КАК «БУЛГАРИЯ» ТАРАНИЛА СВИРСКИЙ ПАРОМ





Свирь в Вознесенье (всего фотографий: 4)

ПОДПОРОЖСКИЙ ПОСЕЛОК ВОЗНЕСЕНЬЕ МОЖЕТ ПОГИБНУТЬ БЕЗ ПЕРЕПРАВЫ, А ЕДИНСТВЕННАЯ ДОРОГА В КАРЕЛИЮ И ВОЛОГОДЧИНУ БУДЕТ ПЕРЕБИТА
     В поселке Вознесенье – катастрофа. Единственная переправа через реку Свирь пребывает в угрожающем состоянии: ее могут закрыть со дня на день. Тогда населению Вознесенья, разделенного пополам рекой, возможно, останется только бунтовать, чтобы привлечь внимание к своей проблеме.
     Впрочем, проблема не только поселковая: через паромную переправу осуществляется движение на Петрозаводск в одну сторону и на Вытегру – в другую. Сообщение между этими городами, не связанными железной дорогой, будет прервано, поскольку в объезд – вокруг Онежского озера – это неимоверно долго, междугородний автобус так не пойдет. Ну а если надо будет переправить грузовик с одного берега Свири на другой, вероятно, придется пользоваться единственной объездной сухопутной дорогой – через Лодейное Поле и Петрозаводск. Крюк всего-навсего 480 километров. Представили себе ситуацию?

 

река Свирь в Вознесенье

    Транспортный паралич в Вознесенье зрел давно. Когда-то движение по вознесенскому шоссе было таким, что хватало паромов, действующих до сих пор. Это летняя баржа-катамаран с буксиром, куда может въехать довольно много машин, но для людей места меньше, и зимний вариант – самоходный паром, где людей помещается много, зато машинам не так вольготно. Зимний, более крепкий, паром нужен особенно: широкая быстрая Свирь здесь замерзает только в очень суровые зимы. Теперь дорога стала куда оживленнее, и вместимости паромов уже не хватает. Летом, когда дачники, полюбившие эти красивые места, массово мигрируют с одного берега на другой, на паром выстраиваются огромные очереди из машин. Но до нынешнего лета всем удавалось уехать максимум со второй попытки – это немаловажно, потому что паром ходит раз в час, чаще - нерентабельно.

 

Летний паром на Свири

     А нынче случилась беда. Затонула «Булгария», и все многочисленные надзорные органы бросились контролировать все пассажирские перевозки по воде. Нарушения выявлялись массовые, но где-то они были исправимы, а где-то – нет. Проблема «летнего» вознесенского парома в том, что на нем, согласно документам Речного регистра, всего… 20 пассажирских мест! Ну и для машин официальных мест вдвое меньше, чем там реально помещается. А когда приходит междугородний автобус, в котором 40 пассажиров, то их надо везти в два рейса с перерывом в час, при этом никто другой на паром войти не сможет? А когда в 7 и 8 часов утра люди едут на работу с одного берега на другой, дети в школу и садик, так что на причале собирается по 60-70 человек?
Паромщики после ужесточения требований периодически закрывали глаза на соблюдение правил и пускали на перевоз по-прежнему. А если не пускали, то выслушивали от односельчан такое, что хоть в Свирь кидайся. Здоровенные мужики под бабий крик и детский плач – каково поутру два часа проторчать на пристани, под дождем и ветром, - стиснув зубы выполняли приказ начальства и уже серьезно подумывали об уходе с этой собачьей работы.

 

Паром через Свирь почти всегда забит под  завязку

    И совсем недавно на паром явилась местная транспортная полиция, уже распространившая свою версию победы над злом по всем областным СМИ. Мол, паром этот угрожает жизни людей, перевозить их там нельзя, правила безопасности пассажирских перевозок там не соблюдаются, поэтому против капитана якобы возбуждают уголовное дело. И вообще паром надо ставить на прикол, чтобы не случилась, как пафосно выражаются чиновники, «вторая «Булгария»». Как быть вознесенцам и транзитным путникам без парома, полиция не уточняет.
   Мы обратились за разъяснением ситуации к главе вознесенской администрации Федору Маркову. Он был очень мрачен.
- В нашем муниципальном образовании – поселке Вознесенье и нескольких деревнях вокруг – живет чуть меньше 2700 человек, - рассказывает поселковый глава. - Работы очень мало: на правом берегу Свири только габбро-диабазовый карьер «Щелейки», на левом – ремонтно-эксплуатационная база флота. Вся инфраструктура и системы жизнеобеспечения – на левом берегу, то есть на правом нет ни врачей, ни пожарных, ни связистов. Аж до границы с Карелией. В Карелии все есть, но это другой субъект. Люди дорожат работой, спешат на нее, но не могут преодолеть реку! Мне с утра звонят: в школе нет детей, в детском саду нет персонала! Они не попали на паром. Я тут же сообщил районным властям, они обещали принять меры. Какие – не знаю...
Но идею насчет заступничества районной власти очень скептически прокомментировал Виктор Федоров, начальник Лодейнопольского ДРСУ - организации, который принадлежит паром. Когда речники в свое время отказались от парома как нерентабельного, его «повесили» на дорожников, которые взялись за непрофильное и неприбыльное дело пассажирских перевозок без энтузиазма, но с чувством полной ответственности.
- Мы, дорожники, – всегда крайние, - эмоционально убеждает Виктор Федоров. – Люди ругают нас за плохие дороги, но без денег дороги не могут стать лучше! Так и с паромом. Я уже два года долблю областную администрацию: купите новый паром в Вознесенье! Купите его не нам, не ДРСУ, хотя мы за него головой отвечаем, а своим гражданам, своим налогоплательщикам и избирателям! Я знаю, где можно заказать вместительный речной паром, его за год сделают, но прикажите начать этот процесс! Я же пока могу только приказать осуществлять перевозки в прежнем объеме – на свой страх и риск, зная, что наш гуманный закон будет не на моей стороне. Нам сейчас важно дотянуть неделю-две до выхода на линию «зимнего» парома, где вместимость намного больше, – он отремонтирован полностью, мы ждем подписи Речного регистра.

 

Зимний паром на Свири

    Но это не решает проблемы: снова будет лето, снова выпустим этот катамаран, куда, видите ли, только 20 человек помещается. К вашему сведению, чтобы затопить катамаран, его надо расстрелять из пулемета. Паром идет через Свирь несколько минут, и что за глупые сравнения с «Булгарией» - здесь все находятся наверху, никто не заблокирован, и уж спасательных средств там полно, я сам их заказывал и проверял. Конечно, паром старый. А на нем - капитан-стрелочник, на которого в случае ЧП можно повесить всех собак. Но он выполняет необходимую людям работу! Это не круиз, не прогулка, это паром, без которого жизнь всех окрестных территорий просто будет перечеркнута!
Татьяна Хмельник
Фото Павла Мирошниченко