КАНАЛ ТОСНА - ТИГОДА

    Идея соединения рек Тосны и Тигоды судоходным каналом возникла в 1740-е годы. Связано это было с тем, что для развития Петербурга требовалось достаточно много грузов, которые доставлялись по воде (как известно, «грузовые» водные трассы в те времена несравнимо преобладали над сухопутными). Единственный надёжный путь, по которому шло снабжение новой столицы, через Волхов, Ладожский канал и Неву, при всей кажущейся его простоте на самом деле обладал рядом недостатков. Самыми существенными из них были волховские и невские пороги. Ещё одной узкой точкой оказалась система шлюзования на Ладожском Петровском канале. Практически все специалисты того времени понимали, что одного транспортного пути для Санкт-Петербурга мало, необходимы альтернативы.
    Одним из таких дополнительных путей мог бы стать водный путь из Волхова через Тигоду в Тосну и уже по Тосне в Неву. Первый вариант этой водной трассы был рассмотрен в 1747 году, когда для прокладки канала было выбрано самое узкое место между Тигодой и Тосной. Однако в дальнейшем от этой идеи отказались, поскольку не было достаточных источников наполнения верхнего бьефа водой.
    Второй проект канала был разработан полковником Вейсманом
в 1780-х годах. По этому проекту в 1786 году даже приступили к «прокопанию канала», успев вырыть с обоих его концов 730 саженей глубиной 3 фута (около 1 метра) и по сторонам сделать бейшлот. Канал этот находился в 400 саженях (около 800 метров) от Московской дороги. Вейсман, сделав нивелировки, определил, что для нормального функционирования канала и поддержания необходимого уровня воды в водораздельном бьефе необходимо создать искусственное водохранилище (или, как его тогда называли, «наводнение»). Для размещения этого водохранилища выбрали Пельгорское болото, из которого вытекает речка Болотница, а канал было решено провести между речкой Мыслинкой и Борисовым ручьём. Для удержания воды в пониженной южной части водохранилища планировалось построить специальную плотину-дамбу. В 1805 году начало этой дамбы было зафиксировано к северу от деревни Болотница. По замыслу Вейсмана, от Тигоды суда должны были идти по каналу, затем входили бы в открытое водохранилище, с площадью водной поверхности в 76 квадратных вёрст, затем от речки Мыслинки по следующему каналу шли бы до Борисова ручья, откуда через речку Ушачку попадали бы в Тосну. Естественно, что и Борисов ручей, и Ушачку планировалось расширять. Но началась очередная русско-турецкая война, и проект быстро прикрыли.

 

Схема водной системы по проекту Вейсмана

    Остатки этих работ были заметны ещё в 1805 году, но сохранились ли хотя бы их фрагменты до наших дней, мы сильно сомневаемся. Это связано и с изменением ландшафта при строительстве железной дороги в середине XIX века, и с активной мелиорацией в 60-70 годы XX века. Для подтверждения наших слов можно сравнить фрагмент карты этих мест, сделанной на основе топосъёмки 1939 года, с нынешней ситуацией. Хотя память о том, что здесь какой-то канал строили, у местного населения сохранилась.

 

Фрагмент немецкой топокарты с подосновой 1939 года

    В следующий раз к теме этого канала вернулись в 1805 году по решению графа Николая Румянцева, бывшего в то время министром коммерции и Главным Директором Водяных коммуникаций. Руководил изысканиями и проектированием подполковник Попов, помогали ему майор Воронов и землемер Лаханин. Подготовленный проект новой «водяной коммуникации» базировался на проекте Вейсмана и заключался в том, чтобы соединить Тигоду и Тосну каналом длиной 18 вёрст, при этом максимальная глубина канала достигала бы 3-3,5 саженей (6-7 метров). Кроме того, для обеспечения судоходства планировалось спрямить речку Ушачку на протяжении около 7 вёрст, а Тигоду - на протяжении более 10 вёрст. Таким образом, общая протяжённость вновь вырытых каналов (с учетом спрямления русел рек) должна была составить около 35 вёрст.
    Но соединить реки каналами - это ещё только малая часть общей гидротехнической задачи. Не менее важная и, может быть, даже более сложная задача заключается в обеспечении всех участков этой транспортной артерии достаточным количеством воды. Для этой цели Попов задумал создать большое водохранилище на основе того же Пельгорского болота, из которого на юге вытекает речка Болотница. Размер водохранилища должен был составить в длину (с севера от Костуи на юг до Болотницы) около 16 вёрст и в ширину в среднем 4 версты 375 саженей (около 5 километров). Средняя глубина водохранилища планировалась в 16 футов (4,8 метра). В качестве дополнительных источников водоснабжения этого большого водохранилища намеревались использовать озеро Пендиковское и речку Мгу, для чего были спроектированы соответствующие водопроводные каналы. А вытекающую из болота реку Чудлю предусматривалось перекрыть плотиной около деревни Замостье.

 

Схема водной системы по проекту Попова (1805 год)

     Для рганизации этого водохранилища в южной его части практически от речки Мыслинки до деревни Домницы (южная часть современной деревни Бородулино) планировалось построить дамбу (плотину) протяжённостью 6 вёрст с максимальной высотой в 40 футов (12 метров).

 

Фрагмент чертежа с указанием дамбы и канала (1805 год)

     Но и это ещё не все задуманные гидротехнические сооружения этого канала. Учитывая, что по нивелировке Попова высота реки Ушачки над уровнем Невы составляет около 188 футов, то для обеспечения нормального судоходства необходимо было поставить не менее 21 шлюза, а также около 10 водоудержательных плотин. Разница уровней воды от начала канала в Тигоде до её устья в Волхове составляла порядка 134 футов, что требовало около 19 шлюзов.
      Подсчитав, что проведение всех необходимых работ может обойтись казне не менее чем в 6 миллионов рублей, Департамент Водяных коммуникаций решил отказаться от этой затеи. Подполковника Попова за проявленное усердие император Александр I наградил бриллиантовым перстнем, а проект положили в архив.
     На этом, пожалуй, можно было бы и закончить, но, кроме технических особенностей, в этом проекте интересна ещё одна часть, которая касается описания реки Тосны по состоянию на 1805 год, выполненная подполковником Поповым в ходе подготовки его проекта. Приведём его полностью (с соблюдением некоторых правил орфографии того времени).
    «Река Тосна выходит из болот и при деревне Тосне впадает в реку Неву. От устья вверх по сей реке барки с полным грузом ходят безпрепятственно на 4,5 версты, а от сего места до деревни Воскресенской ходят только с половинным грузом, дальше же вверх по реке судоходства не производится по причине мелкаго ея течения и разных препятствия, а особливо по причине великого множества топлых дров, коими река сия засорена выше Тосненского Яма и до деревни Перевоза. Раздор и корыстолюбие дровяных промышленников суть единственные причины такого обмеления реки Тосны, ибо каждый старается задерживать дрова позади его идущия и чрез то ускорить продажею своих дров, получает исключительный и знатный барыш. Позади же находящиеся дрова, будучи остановлены, остаются в реке иногда целое лето, часть оных погружается на дно реки, от чего она ежегодно более и более засоряется. От устья реки Тосны до деревни Воскресенской берега средственной высоты, по сторонам оных в 10 или 20 саженях находятся отлогия возвышенности, по правому берегу идёт бечевник. По левому же в разных местах находятся кирпичные заводы и известковые печи. Сии последния устроенны в множестве между деревнями Перевозом и Воскресенскою. Здесь обжигают плиту на известь, и когда оную изготовят, то отправляют на полубарках и водовиках, а те печи разоряют. После чего остаётся великое количество мусору от извести, который по нерадивому смотрению хозяев не отвозят далее за те обжигательные печи, но валят в реку, которая на 450 сажень, занимаемых этими печами от берега, на две, а в иных местах и на три сажени засыпана. Таковое нерадение в последствие времени может нанести великой вред сей реке, если хозяевам те печей не учинить в том возпрещения.
    От деревни Воскресенской за 434 сажен лежат в реке тарасы (рубленые устои, быки на сваях). Они были прежде построены графом Кутайсовым, но весеннюю водою унесло их в реку Неву. А после того купцы, отправляющие дровяной промысел, оные вторично построили, для удержания берёзовых, сосновых и еловых дров, прогоняемых с верховья реки Тосны, которые сильным стремлением весенней воды могло бы унести в реку Неву. Если б не удерживали их сплоченными из брёвен запанями, которые прикрепляют к сим тарасам. Впереди сих тарасов у левого берега есть два наносных острова на 1,5 фута от горизонта воды из глины, песку и мелкого булыжнику, поросшие травою.

 

Карта реки Тосны у д.Воскресенская

    А у правого берега песчаный намыв и довольной величины булыжник грудами и особняком, которые нанесены тут весеннею водою. Здесь должно заметить, что как весенняя вода покрывает сии наносные острова, то, обмывая рыхлую поверхность оных, оставляет их маловозвышенными, что приметно и во всех наносных островах по реке Тосне. Во 100 саженях вверх по реке от вышеупомянутых тарасов находятся обвалившиеся тарасы, которые были построены (как оное объявил села Никольского крестьянин Пётр Дмитриев) по велению Императора Петра Великого, который имел намерение построить пильную мельницу ниже деревни Воскресенской и для этого хотел в мысу, находящемся при той деревне, прорыть канал и в оный обратить течение Тосны. Для сохранения же мельницы от льда приказал сделать вышесказанные тарасы, которые были уже окончены. Мельница и канал начаты, но по какому-то неудобству оставлены. Перекоп тот завален, ныне же виден только ростверк тех тарасов.
    В 360-ти саженях от обвалившихся тарасов на пространстве двухсот сажень есть посреди реки два острова от реки на два фута возвышенные. Между оных и позади находятся крупного песку небольшие мели, а у правого берега намыв, который, равно как и упомянутые острова, состоят из глины и часть мелкого булыжнику. От сих островов до села Никольского находятся довольной величины надводные каменья, лежащие особняком. Дальше у обоих берегов есть намывы из глины и песку, поросшие травою. Остров у моста под литерою «а», возвышенный от воды на 3 фута, частью из глины и песку. Против его у правого берегу нанос на 1 фут от воды, состоит из глины и мелкого булыжника. При селе Никольском видны по обеим сторонам реки у берегов остатки траверсалей (вид дамбы, от берега к глубокому месту в русле реки; служит для защиты берега от течения) из фашин, нагруженных камнем, которые сделаны были полковником Вейсманом.

 

Карта реки Тосны у с.Никольского

    Намерение его, как видно, состояло в том, чтобы помощью сих траверсалей поднять воду реки и тем сделать её судоходною. Но старания его были тщетны, ибо на другой же год оные траверсали были весенней водою вымыты, а ныне оставшиеся части оных замыло глиною и песком. Сей случай явно доказывает, что такой способ исправления реки Тосны неудобен, в рассуждении её большого падения и стремительного течения весенной воды и что к тому потребны надежнейшие и прочнейшие построения, нежели те, которые употреблял г.Вейсман.
    Между сими траверсалями река засорена многими надводными камнями (булыжником средней величины, неподалёку находятся два острова маловозвышенные, коих свойство земли: мягкая глина, песок и часть мелкого булыжника. При первом из сих островов между двумя грядами булыжника на 5 саженей по длине есть небольшая стремнина, наносы же означены в плане литерами «b» и «c», составлены из дресвянистого песка и щебня.
    При ручье Крапивном у левого берегв находится мель, поросшая травою. Остров под литерою «d» выше воды на 2,5 фута имеет грунт глинистый и смешанный с песком. От села Никольского до сего острова, при коем оканчиваются пороги, река Тосна протекает между берегами различной высоты, но по сторонам оных и не в далеком расстоянии находятся высокие горы, которые при деревне Яковлевой сближаются по обеим сторонам реки, будучи от натуры образованы крутыми скалами, ограждают реку Тосну на 600 сажен длины.

 

Карта реки Тосны при д.Яковлевой

    На сём пространстве река сия стремится с чрезвычайным шумом по многим подводным и надводным каменьям, коими она наполнена от сей деревни до межи Нертона и Дубенского, означенной в плане литерою «F». Большая часть сих каменьев булыжных имеют 2,5 фута вышины и от 4 до 5 футов окружности, но есть между ними и малые. Частию лежат сии камни особняком, а другие кучами и грядами, чрез всю реку. От деревни Новой у левого берега есть нанос из крупного песку, смешаннаго с хрящом и по нём мелкая плита. Все намывы и нанос посреди реки, находящиеся в порогах, имеют такой же грунт. Остров и при нём намыв под литерою «е» от воды на 1,5 фута из глины и дресвянистого песку, намыв же хрящевой и по нём тонкая слоистая плита.

 

Карта реки Тосны при меже Нертона

    От межи Нертона и Дубенскаго, идучи к Тосненскому яму, на две версты и 400 сажень река течёт с великою быстротою. И как из детальных планов видно, наполнена болотистыми островами, коих свойство земли есть плита и часть крупного песку, смешанного с глиною. Но тут надводных каменьев не находится. Остров под литерою «j» покрыт кустарником, и, как видно, был прежде берег реки, которая сделала тут промыв на 0,5 сажени широтою. У сего острова есть первая стремнина Тосненских порогов, коих начало от сего места 2 версты и 200 сажень. Выше по реке пороги сии простираются на 5 верст и 400 сажень и имеют на оном расстоянии 8 саженей и 2 фута падения.
    В пяти верстах выше начала порогов выведен по левой стороне в реку Тосну канал купца Голошевского, по которому только весною гоняют дрова. Между порогами и сим каналом находятся нарочитой длины разные острова, большей частию болотистые. Сии острова произошли от наносного песку, коим замыло кучи топлых дров и которые поросли травою. От сего канала до Тосненcкого яма 9 вёрст и 300 сажень река сия течение имеет между порядочными берегами посредственной высоты. Мало излучиста и имеет широту достаточную для судоходной реки. Отсюда же на 13 вёрст и 100 сажен широта реки Тосны различна, но для судоходства недостаточна, на сём расстоянии засорена она топлыми дровами и заколами, хоть и есть небольшие островки, но как они из мягкой земли и притом мало возвышены, то и не требуют подробнейшего описания.
    Обыкновенно весенняя вода реки Тосны возвышается от 7 и до 9 футов и стоит 25 или 30 дней. А потом дней 10 постепенно упадает, покуда не придёт в настоящую глубину, показанную на продольном профиле.
    Грунт земли берегов и дна реки Тосны от устья до первых тарасов глинистый и песчаный. От тарасов до конца порогов из дресвянистого песку, щебня и части глины, а в иных местах мелкий булыжник. От конца и до начала порогов плитный с булыжником, но плита в порогах не крупная, а слоями, толщиной в 1,5 - 2 дюйма. От порогов до Тоснинского яма грунт земли из мелкаго щебня, глины и частию дресвянистой песок. Наконец, от Тоснинского яма до реки Ушачки почва земли глинистая, а постеля реки песчаная.
Рассматривая течение реки Тосны, которая по всем своим изгибам от реки Ушачки до Невы на 47 верст и 340 сажень имеет 18 сажень 4 фута 9 дюймов падения согласуясь с данным положением нашел я, что нет другого надежного способа по сделанию ея судоходной, как только посредством Шлюзов… »

Александр Потравнов
Татьяна Хмельник

Статья подготовлена на основе материалов РГИА