ИЗ ИСТОРИИ ПСКОВО-РИЖСКОГО ШОССЕ
ГЛАДКО БЫЛО НА БУМАГЕ…
В феврале 1847 года Николай I решил, чтобы поддержать жителей Псковской губернии, страдавших от неурожаев, начать строительство Псково-Рижского шоссе весьма нетривиальным способом.
Копия первого листа Всеподданейшего доклада от 24.03.1847 г.
Комиссия по устройству шоссе, которую возглавлял псковский губернский предводитель дворянства, должна была заключать контракты на проведение строительных работ по устройству шоссе, нанимая в основном местных жителей. Строительство рассчитывали закончить в 1850 г. Государство выделило 1 615 000 рублей, но сюда не входила стоимость инженерных сооружений (мостов, водопропускных труб), а также постройка станционных зданий.
Строительство шоссе закончили только в 1858 г., потратив на него почти втрое больше денег, чем рассчитывали изначально. Местные чиновники считали, что главная причина затягивания сроков и увеличения стоимости была связана с отличием фактических объёмов работ от сметных, а также некоторыми корректировками проектных решений.
Копия записи о закрытии псковского Комитета по устройству Псково-Рижского шоссе от 18.09.1857 г.
Приведем несколько фргаментов из Докладной Записки от 18 сентября 1857 года по объяснению сделанных замечаний при передаче недостроенного шоссе во вновь учрежденный Комитет:
«1-е. Обочины шоссе и частию резервы, ежели и разъезжены, чего во все незаметно, то потому, что по лсучаю болотистого грунта и не имению во все объездов, свидетельствующие работы и материалы лица и Начальники Дистанций проезжали и ныне проезжают по обочинам и резервам кроме же них никто по оным не ездил, следовательно Комитет никак не обязян выставлять на свой счет растительную землю и исправлять обочины, ежели бы где и потребовалась таоквая поправка. 2-е Отводные и шоссейные канавы заплыть грязью не могли, потому что обдернованы. 3-е В шоссейных канавах и на резервах провалы хотя во многих местах и открылись, но это произошло не от упущения Комитета, а от грунта земли и так как на засыпку их стоставлен ысметы, то вновь утвержденный Комитет заделав их получит от казны и уплату.... 13-е По устроенной щебенчоной насыпи действительно в некоторых местах находятся прогалки, не засыпанные щебнем, причина таковой недостачи произошла от неусмотрения и неисправности Подрядчиков...По 4 Дистканции сказано, где Подрядчики Звонарев и Балашов производили земляные работы, там многие большие насыпи полотна не досыпаны землею, местами около 2 фут до надлежащей по прэкту высоты и аыемки также не вынуты и работа эта неправильно произведенная задернована и надолбы поставлены.»
ЭСТОНЦЫ СОХРАНЯЛИ НАШЕ НАСЛЕДИЕ
Часовню начали строить по проекту архитектора А.И. Владовского на пожертвования православных жителей Эстонии и Риги в 1929 г.
Ну а кому крепость, озеро и великолепные родники-фонтаны были ни к чему, тот получал все удовольствия от изборских трактиров, которые как раз жались к дороге. Увы, от старой застройки исторических деревень вдоль тракта сейчас мало что осталось, особенно в Псковском районе, который оставался в составе Советской России. Там у дороги сплошной силикат да деревянные некрасивые хибары, ну разве что в деревне Неёлово виднеется «горшок» каменной ветряной мельницы во дворе двухэтажки. А Печорский район, к которому относится и Изборск, был эстонским. И там, где сейчас стоят таблички с названиями районов, проходила граница. Местные жители рассказывают, что, по словам их отцов и дедов, эстонская власть категорически запрещала сносить исторические постройки и разрушать археологические памятники распашкой. Карались эти деяния вплоть до изъятия земли у нарушителя. Оттого и сохранилось ещё что-то, например, старинные часовенки вокруг дороги. Их может быть не видно проезжему, но они есть, за ними ухаживают местные жители.
Часовенка в д.Речки
ПАНИКОВСКИЙ БЕЗ ЗОЛОТОГО ТЕЛЁНКА
Руины одного из заводов в Паниковичах
Дороги между деревнями поддерживались настолько хорошо, что по ним в 1934 г. пошёл первый рейсовый автобус. И в Паниковичах, и в окрестностях стояли каменные ветряные мельницы, сейчас сохранилась только одна на заброшенном хуторе, да и та плоха. Вообще здесь всё плохо давно. Да, во время войны пострадали многие здания, погибли люди.
Остов ветряной мельницы у д. Порослово
Но практически всё, что делалось во времена совхоза «Паниковский», чья ржавая вывеска до сих пор болтается над дорогой, вызывая ассоциации с «Золотым телёнком», - всё было каким-то убыточным. Старое крепкое разрушалось, новое оказывалось убогим и недолговечным. Ну разве что Псково-Рижское шоссе периодически сияет свежим асфальтом, а остальные дороги вокруг так плохи, что водитель первого местного автобуса Уле Август отказался бы по ним ездить, жалея новенькую машину.