И СНОВА О ЧАСОВНЯХ ТИХВИНСКОГО УЕЗДА







Часовня вна жальнике около д.Шульгино (всего фотографий: 6)

       В 2011 году вышла в свет книжка Е.В.Платонова «Часовни Тихвинского уезда» издательства «Гуманитарная академия». Летом того же года мы немного проверили книжку в деле: нас, в частности, интересовали те места, где были упоминания о каменных крестах, а конкретнее - в бывшей Деревской волости. Результат, мягко говоря, разочаровал. Во-первых, автор в этих местах точно не был, иначе бы такого не написал, поэтому ему неведомо нынешнее состояние объектов, в ряде случае просто исчезнувших. Во-вторых, ссылки на других авторов вызывают просто недоумение.
    Читаем по тексту № 158 Осиновка: «Часовня на жальнике, зафиксирован каменный крест» Ссылка на Лапшина № 971. Открываем Лапшина № 971, читаем: «...стояла несохранившаяся деревянная часовня. Каменных конструкций нет...» Упоминаний о каменных крестах нет. Местные старожилы креста не помнят и не слышали о нём. Часовню смутно помнят, что её использовали под склад.

Часовня в Осиновке не существует уже несколько десятков лет.

    Другой пример. № 160 у автора: «ежду деревнями Сара и Пакшеево жальник с часовней. Отмечены каменные кресты» и ссылка на Лапшина. Опять смотрим Лапшина № 970: "Могильник между д.Сара и д.Пакшеево, на горе был в 1911 году отмечен как «жальник», целиком занят современным кладбищем». Опять ни слова про крест. Опрос местного населения также показал, что не помнят ни часовни, ни каменного креста (глубина памяти местного населения в обоих случаях около 40 лет). Так откуда информация о крестах???
     Третий пример - д.Врачово (иногда пишется Врачёво). Во-первых, автор смешивает две деревни из разных уездов, а во-вторых, информацию об одной из них ещё и дублирует в деревне с другим наименованием - Езжино, поскольку он просто не знает, что эта деревня уже почти как 100 лет назад слилась с Врачовым, отсюда и дубль.
Более того, на подписи к фотографии В.Шелемина (которому г-н Платонов даже спасибо за фотографии не сказал) идет подпись: «Новая часовня».

Обложка книги с изображением часовни из д.Врачово Устюженского уезда.

      Но это фотография из другого Врачова - Устюженского уезда, и часовне той более 100 лет - стоит только на бревна посмотреть. (И эту часовню из другого уезда еще на обложке книги разместить!)
Аналогичный пример и в Анисимовской волости. П.25 - д.Часовня, п. 27 - Черкасова Горка. Тот, кто не знает, посчитает, что это написано про разные объекты, видимо, автор тоже в их числе, поскольку на самом деле описаны одни и те же объекты и две части одной деревни.

Часовня в д.Черкасова Горка

   Пример с часовнями в д.Белый Бор (№ 520). У автора в деревне – только одна часовня - Кирика и Улиты, часть описания соответствует действительности.

Часовня Кирика и Улиты в д.Белый Бор

     Но часть описания относится к другой часовне, которая стоит на кладбище, чуть в стороне, в ней же – и каменный крест.

Часовня с каменным крестом  на кладбище у д.Белый Бор

    Поскольку автор на месте, судя по всему не был, поэтому оба описания он слепил в одно.
      Мы об этом писали на нашем форуме еще год назад. Но буквально на днях к нам обратились сотрудники Этнографического музея Л.В. Королькова и О.М. Фишман с искренним недоумением по поводу этой книге. Ниже мы публикуем их краткий отзыв. Л.В. Королькова назвала его «Размышления о труде ведущего библиотекаря» (ибо г-н Платонов служит в Научной библиотеке Государственного Эрмитажа).

            РАЗМЫШЛЕНИЯ О ТРУДЕ ВЕДУЩЕГО БИБЛИОТЕКАРЯ

ОТЗЫВ О КНИГЕ Е.В. ПЛАТОНОВА «ЧАСОВНИ ТИХВИНСКОГО УЕЗДА»  

                                     (РУБЕЖ XIX – XX В.)
      Вводная статья. Высказывания, касающиеся этнической истории Тихвинского края, истории формирования вепсской народности, вепсской этнографии и экскурсы «в прошлое» демонстрируют полную несостоятельность автора в этих вопросах.
     Один пример. У автора читаем: «Процесс расселения славян начался с освоения берегов р. Сясь и Мда… именно в южных частях уезда появляются древнерусские курганные могильники (Дрегли, Мзолево, Вьюница!). Хочу указать автору, что Вьюница находилась на территории быв. «Обонежского ряда» - это современное село Винницы на р. Оять.
При детальном изучении каталога данного издания было выявлено много ошибок, что является следствием того, что автор поверхностно знаком с территорией, о которой пишет.
№ 39 (стр.74) Часовня «Варьяновская» – близ д. Жилоток. Явно ошибка в именовании часовни (либо в прочтении автором архивного документа, либо в написании). О том, что такие ошибки возможны, свидетельствуют многочисленные упоминания в каталоге названия «с. Койша», что на самом деле есть с. Капша (Капшинский, или Капецкий погост).
№ 42 Заозерье, дер. «не локализована» - эта деревня находилась рядом с поселением Веселец.
№ 105. Написано «Бужаиха» следует читать «Буржаиха».
№ 116 Чидово - ошибочно помещена в Борисовщинскую волость. Эта вепсская деревня находится на Леринском озере, недалеко от Корвалы.
№ 147 Врачево – перепутана информация с другой деревней Врачево, которая находится не в Деревской волости, а на востоке Бокситогорского района.
№ 285. Красный Бор. Информация из РГИ о часовне в Красноборской волости смешана с информацией о вепсской часовне, находящейся недалеко от Святозера в д. Красный Бор (рядом с д. Саньков Бор). На фотографиях вепсская часовня (это южные вепсы, Бокситогорский р-н).
№ 329 Надпорожье, указанное под этим номером, никакого отношения не имеет к Куневичской волости. Из приведённого текста следует, что речь шла о. д. Надпорожье быв. Лодейнопольского уезда.
№ 349 Что делает карельская деревня Дятелка в Лукинской волости? Она находилась в Тарантаевской волости.
№ 392 У автора написано «Пашекозельская» Покровская ц. Следует читать «Пашекожельская» (… на Паше, на Кожеле).
№ 394 Валдос – здесь помещена информация, в которой рассказывается про Кукову гору. Именно там было явление иконы Тихвинской БМ. Там же находился камень со следом Богородицы. Он лежит на могильнике.
№ 395 Валя – здесь автор помещает информацию о Куковой Горе. На самом же деле, Кукова Гора находится недалеко от Нового Села и к д. Валя не имеет никакого отношения.
№ 398 Горка – здесь опять информация о Куковой Горе. Горка – это Пашекожельский погост.
№ 400 – вместо с. Койша следует читать с. Капша. (И это не только здесь).
№ 408 Кайвакса находится не на берегу реки Паши а «далече» от нее, у развилки дорог на Горку и Шугозеро.
№ 514 – д. Рачево в Сугоровской волости нет, и не было! Те товарищи, которые записывали от информанта материал в д. Пудроль – относящейся к Пашекожельской церкви (ТФА) - должны были бы хотя бы ознакомиться с картой местности и уточнить название деревни. Возможно, это Рандога, Резаново, или Ригачи, а может и Горбиничи! (если идти по болоту).
№ 519 Правильно – Чемихино, а не Чимихино.
    И это далеко не полный список ошибок. Их можно было избежать, предоставив текст книги на редактирование специалистам по восточным районам Ленинградской области, которые более 20 лет проработали в Тихвинском крае. Доступна книга О.М. Фишман «Жизнь по вере». Однако автор (библиотекарь!) не счел нужным это сделать.
 Сотрудники Российского этнографического музея
Старший научный сотрудник отдела этнографии народов Северо-Запада и Прибалтики к.и.н. Л.В. Королькова
Заведующая отделом этнографии народов Северо-Запада и Прибалтики д.и.н. О.М. Фишман.