Крест не тяжелый-тяжелая работа
Софийский собор Великого Новгорода снова с крестами – ведь когда на храме нет креста, это наводит на мрачные мысли
Предыстория восстановления крестов на Софийском соборе, как всегда, не такая гладкая, как хотелось бы. Питерская фирма «Арт-Эксперт», которая заслуженно славилась своими работами по реставрации самых разных объектов в городе, взялась было и за Софийский собор. Мастера этой фирмы, работая на куполах, демонтировали кресты и собирались ими заняться. Но время шло, а работа не двигалась, начались какие-то финансовые неурядицы, о которых сейчас нет смысла говорить. Надо было с крестами заканчивать, а с ними еще и не начинали.
Проделки «Голубой дивизии»
Всего на соборе было пять крестов. Главный – неродной. Известно, что во время войны испанская «Голубая дивизия», стоявшая в Великом Новгороде, позарилась на красивую вещь и увезла ее с собой в Испанию, где через какое-то время крест был помещен в один из местных музеев. После долгих поисков новгородцы нашли свой крест в Испании и стали просить его назад, но далеко не сразу преуспели в своих хлопотах. Многие испанцы воспринимали крест как военный трофей и будоражили общественность с требованием оставить его на месте. К счастью, возобладало другое мнение, и спустя многие годы крест вернулся в музей-заповедник «Новгородский кремль».
После реставрации было принято решение не ставить крест обратно на купол, а заменить его точной копией – старый крест мог не выдержать новых нагрузок. Новгородские кузнецы изготовили эту копию, а заслуженный крест теперь хранится в соборе как реликвия, вернувшаяся из плена.
Новый крест нужно было золотить – делается это вовсе не для того, чтобы блестело, а чтобы предохранить металл от зловредного воздействия северо-западной погоды. Но ведь нельзя один крест позолотить, а другие пусть стоят драные. Нет, так приличные новгородцы не поступают. Поэтому четыре малых креста тоже отправились на золочение.
Первоначально позолоченные и отреставрированные кресты должны были занять свое место на куполах собора еще до Нового года. Но поскольку «Арт-Эксперт» физически не мог выполнять свои реставрационные функции, СЕЗАРу (Северо-Западной ассоциации реставраторов) судорожно пришлось искать другую фирму, которой можно было доверить эту сложную работу.
Выбор пал на реставрационную фирму «Каст», хорошо известную в Петербурге, например, восстановлением медной скульптуры на Елисеевском магазине, реставрацией Спаса-на-Крови и Петропавловского собора в Петергофе. Но Виктор Живан, глава «Каста», поначалу не был в восторге:
- Доделывать за кем-то – всегда тяжело. Тут и психологическая тяжесть, мол, товарищи выбыли из строя, а мы как будто у них кусок вырываем. И физически тяжело – в сжатые сроки сделать то, к чему ты не готов. Я всегда перед реставрацией тщательно изучаю историю объекта – кто и когда делал, была ли реставрация, что где как крепится, были ли повреждения – и так далее. Здесь на это времени не было. Пришлось еще и кое-что доделать в большом кресте, например, пропаять полости, которые почему-то оставили кузнецы. Если не пропаять – будет затекать вода, пойдет коррозия, зимой лед будет образовываться.
От зевак не скрыться
Большой крест, как ни странно, довольно легкий – не более 150 килограммов. Малые, соответственно, еще легче. Все пять утыканы вертикальными штырями – чтобы птицы не садились. Именно птички божии наносят колоссальный вред металлическим частям декора и кровли – причем не только своим ядовитым пометом. Рассказывают, что вороны повадились кататься с куполов, как с горки, оставляя за собой дорожки когтей. Два малых креста пришлось еще и реставрировать перед золочением, потому что они были в плохом состоянии, оба сделаны еще до революции, на что указывают следы ртутного золочения, которое в советское время не применялось. А новое золочение – процесс кропотливый, его нельзя подгонять. Работали даже в новогодние праздники.
- Вот у меня позолотчицы сделают одну операцию – сидим, ждем. Ну, не сидим, конечно, работа всегда есть, но не с этими крестами. Поэтому когда ко мне из Новгорода приехал глава местных реставрационных мастерских, который курировал весь процесс работ на соборе, он сначала не мог понять – что мы тянем. А потом как увидел нашу работу – и все понял. Объяснил в музее-заповеднике, который торопил со сроками, что здесь форсировать события нельзя, можно испортить уже то, что сделано. Ведь позолота не меньше 40 суток «встает»! А если она не «встала», транспортировать такой крест нельзя, мы же грузовиком возим. Мы и так их везем очень бережно – делаем специальные футляры из досок, чтобы ни малейшего люфта не было, ведь дороги у нас сами знаете какие.
Реставраторы «Каста» даже не знали, как крепились кресты, - это знает только то, кто их демонтировал. И хотя в монтаже согласился принять участие бригадир, который демонтировал кресты, все равно сложностей было хоть отбавляй.
- Пришлось ехать в Новгород, смотреть, как это все было устроено, делать примерки – ведь если крест не подойдет на свое посадочное место, это же провал. Сложность еще и в том, что в Новгородском кремле нельзя воспользоваться краном – он не пролезает в ворота кремля. Поэтому – только ручной монтаж: на лебедках поднять вверх, там их распаковать и потом монтировать. На такой монтаж уходит целый световой день, который сейчас так короток.
Стоит сказать, почему мы пишем о монтаже крестов так поздно – когда он уже случился, хотя информацию получили раньше. У Виктора Живана есть примета:
- Если до окончательного завершения работ будет что-то сказано, может случиться непредвиденное. Ну суеверный я, как и многие реставраторы. Вы написали бы, что у нас все хорошо, а у нас… тьфу-тьфу-тьфу… Помните, как крест с Морского собора в Кронштадте оборвался, когда некоторые уже поспешили сообщить о его благополучном водружении? И еще я не люблю, когда лишние люди на монтаж смотрят. У нас это не первые кресты, знаем, как это обычно бывает. Освятят крест, соберется толпа немалая – и потом все стоят, задрав головы. Людям, конечно, любопытно, но мы ведь не представители публичной профессии, чтобы на глазах у всех своим делом заниматься. Ладно бы только смотрели, некоторые еще и комментируют. Вот поэтому когда мы занимались скульптурой на Елисеевском, мы старались возиться с шести утра, когда на Невском еще нет зевак. Ведь если работать позже – троллейбусы встанут, как всем будет интересно.
Татьяна Хмельник
Статья написана в 2007 году