались, практически обезлюдели.
Сергей Борнусов, глава Добручского сельского поселения, куда входит описываемая территория, только рукой машет:
- Знаете, сколько людей осталось на территории нашего поселения? На все эти деревни вместе с поселком Добручи – около тысячи человек. Есть деревни, где прописаны и постоянно два-три человека. Конечно, летом население вырастает в разы, но это дачники, почти все – ваши, питерские. Да, они платят за электричество, за дом, покупают в ближних магазинах еду, но все равно это население никак не учитывается. А у нас расчет на душу постоянного населения – и врачебное обслуживание, и количество милиции, и автолавки, и связь.
Дачники, тем более из другого субъекта федерации, понимают, что у местной администрации они ничего не допросятся – не потому, что она такая вредная, а потому что нищая. Выдав муниципальным образованиям формальную власть, но не подкрепив это финансированием, наши законодатели практически поиздевались над глубинкой.
   Первый заместитель главы Гдовского района Александр Панов, в чьи обязанности входит и дорожное строительство, заявил с горечью:
- Да вы хоть президенту напишите об этих проблемах, все равно письмо будет спущено до самого низа, и все равно вы будете разговаривать с нами, с районной властью, а у нас ответ один: нет денег! Что же касается конкретной дороги через деревню Крапивно, то ее вообще-то нет. Она при советской власти числилась внутрихозяйственной дорогой – есть такой термин, ее поддерживали местные колхозы и совхозы. Например, в Вейно был огромный совхоз «Лесной». Теперь все хозяйства развалились и дороги обслуживать некому. У нас на них нет денег, кроме того, они нам элементарно не переданы на баланс. Как мы можем ремонтировать то, чего нет? А дорог такого типа у нас по району около 400 километров.
   Поскольку местные дачники – это в основном грамотные и продвинутые люди, - они поняли, что надо как-то биться самим. К счастью, в деревне Крапивно есть церковь Николая Чудотворца. Она заброшена давно, но еще вполне поддается восстановлению. Церковь не считается шедевром псковской архитектуры, она довольно поздняя – конца XIX века, такой эклектики по провинции довольно много, но для всей округи она была духовным центром. И на реставрацию храма удалось найти спонсоров, - конечно, из Петербурга, это все местные дачники и их хорошие знакомые. Поэтому и самосвалы не с псковскими номерами. Стали завозить кирпич, подвели электричество, расчистили территорию, поставили леса.

    А поскольку дороги как таковой нет – спонсоры разорились и на дорогу. Но только от деревни Щепец до храма в Крапивно. То есть сквозного проезда до деревни Вейно, о котором мечтали многие местные дачник и редкие аборигены, так и не будет. Но так устроена дорожная сеть Псковщины, что в ней больше прорех, нежели ниток шоссе: чтобы попасть в Крапивно с юга, через Щепец, нужно проехать в два раза больше километров, нежели если двигаться с севера, через Вейно. Причем путь через Щепец тоже отнюдь не шелковый – дороги и от Гдова, и от нашего Сланцевского района местами чудовищно разбиты, хотя с крапивенской экстрим-трассой не сравнить.

    Вот супруги из деревни Мошки Галина и Феликс уже 20 лет приезжают сюда отдыхать из Питера и наблюдают, как год от года дорога становится все хуже. Феликс вообще-то родился здесь, помнит, как ездил на лошади на соседнюю мельницу, знает, где были родники, колодцы, пашни, старые дороги. Он-то и рассказал, как дачники пытаются делать дорогу на свои средства.
К тому, что сезонные обитатели деревень устроили какую-то дорожную самодеятельность, местная администрация относится весьма благожелательно. Сергей Борнусов вообще очень любит дачников:
- Без них наши деревни исчезли бы окончательно, а так хоть в летний сезон жизнь есть. Те же дачники не дают умереть с голоду и без врачебной помощи и двум-трем местным старушкам, которые еще доживают свой век по деревням, помогают по-соседски. С другой стороны, проблема дорог, которая решается только частным образом – скажем, люди скинулись, купили машину гравия, засыпали лужу-другую, - все равно остается самой животрепещущей. Ведь мы не можем заставить дачников делать дорогу за свой счет! А не все новопоселенцы лично заинтересованы в хорошем подъезде к своим угодьям. Я лично знаю нескольких богатых людей, которые подъезжают к себе по ужасной грязи, но на вопрос, не хотят ли они улучшить дорогу, отвечают так: «Мы уехали из города, где нам надоели люди, поэтому хотим сидеть в глуши и наслаждаться одиночеством, а что дорога плохая – так у нас джипы хорошие, а по гладкой дороге к нам всякий сброд понаедет, все замусорит».
Поэтому дачники между Крапивно и Вейно, не попавшие в зону деятельности восстановления церкви, вынуждены сами думать о своем будущем. Ведь в деревне Вейно есть местная церквушка, пусть новодел, но считается, что здешним жителям крапивенский храм совершенно ни к чему. А спонсоров нынче можно найти только на восстановление церкви, более приземленные объекты их не очень волнуют, видимо, считается, что не зачтется на Страшном суде. Да и то: если граждане платят государству налоги и содержат целую чиновничью орду, то они вправе требовать от государства выполнения хоть какой-то работы.

Татьяна Хмельник

Статья была написана в 2009 году. Спонсоры восстановления церкви в Крапивно действительно отремонтировали дорогу Щепец-Крапивно (сделали подсыпку песком в наиболее проблемных местах) по которой мы спокойно проехали летом 2010 года.