КАРЕЛЬСКУЮ СОРТАВАЛУ РАЗОРВАЛО НАДВОЕ

   МОСТ НА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТРАССЕ РАЗОБРАН, А ЖИТЕЛЯМ ГОРОДА ПРЕЛАГАЮТ ХОДИТЬ ПО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ
         В карельском райцентре Сортавала – дорожный коллапс. Его ждали года три, но к нему все равно оказались не готовы – ни горожане, ни чиновники, ни многочисленные транзитные водители и пассажиры. Закрыт на полную реконструкцию Карельский мост, соединявший два берега залива Ладожского озера, на которых стоит Сортавала и где проходит федеральная трасса Санкт-Петербург – Петрозаводск.
        Самым достойным в этой ситуации выглядит… сам мост. Несмотря на свое катастрофическое состояние (разбомбленный в войну, наспех починенный после войны, эксплуатировавшийся нещадно и толком никогда не ремонтировавшийся), он все-таки не рухнул и не причинил никому увечий, а героически дождался, когда его закроют и сломают профессионалы-мостостроители. 

 

Такие знаки висели перед мостом год нззад - в январе 2011 года

        Сортавальцы рассказывают, что последние года три по мосту страшно было не то что ездить – ходить. Он вибрировал так, как будто был готов сложиться в любой момент. По словам сотрудников Сортавальского музея, которые изучали историю моста, все дело было в обмелении Ладоги: деревянные сваи, на которых лежали балки пролетов, пересохли и деформировались. А поскольку свай не видно – они спрятаны внутрь быков, обложенных гранитными блоками, - не сразу стало понятно, что мосту конец.
         Но, по мнению директора Сортавальского ДРСУ Мубариза Казымова, мост просто устал: 
- Ему больше ста лет (на самом деле он построен в 1932 году – прим. ред.), металл его держится не болтами, а заклепками, которые с каждым годом все больше вылетают. И он не был рассчитан на такое интенсивное движение, какое ему приходится выдерживать последние лет десять. Порой его нагружали с трехкратным превышением его пропускной способности!

 

Старые несущие конструкиции Карельского моста просто срезают

           Казалось бы, раз мост пришел в полный упадок, его надо разобрать и поставить на его месте новый. Но легко сказать! Сортавала исторически устроена таким образом, что в городе всего две улицы, которые ведут из восточной части города в западную, поскольку здесь сложный рельеф, реки, озера, а также железная дорога. Одна из улиц шла через Карельский мост. Осталась вторая – мимо горы Кухавуори и разгромленного военного госпиталя. Эта улица – Парковая - отроду не была жилой, там даже зданий нет, кроме госпитальных, нет даже тротуара. Раньше по ней ходили транзитные грузовики, которым было запрещено движение через Карельский мост. Теперь туда поехали все: грузовые¸ легковые, автобусы, маршрутки, скорые, пожарные, снегоуборочные, водоканальские… А чтобы попасть на Парковую с основной трассы, нужно преодолеть два железнодорожных переезда, о существовании которых раньше водители транзитного транспорта даже не задумывались – они им никогда не мешали.
           Парковая улица – узкая и уже безобразно разбитая. Мэр Сортавалы Сергей Козигон говорит, что ее уже приспособили для усиленного движения как только могли:
- Мы воспользовались отсутствием тротуаров – срезали обочину и расширили проезжую часть. Но все равно получилось только две полосы – одна туда, другая обратно. Здесь впритык стоят здания бывшего госпиталя, да сама гора Кухавуори подпирает. И хотя мы сделали водоотведение, я с ужасом думаю о весеннем таянии снегов. Ведь вся вода с горы будет здесь! Если закрыть Парковую на ремонт хотя бы на один день, в городе будет паралич, а совсем не ремонтировать тоже нельзя – при такой катастрофической нагрузке, как сейчас. Единственное, чего я добился, - что обслуживать эту улицу как штатный объезд федеральной трассы будут сами федералы, отделение дороги «Кола», которые и отвечают за содержание трассы Санкт-Петербург – Петрозаводск.
          У каждого, кто хоть раз был в Сортавале и видел и Карельский мост, и улицу Парковую, кто знает, что другого пути здесь нет, возникает резонный вопрос: а почему бы не поставить через залив Вакколахти понтонную переправу? Тогда будет не один объезд, а два, хоть какое-то поле для маневра. Сергей Козигон и это уже проходил:
- Мы просили понтонную переправу и дорожники были согласны, хотя она была бы довольно длинной, но тут на дыбы встала рыбоохрана. Якобы понтоны будут мешать нересту ценных сортавальских рыб – леща и плотвы. Две федеральные структуры – дорожники и рыбоохрана – не стали бодаться друг с другом, а поступили, как им легче, ибо интересы жителей Сортавалы у них явно не на первом плане.

 

Карелський мост и залив Вакколахти

         В ситуации с мостом больше, чем автомобилистам, повезло пешеходам. Для них вдоль железной дороги сделали отсыпку, получилась вполне комфортная пешеходная тропа, там даже уличное освещение установили. Ширина отсыпки такова, что небольшой грузовик легко и свободно там может проехать. Но ездить там запрещено. Сергей Козигон объясняет:
- Мы с самого начала просили сделать такую отсыпку, чтобы можно было проехать хотя бы одной машине, чтобы был запасной путь скорой и пожарным, а также как односторонняя магистраль при пробках на основном объезде. Ширина позволяет, я сам там проехал нормально, но мы не открываем здесь движение. В первый же день, как появилась насыпь, по ней начали носиться на скорости и чуть не задавили ребенка. Там ведь уворачиваться особо некуда. И во избежание трагедий мы перекрыли насыпь. Получается, что из-за нескольких идиотов за рулем страдают все остальные. А ГИБДД не хочет обслуживать эту дорогу как автомобильную, она у них ни в каких планах не значится, они контролировать ее не собираются.
        А теперь вопрос: сколько жить без моста? По словам Сергея Козигона, новую переправу обещали сдать 1 сентября 2012 года. Но пикантность заключается в том, что глава города проекта не видел:
- Этот проект согласовывали еще до меня, при прежнем мэре, но я имею очень туманные представления о том, что же мы получим в конечном итоге. Знаю, что вроде бы хотят сохранить исторические гранитные быки, заменив все остальное, но это все на уровне слухов. Я просил дорожников показать проект – они отказываются, ссылаясь на то, что это информация не для разглашения. У нас работают мостостроители из Новгорода, они выиграли тендер, об условиях которого мы тоже ничего не знаем. Мол, не холопское это дело, - интересоваться планами федералов. Ведь деньги идут федеральные – вот нас и не извещают ни о чем. Спасибо, что вообще начали реконструкцию моста. Ведь в прошлом году комиссия МЧС вообще хотела просто закрыть Карельский мост как аварийный во избежание катастрофы, ничего не предлагая взамен. Так что мы администрации дороги «Кола» должны еще в ножки поклониться – что она расщедрилась на проект, прислала мостостроителей, взяла на баланс объезд. Мы – райцентр, нам остается только терпеть.
КСТАТИ
             В 2010 году Сортавала уже попадала в общероссийские сводки новостей: ее жители выходили на улицу с пикетами, требуя… присоединения к Финляндии, которой принадлежал город многие десятки лет. Такой всплеск экстремизма был вызван тем, что в самые морозы в сортавальских котельных не было мазута. Через год бывшего мэра города (которого и сменил Сергей Козигон) Николая Зайца судили за халатность и срыв отопительного сезона. Подсудимый оправдывался тем, что вся система ЖКХ прогнила еще до него, и это подействовало на Сортавальский городской суд: Зайца оправдали. Карельская прокуратура обжаловала решение, но и вторично городской суд оправдал бывшего мэра. Карельская прокуратора снова обжаловала решение… Сколько будут продолжаться эти игры – никто не знает.

Татьяна Хмельник
Александр Потравнов