Местные жители-это пыль под колёсами грузовиков
В окрестностях Усть-Луги планомерно уничтожаются исторические деревни
Вокруг порта Усть-Луга сохранились старые деревни, где еще довольно много местных жителей. Все они последние годы, а последние месяцы особенно лишены ряда конституционных прав – и на свободу передвижения, и на достойные условия жизни, и на охрану здоровья. Это потому, что усть-лужские строители, к которым присоединились строители порта в Вистине, практически полностью уничтожили дороги общего пользования.
Деревни Ручьи и Вистино Кингисеппского района на побережье Лужской губы, неофициальная столица древнего народа ижоры. Сыро, прохладно, над заливом носятся рваные тучи. Перекресток двух дорог в деревне напоминает о войне: на проезжей части и на обочине стоят «ежи» из толстых досок, куда щедро набиты гвозди, рядом – валуны и куски асфальта, оставляющие свободными только узкую часть дороги, но она перекрыта массивным шлагбаумом из целого ствола. У шлагбаума стоит бывший торговый ларёк, тоже как из зоны вооружённого конфликта: весь драный, продырявленный, перекошенный. Из ларька на шум подъезжающей машины выходит пожилая женщина в тапочках, но с крайне решительным выражением лица.
Нормальное положение шлагбаума – открытое. Так гласит табличка на любом железнодорожном переезде. Здесь нет железной дороги, но есть Матрена Григорьевна Бабейчик, местная жительница, которая опускает шлагбаум перед любым грузовиком. Потом она идет в «ларек» и выносит оттуда список: это номера грузовиков, которым разрешен проезд в деревню Ручьи и далее в Вистино, потому что водители там живут. Но таких номеров мало. Основная часть машин дальше шлагбаума проникнуть не может.
Уговаривать Матрену Григорьевну бесполезно. Она стоит как скала: небольшого роста, в синем рабочем халате, со сдвинутыми бровями и гневно выставленным вперед указательным пальцем:
- Не пущу! Сказано – не пущу! Не имеете право! Видите, знак висит – грузовому транспорту сюда въезжать запрещается! Официальный дорожный знак!
Со стороны водителя реакция может быть разной, в зависимости от того, как давно он тут работает, насколько знаком с местной ситуацией и вообще от его воспитанности. Кто бывалый – тот махнет рукой и пойдет пешком в вистинский магазин. Кто новенький и наглый – пытается качать права: «Бабка, отойди, не мешай, сейчас я тебя в кусты закину, а шлагбаум твой деревенский об колено сломаю!»
Но шлагбаум сделан на совесть – и бревно толстое, и вкопан глубоко. А на угрозы Матрена Григорьевна хладнокровно отвечает, что сейчас вызовет милицию, гаишников, пограничников, местную власть и вообще кликнет соседей. Побранившись, шофер либо тоже топает пешком в магазин, либо разворачивается и уезжает туда, откуда приехал – в порт Усть-Луга. А Матрена Григорьевна возвращается в «ларек» и ждет, когда ее сменит кто-то другой из немногочисленного, но очень решительного и крепкого «ижорского батальона» - инициативной группы местных жителей,
Осадное положение в Вистине и окрестностях длится с перерывами уже с марта года. Но местные жители говорят, что неприятности, связанные с новым портом, начались куда раньше. Толстую кипу писем в разные инстанции показывает глава администрации Вистинского сельского поселения Игорь Крысин:
- Здесь бумаги с 2005 года. Сначала их было немного, мы думали, что все как-то утрясется. Теперь их все больше и больше, но ситуация если и меняется, то в худшую сторону.
В чём дело? А в том, что строители порта Усть-Луга, а теперь и порта в самом Вистине, полностью угробили местные дороги. Не разбили немножко, а именно уничтожили. Мы ехали по этим дорогам и чувствовали себя на полигоне по испытанию внедорожников. В результате жители всех окрестных деревень лишились автобуса до своего райцентра – кингисеппское автопредприятие отказалось пускать свои машины по этим дорогам. Теперь люди не могут попасть на прием к врачу, в районную администрацию, просто съездить за покупками, которые нельзя сделать в деревне. А недавно совсем дикий случай приключился: в одной деревне женщина рожала дома. Не потому, что врачей боится, а потому что «скорая» отказалась к ней ехать по такой дороге. Конечно, это претензия и к «скорой», но как надо довести дороги, чтобы простая «газель» или тем более «буханка» районных медиков не смогли пробраться по этим чудовищным ямам и колдобинам.
Тогда местные жители, которые устали писать письма в пустоту (на них практически никогда не отвечали), начали собираться на митинги. Что характерно, представители областной администрации и администрации порта Усть-Луга не посчитали нужным явиться народу. И тогда люди объявили вотум недоверия правительству Ленобласти. Галина Смольникова, возглавляющая Виснинский совет ветеранов, был возмущена:
- Мы им не доверяем, а они даже не реагируют! По телевизору даже осмелились сказать, что это не местные жители протестуют, а жалкая кучка дачников, которые «понаехали тут» и возмущаются строительством так нужного области и стране порта. Протестуют именно местные жители. Вы видели у шлагбаума на перекрестке тех, у кого нет другого жилья, кроме здешнего. Вон у Матрены Бабейчик, и не у нее одной, дом разваливается – потому что по улице нескончаемым потоком шли груженые песком самосвалы, через каждые 10 минут проносились машины на огромной скорости, кузова не были закрыты тентом, у нас все дворы, как в пустыне, все песком засыпано. После всего этого открыто можно сказать, что власти у нас в области нет. Вы поймите, мы не против порта, не против прогресса, мы против чудовищного обращения с местным населением, как со скотом безмолвным, бесправным! Нас, малый народ ижору, и так унижали, уничтожали, теперь добивают окончательно!
Валерий Чугунов из деревни Югантово, соседней с Ручьями, рассказывает, что дежурить у шлагбаума решили круглосуточно:
- Я приезжаю только на выходные, потому что работаю, но стараюсь сменить женщин на ночь, чтобы они хоть отдохнули. Помню, как водители грузовиков, когда мы только закрыли дорогу, пытались драться с нашими жителями, ругались, оскорбляли нас. Мы на провокации не поддавались. Тогда они сказали: «А мы тогда весь песок, который привезли из карьера, высыплем вам тут на перекресток, тогда у вас никакой дороги не будет, даже такой!» Наши только посмеялись: «Да высыпайте, мы со всей деревни придем с ведрами, с носилками, все по дворам растащим, всем в хозяйстве песок нужен!»
В среду состоялось очередное совещание в Комитете по дорожному хозяйству и транспорту, где его глава Михаил Козьминых предложил четверым перевозчикам, которые пользуются вистинскими дорогами, разделить поровну затраты на ремонт дороги – 14 миллионов рублей, потому что таких денег у области нет. Перевозчики обещали думать. Вистинцы обещали стоять до конца у своего шлагбаума. Им отступать некуда. У них тут родина.
В свою очередь, наша газета обещает следить за развитием ситуации в Вистине и окрестностях, давая возможность высказаться всем сторонам конфликта.
Татьяна Хмельник