Новые идолопоклонники

Растущий интерес к древним культам провоцирует ученых на резкие шаги

   В Бежаницком районе на Псковщине – легкая паника среди краеведов и местной интеллигенции. Стало известно, что на одного из трех чудом сохранившихся в лесных дебрях настоящих языческих идолов покушаются некие злодеи. Гранитные бока его ободраны, вокруг множество следов колес, зарывавшихся в вязкую почву, даже обрывки тросов валяются. Хотели вывезти идола, да он не дался, защитил себя сам - таков вердикт местного населения.

   Идолы сохранились возле знаменитого городища Пустая Ржева. Это сейчас здесь действительно пустое место – гора, где еще недавно колхозники пасли скот и косили траву, теперь она вконец одичала, поскольку колхозники тоже вымерли вместе со скотом. А когда-то на большом холме кипела жизнь, стояла крепость, которая была важным опорным пунктом на литовской дороге. Аж до возникновения Новоржева Ржева (тогда еще не пустая) была центром здешней округи.

   Несмотря на довольно давно христианизированное население, идолов не трогали, более того, приспособили их под нужды народного православия, связав их легендами с явлениями святых, которые даруют здоровье и удачу поклоняющимся. Такое использование старых культовых объектов новой религией характерно не только для Северо-Запада и не только для православия. Конечно, в России были отдельные эпизоды борьбы с идолопоклонством, но на Ржеве, видно, не нашлось достаточно рьяных преследователей старого культа, более того: в идолов тут верили даже священники, по словам местных. А местные просто этими «священными камнями» пользовались, ходили к ним, тихонько поклонялись. Так что старые камни пережили и дореволюционное, и советское, и военное время вполне благополучно.

   Но в 90-е годы начался и никак не утихнет интерес к паранормальному, к разным артефактам, связанным с волшебством, оккультизмом, древностью. Появились целые группы граждан, которые объявляют свои личные фантазии и потребность в чуде научным интересом и начинают искать – кто Гиперборею, кто летающих огненных змей, кто очередного Рюрика, а кто идолов. В Интернете таких сообществ – просто пруд пруди. Обнаружив идола, группа «энтузиастов» начинает бурно ему поклоняться, причем удаленность объекта значения не имеет, «продвинутые» готовы переться к черту на рога, лишь бы это был их как бы собственный, групповой идол.

Но эти хотя бы не трогают объект с места. Известны и другие случае, в частности, на Передольском погосте Новгородчины – там якобы лежит сам Рюрик в кургане, а местность просто нашпигована священными камнями. Ну какой же гражданин не хочет священный камень себе на огород? Вот и таскают с полей и из кустов все валуны, на поверхности которых есть какие-то трещины, ямки, сколы, принимаемые «посвященными» за сакральные знаки.
Мода на непознанное коснулась даже каменных крестов, которые до сих пор можно обнаружить в нашей прочесанной неоднократно археологами и этнографами местности. Они тоже пропадают, а потом иногда обнаруживаются в японских садиках новых ценителей прекрасного и загадочного.

     Логично было предположить, что на пусторжевского идола покусились такие же новообращенные. Но как мы – вместе с туземным населением – ошибались! Не воры это были, не злодеи, а… ученые. Да-да, настоящие ученые. Просто они «забыли» поставить в известность местную власть, не говоря уже о районных краеведах, что собираются чуток перетрясти пусторжевскую территорию (без разрешения на раскопки, не говоря уже о перемещении артефакта!)

    Оказывается, старший научный сотрудник Псковского музея-заповедника Анатолий Александров, будучи археологом, давно положил глаз на этих идолов, еще с начала 80-х годов. Ездил туда неоднократно, осматривал их и сожалел, что стоит это сокровище черт знает в каких кустах, туристы и научная публика их не видят, исследований никто не проводит. Вот ежели хотя бы один из них, самый большой, с человеческим (если приглядеться) «лицом», стоял бы в экспозиции музея, то это было бы замечательно.

   До войны в Псковском музее было два идола, найденных на территории Псковщины. Оба они пропали во время оккупации. Анатолий Александров более чем уверен, что это дело рук печально известной организации «Аненербе» («Наследие предков»). Нацисты, как известно, были очень неравнодушны к древним культам, надеясь почерпнуть там некие заветные знание, которые позволят удерживать весь мир в повиновении. Поэтому на всех оккупированных землях эмиссары этой организации собирали все артефакты древних культов и перевозили в Германию, где пытались изучать. Так что лежат наши идолы где-то в неметчине, сокрушается Анатолий Алексеевич, и вернуть их назад практически невозможно, кто же все каменюки по стране сосчитает. Кстати, один из пропавших артефактов советской наукой настоящим идолом не признавался, зато нацистами он был признан сразу – иначе не увезли бы.

    Поэтому псковский музейный работник и ученый решил повести себя почти как «Аненербе» - забрать то, что туземцам явно не нужно. Александров в телефонном разговоре искренне удивлялся: «Да там же не живет никто, про идолов этих никто не знает, мне они нужны, а там они просто пропадают даром». То, что в Бежаницком историко-культурном центре в усадьбе Философовых – ближайшем к Пустой Ржеве музейном заведении – директор Валентина Булдакова за сердце схватилась, когда ей сказали про «покушение» на идолов, Александрову, разумеется, не известно.

А Валентина Владимировна аж побелела:
- Не может быть… Мы ничего не знаем! Ни мы, ни власть районная! Мы же про этих идолов в музее рассказываем, у нас фотографии есть. Их нельзя вывозить, это же памятники археологии, они числятся у нас, а не в Пскове! У нас люди деревенские туда ходят, как же можно говорить, что мы ничего не знаем!
Да, к идолам экскурсий не водят. Они далеко, дорог туда нет, летом вся округа в густой зелени, зимой – в снегу. Но они там у себя дома, на месте. Допустим, поставят их в музее. Для туристов они будут простой каменюкой, снабженной научной запиской, которую никто не дочитает до конца. А почему бы не сделать полную копию из какого-нибудь легкого и доступного материала? Вот ее и можно поставить в экспозицию.

Впрочем, сейчас Александров уже сам отказался от идеи перемещения того самого пусторжевского идола:
- Тяжелый он и большой. Техника его не берет. Не экскаватором же копать! Да у нас и разрешения на самом деле не было на раскопки. Мне помогала одна замечательная организация, она вездеходами торгует, они во многих экспедициях свою технику тестировали, ее возглавляет Сардар Сардаров из Москвы, но даже у них ничего не получилось. Нам бы надо идола поменьше, которого выкопать легче. Наверное, на Псковщине нам удастся найти что-то такое, что украсит нашу археологическую экспозицию. Мы сейчас активно ищем, уже кое-что есть на примете. И не надо нас сравнивать с «Аненербе»! Те имели оккультный интерес и неизвестно куда девали награбленное с чужих земель, а мы хотим взять свое и людям показывать…


Дмитрий Баранов, заведующий Русским отделом Российского этнографического отдела:
- Я был возле того идола, который Александров хотел забрать, осматривал его. Мне он показался кельтским. Да-да, восточные кельты жили в наших краях, как раз там, где сейчас Бежаницы, вполне могло расселиться одно из племен! Но исследовать идола, конечно, нужно детально, прежде чем делать какие-то выводы. Насчет идеи его перемещения у меня нет однозначного мнения. С одной стороны, у нас все портят и ломают, нет никакой гарантии, что идола не украдут, хотя его очень трудно взять, настолько он велик, тяжел и хорошо в земле сидит. С другой – сакральный объект должен оставаться на своем месте, ведь он там стоит не случайно, от его местоположения зависят некоторые аспекты изучения. Скорее всего, нужно оставить на месте, но регулярно посещать – и приглядывать, и изучать.

Татьяна Хмельник

Опубликовано в «НВ» 8 апреля 2009 под заголовком «Нам бы идола поменьше»