НА ОНЕЖСКОЕ ОЗЕРО, НО НЕ В КАРЕЛИЮ

    Нынче мы с вами поедем на восток - в город Вытегру и его окрестности. В последнее время интерес к этим краям сильно возрос - в Яндексе появились даже вытегорские пробки, и это в городе с 10 с небольшим тысячами населения и одним уличным светофором (не считая того, что на шлюзе).

Асфальт будет, но не сейчас

    Онего от Ладоги не слишком далеко - всего-то река Свирь между ними смешной длины 224 километра (правда, широкая и быстрая). Из Онежского озера она вытекает, в Ладожское впадает, по ней ходят всякие корабли, которые способны втиснуться в старые шлюзы плотин двух ГЭС - в Свирьстрое и в Подпорожье. Но мы-то сухопутные, мы поедем по шоссе. Сначала - по трассе «Кола», до Лодейного Поля. А там поворачиваем на Подпорожье, то есть движемся вдоль Свири вверх по течению.
    Первой достопримечательностью, к которой мы заскочим буквально на 10 минут, - ноги размять, мы уже устали, ведь от Питера досюда больше 300 километров - будет маленькая Никольская часовня в деревне Гоморовичи, она видна с шоссе. Она построена в XVIII в. и отреставрирована в позднесоветское время «Спецпроектреставрацией». Очень красива, но уязвима - на краю деревни, пригляда никакого.

 
Часовня в д.Гоморовичи

    Следующая достопримечательность спряталась в деревне Юксовичи на берегу Юксовского озера. Деревню эту ещё надо умудриться найти, хотя стоит она рядом с шоссе, но фигурирует на карте как Родионово. После войны многие деревни здесь обзавелись двумя-тремя названиями: одно церковное, по имени погоста, другое – государственное, по сельсоветовскому списку, третье - почтовое, по названию почтового отделения. А то и сливали вместе две-три маленькие деревни, давая им совместное какое-нибудь совсем «левое» название. На Юксовском погосте чудом уцелела деревянная Георгиевская церковь постройки 1542—43 гг.  Она несколько раз ремонтировалась и частично перестраивалась. Общепринятая дата 1493 г., которая кочует по Интернету, ошибочна. Церковь стоит на берегу озера под старыми соснами и чудо как хороша. Конечно, с воды, с озера, вид ещё лучше, но не у всех путников с собой плавсредство, хотя простой сап тут пригодился бы. Или дождитесь зимы.

 

Георгиевская церковь

   Но наши основные достопримечательности - дальше, по дороге на восток. И тут сюрприз: едва от прямого шоссе ответвится поворот на север - на Вознесенье и далее на Петрозаводск, - наша трасса вдруг становится грейдером. Широким, ухабистым, в дождь - грязным, в сушь - пыльным. И только недавно несчастное шоссе от Лодейного Поля на Вытегру (и далее на Пудож и Каргополь) сделали федеральным, поэтому можно ожидать улучшения его состояния. Раньше дорога на Вытегру вообще считалась проезжей только в сухое лето или по зимнику, в остальное время тут даже «пазик» не всегда мог пробраться, а порой можно было рассчитывать только на попутный «газик» или «грузотакси» - просто грузовик повышенной проходимости, но рейсовый. Вся проблема была в окрестностях посёлка Ошта - там дорога шла через болото. Сколько ни насыпали грунта - он уходил в топь. Вытегоры рассказывают, что даже в 1980-е годы были периоды распутицы, когда дорога выглядело как раскисшее желе. Тогда «икарус» из Питера высаживал пассажиров в Оште, и дальше до Вытегры бедолаги уже тряслись в старых «пазиках». Онежское озеро здесь в стороне, но кажется, что рядом - трясинами подкрадывается к дороге, которая часто лежит ниже уровня болот, мы это видели. Время от времени вылезает старая гать - ведь без мощения гатью здесь ездить было невозможно. А дальше, за болотом, возле самого озера проходит Онежский канал - часть Мариинской системы, по нему ходили небольшие суда, которым нельзя было высовываться в бурное озеро. Он тянется до реки Свирь, до посёлка Вознесенье. Мариинскую систему, в советское время названную Волго-Балтийским каналом и тотально реконструированную в 1960-е годы, мы ещё увидим в Вытегре и её окрестностях.

Храм спасли волонтёры

   Сам посёлок Ошта нынче совершенно безликий, там завелись заправки, сетевые магазины и интернет-торговля, но когда-то он был отправной точкой на дороге в Шимозерье - ныне совершенно безлюдная местность к югу от Ошты. Там жило самобытное племя шимозерских вепсов, отличавшихся от своих сородичей на Онеге и на Ояти. Но, увы, если онежские и оятские вепсы продолжают жить на родной земле и сохраняют свои культурные традиции, то шимозерцы навсегда покинули свои края. Началось выдавливание народа отсюда ещё в конце 1930-х годов, когда закрыли национальные школы и вепсские дети должны были русифицироваться. После войны давление только усилилось, и люди разъехались. В 1990-е годы несколько семей из потомков шимозерцев пытались снова обжить берега тех озёр, но без электричества и дорог эта идея долго не продержалась, и теперь туда ездят только отчаянные любители бездорожья и рыбалки.
   А вот рядом с Оштой есть деревни, где сохранилось кое-что из исторической застройки, - Нижняя Водлица и Мегра, они, как и Ошта, стоят каждый на своей реке, текущей из болота в Онежское озеро. Огромные бревенчатые избы не все заброшены, некоторые обитаемы, по крайней мере, летом, но, увы, не все новые владельцы понимают, что такие дома нельзя обшивать, тем более модным сайдингом, - они начинают гнить внутри. В Нижней Водлице медленно разрушается некогда красивая деревянная церковь на кладбище, но, увы, восстанавливать её некому и не на что.

 

Церковь в д.Водлица

   Впрочем, не всё здесь так уж плохо. На несчастной оштинской дороге местами стал появляться свежий асфальт, хотя самое одиозный болотный кусок ещё в прежнем виде. А в Палтоге (это ещё дальше к Вытегре) и вовсе есть на что посмотреть, вернее, не в Палтоге, а в деревне Акулово. Деревню эту ещё надо умудриться найти, хотя стоит она на шоссе. Официальное название фигурирует на карте, но оно не подтверждается дорожными знаками – там написано «Палтога». На Палтожском погосте сохранились две церкви: кирпичная Знаменская и деревянная Богоявленская 1773 года постройки. Обе церкви видны с шоссе и состояние обеих ещё не так давно было ужасающим, но деревянной пришлось совсем плохо. Богоявленский храм был когда-то немножко похож на Преображенский в Кижах – только, разумеется, намного меньше. Потом главки церкви пробили гнилую крышу и упали внутрь.

 

Богоявленская церковь после обрушения в 2009 году

   Казалось - это скорбный финал. Но нет! Несколько лет назад волонтёры-реставраторы (то есть без использования бюджетных денег) очень неплохо восстановили Богоявленскую церковь и это может увидеть любой проезжающий. Увы, соседний кирпичный храм продолжает разрушаться - ведь волонтёры были плотниками, а не каменщиками.


Церковь после восстановления в 2024 году

   Тем временем мы уже почти подъехали к Вытегре, и первое, что нас встречает - это шлюз Волго-Балта, по которому проходит шоссе. Городок этот, современный вологодский райцентр, на впадении реки Вытегры в Онежское озеро нестарый – он вырос из рыбацкой деревни Вянг в те времена, когда начала функционировать Мариинская водная система. Рос и богател он стремительно, но так же стремительно и захирел, когда железные дороги перехватили первенство в перевозках у водных путей. И долго, буквально до последних десятилетий, Вытегра вполне могла бы служить местом ссылки - так тоскливо тут было. Местный краеведческий музей, сидевший в здании церкви, жаловался, что народ с редких туристических теплоходов не запинать на тоскливые, побитые молью экспозиции о колхозном строе.

Знаменитый Девятинский перекоп

   Городок маленький, почти весь деревянный, прямо через него проходит Волго-Балтийский канал - и, если повезёт, можно увидеть шлюзующееся судно, ведь шоссе на запад проходит по шлюзу. В помещении бывшей ГЭС в центре города устроен симпатичный музей Мариинки и Волго-Балта, ведь городок своим расцветом был обязан им.

 

Здание музея в Вытегре

     Но самый неожиданный музей Вытегры - это подводная лодка, стоящая на берегу на окраине города. Казалось бы - откуда здесь подлодка, разве тут море? Нет, тут был один депутат, бывший подводник, который решил подарить Вытегре списанную дизельную субмарину из Кронштадта (а если бы депутат был космонавтом, он, наверное, целую ракету притаранил бы). Приволокли это сокровище как груз по воде в Вытегру и музеефицировали. Детям нравится - можно полазать по отсекам, вообразить себя моряком, они не задают вопросы про море, они просто радуются возможности развлечься.

   Но несколько лет назад что-то случилось с городком (или с его властями) и он стал оживать. Это видно прежде всего в парке у реки, где раньше росли лопухи, а теперь активно сооружаются газоны, скамейки, беседки, макеты шлюзов, памятники и информационные стенды о славном прошлом Мариинской системы. И теперь там не гопники пьют по кустам, а гуляют семьи с колясками и любопытные туристы, которых стало намного больше, чем раньше.

 

Реплика старого полушлюза в Вытегре

   А недалеко от Вытегры был прорыт Девятинский перекоп. Мало кто из питерцев знает, что это такое, ну разве только если кто занимается историей гидросооружений. Девятинский - потому что рядом село Девятины. А перекоп... потому что гору прокопали! Дело в том, что к юго-востоку от болотного города лежит доломитизированный известняк - крепчайший, белейший. Существовавшая уже тогда Мариинская водная система шла в этом месте в обход, по вялым речкам. Это было неудобно, поэтому в 1890—96 годах был прорыт Девятинский перекоп – беспрецедентное по своим масштабам гидротехническое сооружение, искусственный судоходный путь в монолитных породах. Его длина всего полтора километра, но это была огромная работа. Канал пришлось проходить в известняке – его взрывали и долбили, а увозили по специально проведённой по дну канала железной дороге.
   Хотя современная трасса Волго-Балта проходит немного в стороне, про Перекоп в Вытегре рассказывают с таким же воодушевлением, как и о знаменитой Андом-горе. Служил этот участок аж до 1960-х годов, до генеральной реконструкции всей системы. На старом канале до недавнего времени сохранялось и несколько деревянных шлюзов – в плохом, конечно, состоянии, увы, их никто не поддерживает и не ремонтирует хотя бы для туристов.

 

Окончание Девятинского перекопа

     Не так чтобы давно вытегоры мечтали сделать Девятинский перекоп реальной туристической достопримечательностью. Но к реализации сладких грёз обычно прилагаются реальные действия, потому что если бы администрация Мариинской системы только мечтала о канале в скале, его не было бы до сих пор.

Город гребцов, бурлаков и кабаков

    Старые шлюзы плохи не только от времени - их в 1990-е годы разнесли сами же местные, они выламывали из них отличный старый металл, а дерево просто выбрасывали. В лучшем состоянии дореволюционные памятники Мариинской системе. Один памятник стоит на реке Ковже на водоразделе, его легко увидеть - в деревне Старое Петровское к нему даже дорожка с деревянными мостками проложена, а идти от проезжей улицы совсем недалеко.

 

Памятник в Петровском

    В соседней деревне Верхний Рубеж сохранились и несколько деревянных зданий, имевших отношение к системе, - и церковь, больница, и дом начальника дистанции, и пара административных домов, в одном из которых, до полного его разрушения, мы находили очень интересные рукописные бумаги. В советское время там размещался водомерный и метеорологический пост, где велись постоянные наблюдения, а начальство этого поста сидело в Белозерске (там ведь тоже проходит Волго-Балт). Тома записей за 1970-е годы были брошены и неизвестно, сохранились ли сведения, когда в то время начинался ледоход, когда выпадал снег и сколько его было, какой ветер куда дул... Для нашего меняющегося климата - это уже история. Другой памятник Мариинской системе стоит в самой Вытегре, где у тружеников канала была передышка.

 

Памятник в Вытегре

    В XIX веке Вытегру считали городом гребцов, бурлаков и… кабаков. Известна жалоба настоятеля одного из местных храмов: он просил государство сократить число злачных мест, ибо их количество значительно превосходит число церквей. Жалоба эта нынче пылится в архиве, но никаких изменений в тогдашнюю городскую жизнь она не внесла. Увы, многие из тех, кто так тяжело добывал свою трудовую копейку, потом просаживал весь заработок в питейных заведениях. После этого оставалось только подтянуть рваные штаны – и снова тянуть лямку на канале.

   Из реки Вытегры суда поначалу выходили в Онежское озеро, а затем стали использовать Онежский канал, который был вырыт вдоль юго-восточного берега озера для безопасного плавания. Подобные улучшения водного пути - увеличение размеров шлюзов, создание новых каналов, систем связи (телеграфа), применение буксиров и прочих технических достижений заметно сократили время прохождения Мариинской системы. Если в начале работы водного пути на весь маршрута от Рыбинска до Санкт-Петербурга требовалось от двух с половиной до трёх с половиной месяцев, то к концу XIX века после нескольких реконструкций системы можно было потратить всего 32 дня.
Но красоты окрестностей Вытегры не ограничиваются Мариинской системой. Здесь ещё есть Андом-гора.

 

Андом-гора: вид на Онежское озеро

    Чтобы её увидеть, нужно у реки Илекса повернуть в сторону Онежского озера, где стоят деревни на берегу озера Тудозера. Это не совсем озеро, а залив Онеги, отделившийся от него песчаной косой, но уже претендующий на самостоятельность. Дорога приводит на берег самого Онежского озера и идёт дальше, в сторону деревни Гневашевская, у самой воды, а на этой узенькой полоске шириной всего в несколько метров - настоящий «птичий базар». Вернее, человечий. Много лет сюда приезжают отдыхающие из разных городов - из Москвы, Питера, Вологды, Твери... Ставят палатки и машины буквально встык, всё в верёвках, на которых сушится бельё, всё в кострах, на которых жарится и варится обед, дым коромыслом, дети орут, взрослые галдят... Они тут так отдыхают - коммунально. А перед отъездом звонят друзьям: «Петя, мы в среду уедем, приезжай место занимать, а то другие займут!»

Андом-гора - онежское чудо

   А у Гневашевской начинается чудо - Андом-гора над Онежским озером. Здесь в синюю воду уходит высоченная красно-оранжевая стена, местами с синими и зелёными полосками. Стена эта мягче, чем кажется, в основном её  составляют пески и глины. В полосе прибоя можно найти и породу потвёрже, в ней в великом множестве отпечатались окаменелости – кусочки панцирных рыб девонского периода.

 

У подножья Андом-горы

    Даже без особых палеонтологических познаний можно научиться находить этих рыб за четверть часа – столько их много. Спуститься на берег здесь надо умудриться: осторожные туристы сползают в паре километров от горы, где ещё довольно полого, а отчаянные головы лезут по каньонам ручьев, прорезающих стенку, вязнут в глине, полагая, что Андома без адреналина – это неприлично. Студенты-геологи и палеонтологи (кто из Вологды, кто из Москвы, а раньше и из Тарту ездили) просто оккупировали Андому, потому что для практики это место подходит до невозможности. Рассказывают про одного первокурсника, который, первый раз в жизни приехав на Андому, подбежал к обрыву в совершеннейшем восторге и от полноты чувств... сиганул вниз. Остальные в ужасе кинулись смотреть вниз, представляя себе труп на гальке. Но дурачок остался жив: он упал с размаху в глину и увяз по пояс. Вся деревня помирала со смеху, когда студенты ходили по домам и выпрашивали верёвку подлиннее и покрепче, чтобы выдернуть незадачливого товарища. Говорят, его выдернули с потерями - тело вышло, а вот резиновые сапоги «съела» гора.

   С палаткой на Андоме наверху стоять можно, но только в безветрие. Когда задувает ветер, находиться на горе просто невозможно. Там даже чайки и вороны не летают, а ходят пешком, как куры. Поэтому для ночлега лучше проехать дальше, в сторону деревни Озёрное Устье, где река Андома впадает в озеро. Там, кстати, можно и катер нанять, чтобы посмотреть на гору с воды - очень впечатляющее зрелище. Когда-то здесь был богатый рыболовецкий колхоз, о чём напоминают рыбацкие судёнышки, ржавеющие в кустах. Теперь тут о рыбе каждый сам заботится: кто ловит, а кто покупает выловленное.
За Андом-горой, ещё немного дальше в сторону Карелии, есть ещё один деревянный ансамбль. В деревне Саминский Погост с шоссе вы увидите высокую деревянную шатровую церковь. Нам туда. Много лет стояли рядом две деревянные церкви – Ильи Пророка 1692 года постройки и Тихвинской иконы Божией Матери, возведённой в 1897 году. Одна из них рухнула, причём не старшая, а младшая, выполненная в русско-византийском стиле, крайне нехарактерном для дерева. Старшую, как более ценную в архитектурном смысле, подвергали реставрации, правда, снеся ей колокольню.

 

Саминский погост

    Про это даже местная легенда есть. Мол, была в селе старушка-активистка, бывшая комсомолка, которой каждую ночь снилось, как ей на голову падает колокольня. Старушка жаловалась в райцентр Вытегру, в областной центр Вологду, до Москвы дошла, товарищу Брежневу письма писала. И так она всех достала, что колокольню снесли. А как снесли, старушка на радостях пошла в лес за грибами и там ей на голову упало дерево. Потом колокольню обещали восстановить, но тех, кто обещал, давно тут нет. В Ильинской церкви иногда даже служат – на престольный праздник приезжает батюшка из Вытегры, ходит по храму осторожно, поскольку интерьерные работы там практически и не начинались. А на Тихвинскую махнули рукой – пусть валится. Что она и делает. Местные жители не удивляются: у них и мост через реку давно в аварийном состоянии, до церкви ли тут!

   Конечно, мы показали вам не весь Вытегорский район, но за одну короткую поездку увидеть больше нереально, кроме того, с дорогами тут не везде хорошо - чтобы прорваться к разным природным достопримечательностям типа карстовых озёр и лесных водопадов, нужно иметь или болотоход, или крепкие длинные ноги в рыбацких сапогах. И по поводу заправок. В Вытегре их всего две, и то нормальная только одна - «Лукойл» перед шлюзом. Ну а в окрестностях нет ничего, и об этом стоит помнить, рассчитывая расход топлива.

Т.Хмельник А.Потравнов