КИВИНИЕМСКИЙ РЕДУТ

     После того как Санкт-Петербург стал официальной столицей Российского государства, а мир со шведами еще не был подписан, вопрос о безопасности города с северной стороны был достаточно актуальным. Петр Первый понимал, что имеющихся крепостей Выборга и Кексгольма будет явно не хватать для сдерживания шведской армии: их легко обойти и блокировать. По этой причине по приказу Петра в период с 1714 по 1721 год между Выборгом и Кексгольсмом были заложены временные укрепления. На дороге Выборг - Петербург у деревни Мула был заложен четырехугольный штерншанец с реданными выступами по середине фронтов. Затем на этой же дороге у поворота на Кексгольсм сорудили еще один укрепленный пункт – «четырехугольную бастионную крепостицу», получившую название Сувек-шанец. Следующее укрепление прикрывало дорогу от Кексгольма на Петербург на перешейке между Вуоксой и озером Суванто около деревни Кивиниеми. Здесь был построен четырехугольный редут. Последним укреплением в этой защитной линии стал четырехугольный редут около деревни Тайпале (Улиц-шанец) – он прикрывал дорогу, которая шла между Ладожским озером и озером Суванто (тогда реки Бурная в природе не существовало). 

 

Фрагмент карты 1891 года, с указанием редута около Кивиниеми

        В 1730 году был составлен проект по реконструкции всей этой линии укреплений. На месте шанцев в Муле, Сувеке и Кивиниеми планировалось построить четырехугольные крепостицы с равелинами и прикрытым путем. Кроме того, перед Кексгольмом, на правом берегу реки Перны собирались построить пятиугольную бастионную крепость с предмостным укреплением на левом берегу. Но, как это у нас часто бывает, никаких работ произведено не было. Когда же в 1741 году началась очередная война со шведами, то направленный на линию укреплений генерал Кейт был сильно удивлен: все укрепления пребывали в отвратительном состоянии и никаких работ по переустройству проведено не было. Тогда в достаточно спешном порядке были проведены работы, но не по старым планам, а по измененным проектам. 
      В частности, на реке Перне был построен чеытрехугольный редут. Скорее всего, в это же время были реконструированы и четырехугольные редуты в Кивиниеми и Тайпале. Они превратились в штерншанцы с реданными выступами по середине фронтов с прикрытыми путями.
     После Абосского мира в 1743 году граница со Швецией отошла еще дальше – теперь на первом рубеже оказались Фридрихсгамн, Вильманстранд, Нейшлот (крепость Олавинлинна). В связи с этим Выборг и Кексгольм перешли в разряд внутренних крепостей, а построенные укрепления на линии Мула - Кивиниеми - Тайпале уже перестали нести важное значение в обороне Санкт-Петербурга.
     До наших времен практически без серьезных разрушений дожили два укрепления из этой линии: Улицкий шанец и Кивиниемский редут, сохранились остатки редута у реки Перна.
        Мы можем долго говорить о том, как в соседней Финляндии сохраняют и музеефицируют подобные сооружения, но нам это, увы, не поможет. Типичный пример - это построенный русскими войсками на границе со Швецией в XVIII веке форт Utti. 

Форт Utti. 

    Этот форт стоит в лесу, в стороне от дороги, и музея, как такого нет, но инфорационная табличка с описанием укреплений на трех языках есть.

Информационная табличка форт Utti

      В нашем случае все гораздо хуже - даже несмотря на то, что редуты официально охраняются государством. Кивиниемский редут, как и редут на реке Перна, являются памятниками федерального значения и поставлены на учет Постановлением Совета министров РСФСР № 624 от 04.12.1974 года.
 В Кивиниеми (нынче это поселок Варшко) на редут водят экскурсии, здесь играют в пейнтбол. На западном реданном выступе уже стоит забор одной из баз отдыха. А вот с другой - восточной - стороны налезает куда более опасный сосед – новая железная дорога.  

Вид на строящуюся железную дорогу с верха гласиса и «прикрытого пути» штерншанца

     На 19 ноября 2011года состояние дел таково. Северо-восточная часть гласиса (пологая насыпь перед рвом впереди прикрытого пути) штерншанца уже срезается бульдозерами. Разметка на деревьях показывают, что северо-восточная часть штерншанца, которая включает в себя: ров, «эскарп» внутреннего четырехугольного редута, «контр-эскарп», «редан» и «гласис» - попадают в зону строительства железной дороги. 

Вид от подножия гласиса со стороны строящейся железной дороги.

    Нам продолжают говорить, что интересы по продажи нефти важнее, чем наша история, чем наши памятники, которые выстояли и не пострадали во время многочисленных войн. У нас принято считать эффективность строительства в рублях, а потери от уничтожения памятников природы и культуры не учитываются, поскольку единицы измерения от этих потерь другие. Земля без природы и культуры – это даже не пустыня, это вакуум, это черное безмолвие, это смерть…


Ров редута.     

23 ноября свозили на место событий 100 ТВ, поговорили с компанией, которая построила рядом базу отдыха и за свои деньги выступила заказчиком проекта по восстановлению редута, выполненного научно-реставрационным центром, с принятием на себя охранных обязательств. Однако нашим "охранным от культуры" органам это совершенно не нужно.

Александр Потравнов  

Татьяна Хмельник