Еще одна стройка века
Идея великой транс-арктической магистрали существует без малого 90 лет
В субботу 24 ноября 2007 года в Архангельске побывал министр транспорта РФ Игорь Левитин. Среди многих местных транспортных проблем особое место занимает строительство «Белкомура» - железнодорожной магистрали Белое море – Коми – Урал. «Белкомур» и связанный с ним глубоководный порт возле Архангельска – самый дорогой проект на данной территории, и именно его судьбу приехал решать министр.
Цветочки уже были, теперь – ягодки
Далеко не каждый петербуржец слышал про странное слово – «Белкомур», похожее одновременно на Байконур и Беломорканал. История этой магистрали – к слову сказать, еще и не начатой! – уже изобилует драматическими деталями. Идея строительства такой дороги уходит корнями в сталинское время, но, как утверждают некоторые источники, она может быть еще старше, оказавшись ровесницей идеи глубоководного порта под Архангельском (тоже, кстати, существующего только на бумаге). И время это – 1916 год. Тогда появилась эта идея – соединить Урал и Белое море по суше, чтобы уральский металл можно было вывозить в Европу морем. Потом идея естественным образом загнулась и была реанимирована уже в конце 30-х годов, только размах еще увеличился: «Белкомур» подавался как Заполярный Транссиб, от Мурманска до Сибири, чтобы освоить весь минерально-сырьевой запас страны в высоких широтах. Строить стали уже после войны, соорудили относительно небольшой фрагмент, но со смертью Сталина все работы остановились, основную рабочую силу - заключенных – частично амнистировали, частично перебросили на более важные объекты.
Тем временем Архангельский глубоководный порт тоже поживал сходным образом: то им интересовались, то бросали эту идею как бесперспективную. Как только порт был на слуху – автоматически интерес распространялся и на «Белкомур», когда внимание исчезало – магистраль тоже уходила в полное забвение. Ни в 60-е, ни в 90-е годы попытки реанимации «великой северной магистрали» не дошли даже до расконсервации сделанного при Сталине участка.
При этом, как утверждают в администрации Архангельской области, только они и подогревали интерес к «Белкомуру», а активная нынче Пермская область вообще не реагировала на предложение заняться дорогой. В какой-то момент начало казаться, что магистраль вообще никогда не будет построена. Пример тому – с полотна дороги, проложенных по Пинежскому району Архангельской области сняли уже уложенные рельсы и отдали подрядчику в качестве оплаты долга. Осталось всего… 80 метров рельсов. Зато насыпи действуют по полной программе: из них сделали грейдерные дороги, народ с удовольствием ездит по ним в лес. Говорят, что Пинега со своим железнодорожным недостроем впереди всех по заготовкам грибов и ягод – потому что можно проникнуть далеко в лес. А на существующую тупиковую ветку пригоняют специальные вагоны для транспортировки этих заготовок.
Как поговаривали злые языки из экономистов, идеи, рожденные еще в доиндустриальном обществе, обычно либо реализуются сразу и они приносят пользу, либо, если с ними тянуть десятки лет, так никогда и не становятся явью. Ведь в середине XX века никому и в голову не приходило, что основная тяжесть перевозок будет приходиться на большегрузный автотранспорт, а нефть и газ можно будет качать по трубопроводам в чудовищном количестве. Все надеялись на паровоз.
Вилами по воде
Но Пермской области паровоз, видно, не давал покоя. Они хотели бежать впереди него. Вдруг в сентябре 2007 года почти было полностью распущенная администрация компании «Белкомур» резко ожила. Проект, вытащенный из пыльных папок, включили в стратегический план развития РЖД до 2030 года. Но было ясно, что государство не потянет такого бремени – ведь «Белкомур» требовал колоссальных вложений. Решено было подтянуть инвесторов.
Администрации трех субъектов РФ, через которые пройдёт дорога, уже вложили в дело по 25 миллионов рублей, инвесторы дали 75 миллионов. Сметная стоимость всего проекта оценивается довольно плавающее: от 50 до 100 миллиардов рублей, в зависимости от степени разрушения уже построенного. Увы, руководство компании «Белкомур» боится разглашать сумму, которая потребуется на восстановление героически возведенного и бездарно растащенного участка дороги. Зато известно, что в первоначальный вариант трассы внесены изменения. Если раньше на востоке дорога упиралась в Пермь, то теперь её конечной точкой будет Соликамс, а далее на запад – через Березняки в республике Коми дорога выходит к острову Мудьюг в Архангельской области, где планируется построить глубоководный порт.
Но беда в том, что порт еще не начинали. О нем только говорят лет так 90, но нет даже приблизительного проект. Есть мнение, что объем перевозок из Коми и Перми в Архангельск уже сейчас составляет более 30 миллионов тонн в год – при нынешнем маломощном порте и длиннющей, проложенной по населенным местам железной дороге. А порт у острова Мудьюг может работать круглый год, там хорошая ледовая обстановка. Но туда нет дороги! Включать ли порт в проект «Белкомура» или оставить его финансирование только частным структурам – это должен был решить Левитин в субботу.
Разумеется, сходу никто ничего не решил. Хотя министру доложили, что порт на первом этапе строительства может обработать до 20 миллионов тонн груза, а в дальнейшем на Мудьюге смогут переваливать до 50 миллионов тонн. Вопрос, сможет ли железная дорога поставить эти 50 миллионов тонн и будут ли они нужны где-то там за морем, пока остался открытым. Левитин не скрывал, что перспективы и Мудьюга, и всего «Белкомура» пока довольно туманны. Вот по Мурманску, сказал министр, уже подсчитали перспективные объемы грузоперевозок. Архангельск, как обычно, остался вне подсчетов – действительно, как назвать точные цифры того, чего еще близко нет и неизвестно, будет ли?
Комментарий
И.о. начальника департамента транспорта и связи Архангельской области Виктор Галахов:
- Нас обвиняют чуть ли не в саботаже строительства магистрали. В частности, сенатор от Пермского края в Совете Федерации Ованес Оганян заявил, что мы тормозим весь проект. Мол, сроки подачи заявки на разработку проекта магистрали перенесены на март-апрель 2008 года из-за нас – будто бы инвестор «нашего» участка «Белкомура» не подтвердил свое участие в финансировании работ. Соответственно, и само строительство «из-за нас» начнется не раньше 2010 года.
Действительно, мы не подали эту заявку. Но инвестор тут не при чем и правительство Архангельской области – тоже. Произошли изменения на федеральном уровне: средства инвестиционного фонда были переданы под юрисдикцию Минрегиона, недавно появившегося министерства. И никакие заявки Минрегионом сейчас вообще не рассматриваются! Допустим, мы в пожарном порядке эту заявку сделаем, - и она будет лежать до марта. А мы решили, что лучше мы до марта получше составим документ, чтобы там все было идеально грамотно.
Пермская область в последнее время очень надеется на «Белкомур» и старается подхлестнуть остальные субъекты РФ, через которые пройдет магистраль. Но какой смысл подхлестывать – и заставить схалтурить! – там, где можно нормально поработать? Кроме того, ни республика Коми, ни Пермская область не имеют такого «довеска» к железной дороге, как мы, - глубоководного морского порта. Ведь «Белкомур» должен логически заканчиваться портом. Иначе это почто тупик. Ну, до Архангельска – а дальше что? И вот с портом ситуация гораздо сложнее, чем с дорогой. По «Белкомуру» уже сделано много изысканий, а портом занимались еще вчерне. И откладывание сроков подачи заявки на март даст нам возможность просчитать как следует технико-экономическое обоснование по этому порту.
К счастью, министр Левитин реально оценивает ситуацию – и с «Белкомуром», и с нашим портом. Скорее всего, нам дадут возможность нормально работать до марта, когда мы закончим составление заявки, и тогда уже портово-железнодорожный комплекс можно будет обсуждать всерьез.
Татьяна Хмельник
Статья написана в 2007 году