ЭСТОНЦЫ ЖЕЛЕЗО НА ВЕТЕР НЕ БРОСАЮТ

СТАРУЮ ТЕХНИКУ ЗДЕСЬ НЕ СДАЮТ В МЕТАЛЛОЛОМ, А ОТПРАВЛЯЮТ В МУЗЕЙ
     Техника стареет иногда быстрее, чем человек. Новые разработки буквально за несколько лет могут лишить жизни аппараты и машины, служившие нам на предыдущем этапе развития цивилизации. Где сейчас паровозы и пароходы? Где телефоны с диском? Где ламповые телевизоры? Где «победы» и «икарусы», стиральные машины «Сибирь» и радиолы? Как правило, они остались только на фотографиях, а их раскуроченные остовы давно сгинули в недрах мусорных полигонов.
Но есть люди, которые любят старую технику. И не только в ностальгических воспоминаниях дело и не только в жалости к старым вещам. Собиратели, реставраторы и популяризаторы разного «старья» показывают нашим детям, как выглядели механизмы, устройства и машины прошлого. Это интересно и поучительно. Эстонские музеи и выставки техники – тому яркий пример.
    Маленькая Эстония буквально набита музеями, они есть в каждом городе и во многих деревнях. Одни – большие, государственные, важные, дорогие. Другие, и их большинство – частные, крошечные, держащиеся исключительно на энтузиазме своих хозяев. Они и прибыли особой не приносят, зато хозяева заняты любимым делом не за страх, а за совесть.
    Один из ярчайших примеров такого музея – собрание старых пожарных машин на хуторе Валду Вялимяэ недалеко от станции Кяревере в уезде Ярва. Мы узнали о нём случайно – такой же случайный посетитель выложил в Интернете фотографии. Длиннющий ряд старых машин на поле был виден даже на Гугле. Собственно, так мы его и нашли, ибо никаких указателей на дороге нет.

 

Эти машины еще ждут своего восстановления

     Издали увидели эти машины, подъехали, остановились поодаль и подошли к пожилому человеку, вокруг которого бегали дети и собаки. Мы спросили, можно ли сфотографировать машины. Валду Вялимяэ охотно согласился и стал показывать свои раритеты. Попутно немного рассказал о себе:
- Я всю жизнь работал механиком, машины знаю и люблю. И как-то жалко мне было видеть, как их списывают в металлолом. Вот я и стал их забирать себе. Земля у меня есть, семья не была против. Почему пожарные машины? Потому что я ещё и член добровольной пожарной дружины. У меня есть и действующая пожарная машина, вот она стоит!
   И правда - в стороне от неподвижных раритетов стоит «Вольво» 1967 года выпуска, блестит, как лошадь перед скачками.

 Валду и его пожарная " Volvo"

Валду гордится этой машиной:
- Я её до винтика знаю, сам всё перебирал-чинил, она мне ещё двадцать лет прослужит. Как где в окрестностях пожар – мне звонят, я еду тушить. Платят 50 евро за час работы и стоимость бензина возвращают. Нормально. А эти старые машины, конечно, не на ходу, их надо долго в порядок приводить, на некоторых и двигателя давно нет. Я вам по секрету скажу – лучшие мои машины не здесь, они по разным выставкам старой техники стоят, вот в нашем же уезде есть музей пожарной техники в Ярва-Яани, в других городах мои машины и агрегаты типа мотопомп стоят. Только вот дорого их перевозить.

      Рядом с блестящей «Вольво» стоит не менее блестящий советский БТР. Отзывчивая душа Валду не устояла перед обаянием этого стального монстра, которого везли в металлолом:
- Я его выкупил и отремонтировал, он на ходу, но дорогам ездить на нём не могу, полиция не разрешает – он слишком широкий. Тоже надо везти на платформе. Я из-за этого даже на парад военной техники не попал нынче, а меня звали. Кстати, у вас нет старого молоковоза?
Увидев наше недоумение, Валду пояснил:
- Мой друг собирает молоковозы. И ему не хватает образца на базе ГАЗ-51. Ему хотя бы бочку оригинальную, тогда мы другой ГАЗ-51 приспособим, но советских молочных бочек не осталось, похоже, во всей Эстонии… Может, в России найдётся? Мой друг заберёт!

 

Старая пожарная техника

     Конечно, после такой выставки захотелось посетить и музей в Ярва-Яани. Оказалось, что в этом крошечном городке аж два сходных учреждения: собственно Пожарный музей и «Приют старой техники» (есть ещё музей кино с древними киноустановками, но это уже совсем на любителя). В Пожарном музее на макете здания вам доходчиво объяснят 27 причин возникновения пожара, а также дадут поглазеть и пощупать разные брандмейстерские раритеты.
     Но ещё интереснее «Приют». Вход в него бесплатный – кто хочет, тот опускает монетку в «кассу», сделанную из горбатого «запорожца». И чего здесь только нет! И военная техника, и сельскохозяйственная, и строительная, и легковые машины, и автобусы. Все они действительно старые, облупленные, порой покрашенные в диковинные цвета, но почти все – с номерами, есть даже отдельная коллекция номерных знаков, ведь в Эстонии номер списанной машины отдают хозяину, а не сдают в полицию, которая упаривается, уничтожая их. Красили машины, разумеется, прежние хозяева, причём старая краска держится лучше, чем относительно новая, - например, с микроавтобуса «скорой помощи» почти совсем ободралась эстонская надпись, зато вылезла старая советская. Есть даже коллекция раритетных бензоколонок. Сейчас в «Приюте» около 300 разнообразных машин, и эта большая площадка выглядит как натуральный приют для состарившихся железных коней, которые больше не могут пахать, но могут порадовать любопытный взгляд своим архаичным и каким-то очень добрым, пусть и пост-апокалиптическим видом.
      Есть в Эстонии и музей сельскохозяйственной техники, где выставлены колёсные и гусеничные тракторы, бульдозеры, экскаваторы, комбайны, в основном – советские, часть машин сделана на Таллинском экскаваторном заводе. А под Тарту в поместье Юленурме действует сельскохозяйственный музей, где можно увидеть паровые и дизельные трактора, разнообразные крестьянские повозки, всякие сельхозмеханизмы. Ещё один паровой трактор – локомобиль – можно углядеть в усадьбе Палмсе (уезд Ляане-Виру). Он не отреставрирован, в отличие от усадьбы, и выглядит как странный железный жук на зелёном лугу. Зато в городке Табивере такой локомобиль приведён в порядок и поставлен на постамент. В основном, эти локомибили производились в Германии и поставлялись в Эстонию сразу после объявления её независимости в 1918 году.

 

Паровой трактор из Германии

        Ну и без железнодорожных музеев в этой стране не обошлось. Конечно, здесь нет такого огромного собрания железнодорожной техники, как у нас на Варшавском вокзале или в Переславле-Залесском, но есть свои раритеты. Скажем, вокзал в городе Хаапсалу стал музеем – железную дорогу закрыли из-за нерентабельности в 2004 году, рельсы продали, а паровозы, вагоны и прочие дорожные принадлежности оставили. Любопытно, что все экспонаты привезены сюда до снятия рельсов, но покинуть Хааапсалу на своих колёсах они уже не могут. Это музей широкой колеи, а в уезде Пярну собраны образцы узкоколейных локомотивов и вагонов. Узкоколейный музей бывшей станции Лавассааре рассказывает о добыче торфа в здешних болотах и доставке его на предприятия. Эта линия работала до 2008 года и затем разобрана, остался только маленький участок на станции, где и стоит вся техника. Лесовозные узкоколейки тоже не остались без внимания: у деревни Авинурме уезда Ида-Виру специально для музея восстановили железнодорожный мост через реку, на него поставили мотовоз «Онежец» производства Онежского тракторного завода (говорят, что даже в Петрозаводске такого не сохранилось!), два вагона и платформу с брёвнами.

 

Мотовоз "Онежец"

     Эта железная дорога работала до 1972 года и перевозила и грузы, и пассажиров.
Хотя большинство музеев работает с мая по сентябрь (то есть открыты музейные помещения), но осмотреть экспонаты снаружи никто не мешает в любое время года. И это очень радует.

(Статья опубликована в Невском Времени в июне 2013 года)
Татьяна Хмельник
Александр Потравнов