КАМЕННЫЕ КРЕСТЫ КАК ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

     Так исторически сложилось: когда у нас заходит речь об охране объектов культурного наследия, то первым делом подразумевается реставрация и ремонт церквей, домов, крепостей, а об инженерно-технических сооружениях и объектах археологии задумываются уже намного меньше. Реставрационные и ремонтные работы на них требуют больших финансовых вложений и участия высокопрофессиональных специалистов. Но средств на это у государства очень мало, а частные инвесторы не горят желанием тратить свои деньги на культурное наследие, поскольку им ближе к сердцу развлечения.
    Особенности российского законодательства зачастую не способствуют решению наболевшей проблемы по сохранению объектов с минимальными затратами. Более того, зачастую безразличие и бездействие, ведущие к разрушению памятника, оказываются наиболее безопасной стратегией с точки зрения современных бюрократических правил. И даже в тех случаях, когда есть желание сохранить объект, соблюдение установленных законом процедур не гарантирует того результата, который изначально декларируется, в частности, статьей 7 Федерального закона № 73: "Гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом".
    На наш, взгляд излишне забюрократизированные процедуры скорее играют на руку недобросовестным людям, нежели тем, кто реально хочет и может помочь объектам культурного наследия. Как следствие, работы по многим объектам превращаются в долгострои с весьма непредсказуемым бюджетом и результатом. Увы, но в этих сложных условиях наиболее приемлемым оказался такой выход: для реставрации и восстановления выбирать только наиболее значимые из памятников. Кстати, эта позиция появилась не вчера - ей почти 200 лет. Когда в 1827 году начальники губерний испрашивали разрешения российского императора Николая I на починку древних зданий, чертежи которых они переправляли в столицу, то монарх, желая не допустить воровства и излишнего расходования бюджета, ответил: "Разрушать их не должно, но и чинить ненужного не надобно". Так что не удивительно, что в настоящее время большая часть населения именно так и понимает сложившуюся ситуацию, когда видит заброшенные и уничтожаемые объекты культурного наследия - раз разрушается, значит, не нужен этот памятник государству.
    Мы на протяжении нескольких лет занимаемся изучением монументальных каменных крестов, традиция установки которых на северо-западе современной России продолжалась более 800 лет - с начала XII  до начала XX веков. На территории Псковской области нами обнаружено более 800 каменных крестов разных лет изготовления, находящихся в полевых условиях, а на территориях Ленинградской, Новгородской и Тверской областей - ещё несколько сотен. (рис. 1) В соответствии со статьей 3 Федерального Закона № 73 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" монументальные каменные кресты попадают под определение объектов археологического наследия: "Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои".

Рис. 1. Карта мест обнаружения монументальных каменных крестов различных подгрупп на территории Псковской и Новгородской областей. Пунктиром обозначены исторические границы Псковской земли и ВКЛ на конец XV века.

     С другой стороны, каменные кресты можно рассматривать и как памятники монументального искусства. Во-первых, эти артефакты изначально создавались для публичной демонстрации, располагались на открытой местности и поэтому изготавливались соответствующего размера. Во-вторых, каменный крест представляет собой вполне самостоятельный идейно завершенный объект, несущий вполне определённый для своего времени смысл. В-третьих, разнообразие форм и изображений на крестах разных территорий и периодов изготовления учитывали местные этнографические особенности. Поэтому мы можем достаточно аргументированно утверждать, что каменные кресты следует признать идентификационным маркером населения, проживающего на исторически сложившихся территориях в определённый период времени. Обо всех этих особенностях мы подробно писали в своей книге "Безмолвные стражи прошлого. Монументальные каменные кресты", вышедшей в издательстве "Вече" в 2018 году. В законе о таких объектах сказано достаточно расплывчато: "К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры". Таким образом, мы полагаем что рассматривать монументальные каменные кресты исключительно как объекты археологического наследия будет не совсем корректно.
    Ещё одна особенность каменных крестов заключается в том, что, в зависимости от их местоположения, они могут быть отнесены к разным видам объектов культурного наследия. В одних случаях они могут считаться отдельными памятниками, а в других - входят в состав ансамбля или достопримечательного места. Другая сложность, связанная с этими артефактами, заключается в том, что они юридически не являются объектами недвижимости, хотя изначально предназначались к установке на территории как часть культурного ландшафта. И эта бюрократическая норма часто становится той причиной, по которой каменные кресты не хотят включать в реестр объектов культурного наследия. На наш взгляд, это только повод, поскольку и многие деревянные часовни, церкви и дома также не обладают признаками объекта недвижимости, но памятниками официально признаны (кстати, к объектам недвижимости законом отнесены самолеты и корабли). При этом для оформления территории памятника по закону не обязательно, чтобы он занимал собой какую-либо значительную площадь земли. В соответствии со статьей 3.1 указанного Закона, "Территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей" . Таким образом, законом допускается не только физическая связь объекта с земельным участком, но и функциональная зависимость объекта и его месторасположения! Поэтому, с нашей точки зрения, некоторые кладбища (или их части), расположенные на старых городищах, могильниках, где находятся каменные кресты, как раз и могут быть вполне законно признаны территориями этих объектов на основе неразрывности их функциональной связи.
    На сегодняшний день значительное количество каменных крестов официально не признаны объектами культурного наследия, границы зон охраны для них не утверждены, а они, тем не менее, продолжают находиться на территории, хотя со временем лучше им не становится. Сколько понадобится времени и сил, чтобы включить их в реестр объектов культурного наследия, мы не знаем. Но даже после включения их в этот перечень, всё равно останется открытым самый главный вопрос: а как обеспечить их сохранность на территории? Ведь к каждому объекту полицейского не поставить, сигнализацию не провести, видеонаблюдение не организовать. Среди предусмотренных законом мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия, например, указана необходимость установки информационных табличек и осмотр объекта с обязательной фотофиксацией раз в пять лет. Но насколько это действенные меры для сохранения объекта?
    Существующий закон, на наш взгляд, вообще весьма специфично рассматривает термин "сохранение объекта культурного наследия": "Сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования" . Странно: здесь не говорится о правильной эксплуатации, о профилактических мерах с целью избежать дальнейших работ по консервации и реставрации. В федеральном законе "Об объектах культурного наследия..." термин "профилактика" вообще ни разу не упоминается! Но ведь именно правильная эксплуатация и применение профилактических мер позволяет избегать значительных перерасходов по ремонту и реставрации в будущем! Давно известно, что болезнь легче предупредить, чем потом долго и мучительно лечить.
     В качестве примера мы предлагаем рассмотреть важность профилактических мер, направленных на сохранение монументальных каменных крестов, находящихся в полевых условиях, т.е. вне стен музеев и иных комфортных мест хранения.
    Проблема сохранности монументальных каменных крестов как объектов культурного наследия, расположенных на территории, по нашим наблюдениям, зависит от следующих основных факторов:
- негативного воздействие окружающей среды;
- непосредственного воздействия людей, которые не считают их объектами культурного наследия и относятся к каменным крестам как к «мешающим камням»;
- непосредственного воздействия людей, которые считают себя «спасителями» артефактов, но не знают, как это надо делать правильно.
Коротко рассмотрим влияние этих факторов.
Негативное воздействие окружающей среды
    В данном случае большое значение имеет материал, из которого изготовлен каменный крест, а также его размеры и способ установки. Наиболее сильному разрушению естественными природными факторами (вода, перепад температур, кислотность почвы и т.д.) подвержены кресты, изготовленные из туфов и глинистых известняков. Обычно каменные кресты из таких материалов изготавливались в наиболее позднее время. Кроме того, некоторые каменные кресты из известняков и доломитов, склонных к карстоообразованию, которые долгое время лежали на поверхности земли, в местах подтопления и проведения сельхозработ, подвергаются частичному растворению и изъязвлению с потерей не только изображений, но и частичной утратой внешних форм. Эти разрушительные процессы могут также усугубляться за счёт поражения наиболее слабых мест корнями растений, лишайниками и мхом. 
    Для сохранения каменных крестов в этих случаях на открытой местности важна их установка в подпятных камнях в вертикальном положении или расположение в укрытых от воздействия осадков сооружениях - навесах, часовнях, других помещениях и пр.
    Не только атмосферные осадки могут повредить каменные кресты. На них могут упасть деревья, столбы и даже стены аварийных сооружений. В этом случае важен контроль за такими объектами и своевременная ликвидация рисков (спиливание старых деревьев, укрепление или разборка ветхих сооружений и т.д.). Для всех каменных крестов, особенно выполненных из песчаника, очень опасен огонь, который может сильно разрушить структуру камня. В связи с этим недопустимо их нахождение среди горючих материалов - свалки валежника, скоплений сухой травы, бытового мусора и т.д.
Непосредственное воздействие людей
     Оба антропогенных фактора, по своей сути, являются следствием низкого уровня знаний, причём не только обычного населения, но и местных органов власти, и даже священнослужителей. Опыт нашего общения с людьми на территории показывает, что более 90% граждан понятия не имеет, что каменные кресты - это древние артефакты и объекты культурного наследия, которые можно изучать и нужно охранять. В результате, многие каменные кресты, которые ранее находились на могильниках, при проведении мелиоративных работ были свалены в кучи камней на краю полей или в мусорные кучи около кладбищ или на них самих. При этом следов намеренного злостного вандализма по отношению к каменным крестам за всё время нашего исследования мы встречали очень мало, хотя известны случаи, когда каменные кресты разбивали из хулиганских побуждений, либо по ним стреляли. Чаще всего проявляется бытовой вандализм на кладбищах - при рытье новых могил эти артефакты просто отбрасывают в сторону, хотя встречали мы и случаи использования каменных крестов в качестве подставки под скамейку или кладбищенского столика (рис. 2).

Рис.2. Каменный кресты в  а) д. Плёсы (Бежаницкий р-н), б) д. Ключки (Красногородский р-н)

    Другая сторона этого "забвения" со стороны органов по охране памятников и местных властей приводит к тому, что немногочисленная группа неравнодушных граждан начинает активно "спасать" эти памятники, не задумываясь, что своими действиями они порой наносят самый настоящий вред. Проявление такой "заботы" можно увидеть в том, что некоторые каменные кресты красят строительными красками, что способствует разрушению камня (рис. 3).

Рис. 3.  Каменный крест в Синем Устье (Островский р-н)

     Для очистки каменных крестов могут применять "болгарку" и другие абразивные или острые инструменты. Кресты могут изымать из исторической среды (могильник, жальник и пр.) и перевозить порой на многие десятки километров. Иногда их вмуровывают в стены вновь построенных храмов (рис. 4). При этом люди, которые это делают, даже не понимают, какой вред наносят своим вмешательством, поскольку они не знают, что такое исторический контекст или культурный ландшафт.

Рис.4. Каменные кресты в стенах вновь построенной Петропавловской церкви в д.Спицыно (Гдовский район)

     Мы даже не будем упоминать, сколько объектов культурного наследия в результате действий местных жителей было уничтожено - с одной стороны, а также спасено и сохранено - с другой. Главное, что уровень знаний и умений населения и органов власти на местах, на наш взгляд, имеет самое непосредственное отношение к проблеме сохранения объектов культурного наследия, находящихся на территории, вне музейных стен и экспозиций.
    Важно не просто рассказать местным жителям о наличии на их территориях интересных и важных исторических артефактов, но и объяснить их значение, показать их место и связь с другими территориями и объектами, а также значимость этих крестов в деле изучения культурных традиций. И тогда порой оказывается, что никому не нужный старый камень в виде креста "вдруг" становится 500-летним памятником, имеющим не только сакральное, но и культурное значение. Мы не раз сталкивались с тем, как после наших случайных встреч на кладбищах с разными людьми у совсем, казалось бы, заброшенных крестов вдруг стали появляться цветы, оградки. Одним из шагов в деле популяризации и разъяснения культуры монументальных каменных крестов стала и наша книга "Безмолвные стражи прошлого. Монументальные каменные кресты".
     В зарубежной Европе мы встречали каменные кресты в разных местах - у церквей, на кладбищах, в лесах, полях и выпасах, около дорог, на городских улицах и во дворах жилых домов. Около одних крестов стояли информационные таблички, о других написано в местных путеводителях и туристических стендах (рис. 5).

Рис. 5. Каменный крест в г. Bytom (Польша, Силезия)

    Очень часто мы обращались к местным жителям с просьбой помочь найти нам каменный крест и почти всегда они знали, о чём идет речь, и помогали нам, причём совершенно искренне. Причём в разных странах - в Швейцарии, Австрии, Норвегии, Германии или Швеции, - люди очень сильно удивлялись, что кто-то из России приехал с целью увидеть "их" каменный крест. Таким образом, древние  артефакты для этих людей были не просто какой-то охраняемой государством "каменюкой", они оказывались органичной частью их культурного пространства. Кстати, и на территории Псковской области мы встречали такие населенные пункты, где местные жители относились к каменным крестам как к неотъемлемой частью их деревенского уклада. Увы, такие примеры носят единичный характер, в основном это Печорский район.
     Но мало рассказать о значении каменных крестов для территории, необходимо объяснить населению, что можно с ними делать, а что категорически нельзя. Поэтому важны советы профессиональных реставраторов - что действительно, без вреда для памятника, могут сделать жители, если они самостоятельно захотят очистить крест от грязи, лишайников и иных наслоений, а также какие растворы категорически нельзя использовать для работы с конкретной породой камня. Мы должны понимать, что люди не будут годами ждать возможного приезда специалистов. Они ведь могут и сами принять решение и не факт, что их выбор окажется удачным. В связи с этим мы полагаем, что такие предварительные и безвредные для исторического объекта профилактические мероприятия будут способствовать его сохранению, поскольку бездействие или неграмотное вмешательство обычно приводит к разрушению и дальнейшему уничтожению. Наверное, в некоторых случаях для проведения работ можно привлекать и волонтёров. Но, учитывая распространённую практику, волонтёры, приезжающие из различных городов, работают всего две-три недели, а в году, как мы помним, 365 дней. Так что без поддержки и участия местного населения проблема сохранности культурных памятников так и будет оставаться  в зоне повышенного риска.
    Ещё один серьёзный вопрос касается перемещения каменных крестов, о чём мы уже говорили выше. И в этом случае, при пристальном рассмотрении, проблема не выглядит однозначной. С одной стороны, перемещать объекты, которые находятся на археологическом памятнике (могильнике или жальнике), в культурном слое, нельзя. А если они лежат просто на поверхности земли? А если каменные кресты находят на действующем кладбище? Например, если при рытье очередной могилы был обнаружен каменный крест (или в мусорной яме, в канаве и т.д.), то, по нашему мнению, лучше всего его поставить, например, у входа на кладбище, или в кладбищенской часовне. А если на этом кладбище уже есть несколько аналогичных каменных крестов, то вполне возможно найденный крест перенести в ближайшую деревню в качестве памятника и сакрального центра. Такая точка зрения связана с тем, что многие каменные кресты были перенесены на современные кладбища еще в XVIII—XIX веках местными жителями со старых могильников (4, с. 70), некоторые из которых впоследствии были уничтожены в результате хозяйственной деятельности. То же самое может касаться и каменных крестов, обнаруженных вне границ действующих кладбищ. Если кресты найдены в куче камней на краю поля - то лучше всего поставить их вертикально рядом с местом обнаружения, или положить на камень, чтобы не касаться грунта, а не везти в какой-либо музей или иное место, где каменных крестов не было, но зато там проходит массовый поток туристов. Таким способом есть шанс включить эти артефакты в культурное и сакральное пространство локальных территорий, что позволит увеличить заинтересованность местных жителей в сохранности этих памятников прошлого (рис. 6).

Рис. 6. Каменный крест в Тешевицах (Псковский р-н)

    В связи с этим, мы считаем, что разумные компромиссы в условиях сильной ограниченности в ресурсах и с целью вовлечения в дело сохранения  монументальных каменных крестов местного населения, просто необходимы. И вполне возможно, что для проведения разнообразных профилактических мероприятий надо шире использовать местные СМИ, проводить лекции и организовывать конкурсы, рассчитанные на разные возрастные категории, при этом можно задействовать местные библиотеки, школы.
    Порой страх, что памятники сломают или уничтожат, приводит к тому, что мы начинаем их прятать, увозить их с территории, запихивать в запасники музеев, превращая, по сути, значительную часть нашей земли в культурную пустыню, где вместо подлинных объектов появляются различные безвкусные симулякры. А привлечение неравнодушного местного населения к работе по профилактике и сохранению вполне конкретных памятников, с одной стороны, и просвещение пассивного большинства - с другой - будет способствовать снижению рисков уничтожения и повреждения существующих на территории всех объектов культурного наследия, а не только монументальных каменных крестов.

 Потравнов А.Л., Хмельник Т.Ю.
Доклад на  IV научно-практической конференции "Культурное наследие Псковской земли и сопредельных территорий" октябрь 2018 года