МОСТЫ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

    О мостах и дорогах Северного Кавказа, наверное, можно написать хорошую книгу, сделать большое исследование. Мы же затронем только верхушку этого историко-технического айсберга.
Мосты неотделимы от дорог. Более того, чаще всего мосты нужны для проезжих дорог, по которым перемещается колёсный транспорт - телеги, кареты, автомобили, трактора.
   В горной части Северного Кавказа практически до XVIII в. проезжих (или, как их ещё назвали, аробных) дорог было очень мало. Куда чаще по горам были проложены вьючные тропы, а реки часто пересекались вброд, по временным мостикам, которые обязательно бывали снесены в периоды большой воды, или по узким мостам из брёвен. И такое положение дел было обычным не только для троп между деревнями и удалёнными пастбищами, это касалось и вполне международных маршрутов! Развитую сеть дорог с мостами на обширной территории может поддерживать только государство, отдельно взятая деревня или даже племя такой возможности не имеет, да и потребности - тоже. Государству нужна активная торговля, связи с отдалёнными районами, армия для защиты своих интересов, и всё это без хороших дорог работать не будет. До XVII в. наиболее известный путь с Северного Кавказа в Грузию проходил через Дарьяльское ущелье. На этом маршруте, возле крепости в Дарьяльском ущелье (примерно около нынешнего грузинского погранперехода), еще при арабах в VIII в., был построен стационарный мост через Терек. Вот же завоеватели... Затем этот мост упоминался и в XIV в., а дальше что-то не задалось...
   Так что когда по этому маршруту в XVI в. перемещались посольства из Москвы в Грузию, то проблему с переправами через Терек приходилось решать по другому ­– для проезда очередного посольства всегда приходилось заново наводить мосты. Наличие нескольких мостов в ущелье было связано с тем, что дорога из-за скал переходила с берега на берег - об этом прямо указывалось в письменных отчетах. По этой причине от Ларса до Степанцминды (около 20 км) проезжали  порой за 3 дня - пока мосты наведут, пока проедут... И так быдло не только на Тереке - на других реках ситуация была аналогичной и в более позднее время.
 
Мост через р.Ассу в XIX в.

   Серьёзные трудности с постоянным устройством мостов через Терек заставляли искать другие, более быстрые пути. Поэтому в западную Грузию - в Мегрелию, Имеретию - посольства направлялись по другим путям: через горные перевалы в Балкарии (Гезе-Вцек) и Карачае (Донгуз-Орун). В Кахетию также попадали и через Архонтский перевал.
   Таким образом, дорога через Дарьяльское ущелье была далеко не единственным путём в Грузию. Более того, из-за сложностей с местным населением и проблемой с устройством мостов через Терек этого пути порой старались избегать.
   В XVIII в. ситуация практически не изменилась. То есть хочешь проехать - строй мосты, ибо бурный Терек сносил ранее построенные переправы практически при каждом половодье. Очень наглядно это демонстрируют записки академика Иоганна Антона Гюльденштедта (порой пишут как Гильденштедт) во время его путешествия в Грузию 1771—72 гг. 18 августа 1771 г. Гюльденштедт прибыл в осетинское село Чим, чтобы далее проследовать в Грузию в сопровождении своей личной охраны из казаков. Однако прежде чем ехать через Дарьяльское ущелье до Степанцминды, понадобился почти месяц, чтобы навести мосты и убрать различные препятствия на дороге. Так что свой путь академик начал только 11 сентября. В 1772 г. (то есть через год) на обратном пути из Грузии Гюльденштедт пишет, что когда 4 октября он прибыл в Степанцминду, то до села Чим надо было переправиться 5 раз через Терек, но мостов опять не было. Три верхних моста за 60 рублей построили грузины, а за два нижних осетины затребовали по 80 рублей за сооружение. Гюльденштедт пытался торговаться и требовал заложников, но осетины уступать в цене не хотели и заложников не давали, собрав большой отряд около самой нижней переправы. Поэтому Гюльденштедт не поехал, а стал ждать, пока ему на помощь из Моздока пришлют воинский отряд - и это при том, что его в путешествии постоянно сопровождало около 24 казаков. Благодаря присланному на помощь отряду в 600 солдат с двумя пушками, который взял у осетин заложников, 2 ноября Гюльденштедт смог спокойно проехать через Дарьяльское ущелье.
   Такое положение не могло сохраняться долго. В XVIII в. Российская империя уже серьёзно начала осваивать территорию Северного Кавказа и оказывать влияние на политику Закавказья. Без дорог и, как следствие, мостов сделать это было невозможно. Уже в 1783 г. устроили первый фрагмент Военно-Грузинской дороги от деревни Зауровой (на следующий год рядом с ней будет строиться Владикавказ) до Степанцминды (Казбеги). На карте этого участка дороги мы насчитали 8 мостов через Терек!
Конструкция этих сооружений хорошо видна на рисунке 1783 г.
 
 
    Интересно, что подобные консольные конструкции встречаются в русском деревянном зодчестве. П.В. Щусев в своей книге об истории мостостроения отмечает сходные проектные решения в некоторых типах древнерусских мостов. Практически идентичный рисунку мостов через Терек 1783 года деревянный мост сохранился около д. Гули в Табасаранском районе Дагестана.

 
 
Мост  у д.Гули
 
   Внимательно рассмотрев эту конструкцию вблизи, можно увидеть, что здесь нет ряжей, длинные брёвна скрепляются вдоль в стык в полдерева, а поперёк - с помощью врезанных в пазы брусьев меньшего сечения, соединённых между собой по вертикали длинными деревянными шпильками. Мощные поперечные брусья, врезанные также в полдерева, видны только в с самого края конструкции. Наружные брёвна подтесываются по форме бруса, а находящиеся в середине моста - так и сохранились в своем первоначальном виде.  Видно, что этот мост периодически ремонтировали, заменяя часть брёвен, особенно в верхней части.
 

Мост у д.Гули конструкции моста .
 
   Некоторые местные жители говорят об ужасной древности (до 700 лет) этого моста, но, судя по всему, он был построен в XIX в., когда российское правительство начало активно строить проезжие дороги с мостами в горной части Северного Кавказа. Кстати, в списке памятников республики Дагестан он как раз и датирован XIX веком.
   Кроме того, обращаем внимание и на такой факт, что в 1840-е гг. на контролируемой Шамилем территории активно производились устройство повозочных дорог, пригодных для транспортировки артиллерийских орудий. После окончания Кавказской войны, во второй половине XIX в., на Северном Кавказе  продолжилось активное строительство многочисленных дорог с различными типами мостов (металлические, деревянные и каменные). Только в Дагестане к 1915 г. было построено почти 800 км грунтовых дорог, почти 30 мостов с пролетом более 10 м и 33 моста с пролётом менее 10 м.
    Металлические мосты строились в весьма ответственных местах, на Тереке, через Аварское и Андийское Койсу и т.д.. Иногда около них возводили укрепления. Преображенский железный арочный мост через Андийское Койсу в современном Ботлихском районе был построен в 1860- -х гг., а рядом с ним возвели Преображенское укрепление с тремя башнями.
Так выглядит мост в наши дни.

 
 
И  вид сверху: виден мост, башни военного укрепления (между которыми был подземный ход) у дороги, шедшей через мост (правая башня очень сильно разрушена).
 
Фото сделано с укрепленной лестницы, ведущей к третьей башне, возвышающейся над рекой.

Также мы осматривали Красный мост через Кубань в Карачае.
 
   На металле сохранились отверстия от пуль - якобы, так, со слов местного жителя,  раньше проверяли оружие перед его покупкой. Другая легенда, связанная с этим мостом, более трогательная. Молодой инженер влюбился в красивую горянку из аула Дуут. И та ответила взаимностью, но перед свадьбой попросила жениха помочь жителям её аула. Единственный мост, ведущий в село, был деревянным, и каждую весну его уносило бурное половодье. В подарок своей возлюбленной инженер построил железный мост. Но за то, что тот был воздвигнут в неположенном месте, молодого человека арестовали. Долгие годы девушка ждала жениха, несмотря на войну и депортацию. Её многие сватали, но она отказывала всем и верила, что дождется своего любимого. Однажды, чтобы убедить выйти замуж за другого, ей сказали, что жених ее мертв. Этой новости девушка не пережила. Некоторые даже утверждают, что она бросилась вниз с этого самого моста и похоронили её недалеко от моста. А вскоре в Дуут вернулся инженер. Через день его бездыханное тело нашли на могиле возлюбленной. Согласно преданию, после недолгих размышлений родственники похоронили его рядом.
Каменные мосты на Северном Кавказе, в основном, были арочные - как этот в Маджалисе.
 

   После революции, в 1920—30-е гг., мосты подобных конструкций также продолжали активно строить. Вот этот мост Зюртин около села Ругудж  по рассказам местных жителей был построен в 1920-е годы, а арочная верхняя часть - уже в 1960-е.
 


   Целая серия подобных арочных каменных мостов сохранилась между дагестанскими сёлами Кубачи и Акуша, и хотя грунтовая дорога, проходящая через них, местами содержится весьма неважно, мосты выглядят вполне крепко.

Александр Потравнов
Татьяна Хмельник