Один из красивейших городов страны взывает о помощи

Трофейное сознание

В Выборге живет около 80 тысяч человек (в 1939 году было 86 тысяч). После двух войн он был разрушен на 80%. И он все-таки входит в число красивейших городов не только Северо-Запада, но и России. Хотя что тут от России?

Забросили из страха

Да, Выборг периодически входил в состав России. И периодически из нее выходил. Историческое ядро города застроено все-таки по-европейски – начиная от замка и кончая великолепными домами, образцами северного модерна и югендстиля, так напоминающими нашу Петроградскую сторону. Многое было разрушено и не восстановлено, но что-то осталось и даже было отреставрировано, и это «что-то» привлекает внимание любого туриста.
Но в последние десятилетия как-то не радует глаз город. Он ощутимо ветшает. То, что было наспех залатано после войны, осыпалось, полное небрежение городских властей к коммуникациям и состоянию зданий, объясняемое, но не оправдываемое отсутствием денег, породило уже настоящие язвы. Многие исторические дома встают на ремонт – и стремительно разрушаются, потому что вместо ремонта их ожидает расселение и забвение. А есть здания, которым повезло еще меньше. Их не расселяли, потому что не заселяли… с войны. Город взяли как трофей и относились к нему соответственно.
Самый жуткий пример такого варварства со стороны советских хозяев города и их пост-советских преемников – это дом 7 по улице Вокзальной (Реполанкату). Его видят практически все, кто приезжает в город. Огромное и величественное до сих пор здание стоит, похоже, исключительно из упрямства. Перекрытия, обрушившиеся еще в Зимнюю войну, так и не были восстановлены. Рельефные изображения зверей, растений и гномов местами замазаны плохим крошащимся цементом. Огромный двор закрыт на замок, что не мешает ему быть полностью заваленным мусором. Этот дом построил архитектор Аллан Шульман в 1906 году для фирмы «Хякли, Лаллукка и компания». Здание было взялись восстанавливать после войны, но в 1952 году все работы были остановлены «из страха перед декадентским влиянием буржуазного искусства» (так говорил главный архитектор Выборга Александр Швер). «Вражеские» рельефы замазали наскоро и дом бросили.

Месть красного родника

На втором этаже жила семья Юхо Лаллукки – выборгского мецената, выходца из вуоксинских карелов. Крестьянин по рождению, он высоко искусство и образование, поэтому финансировал Выборгский театр, а его состояние после смерти жены Юхо пошло на создание Выборгской библиотеки.
Великолепное здание, соединившее в себе конструктивизм и модерн, было построено в 1935 году по проекту Алвара Аалто и считалось одним из лучших библиотечных зданий Европы. Здесь было все на месте. Как говорил сам архитектор, ему важно было, чтобы в этом помещении было уютно и книгам, и людям, работающим с ними. Вентиляция проходила в стенах, как и отопление, - по тем временам, это был верх совершенства. А свет в читальный зал поступал сверху – через 57 световых фонарей в плоской крыше, отражаясь в идеально ровных белых стенах и рассеиваясь мягко, не слепя глаза и не скапливаясь складками теней по углам.
Сейчас даже не верится, что так было. Да, здание стоит на месте – в парке-эспланаде, который местами уже напоминает лес из чрезмерно разросшихся деревьев. Но вокруг библиотеки осенью и весной разливается здоровенная лужа, проникающая в книгохранилище. Есть мнение, что это месть родника с Красной площади – у финнов она называлась Площадь красного родника, и на том месте, где стоит огромный гранитный Ленин, был обустроенный колодец. В 1957 году колодец прихлопнули бетонной плитой, чтобы поставить памятник, а родник пошел искать другое русло. И нашел – вокруг библиотеки.

 Ремонт как бедствие

От постоянной сырости вся штукатурка в библиотеке пошла мерзкими хлопьями – это жирует грибок, который смертельно опасен для книг и весьма вреден для здоровья людей. Грибку помогали и постоянные протечки горячей воды, которые происходили из-за плохо сделанной водопроводной системы. Дело в том, что библиотека, мало пострадавшая во время двух войн, после войны была практически заброшена – на нее не было ни денег, ни сил, потому что жилые здания города требовали первоочередного ремонта. Заведующая сектором краеведения библиотеки Тамара Коробова, которая работает здесь с 1971 года, хорошо знает историю здания:
- Его вообще хотели перестроить под сталинский ампир, потому что внешне она была идейно чужда советскому духу. К счастью, Александр Швер не дал осуществиться этой варварской идее. Но здание без хозяина катастрофически разрушалось. И только в конце 50-х годов удалось приступить к его восстановлению – не реставрации. Ни вентиляции, ни отопления внутри стен не нашли и соорудили все заново – снаружи. Стены покрасили кое-как, зачинили крышу, даже световые фонари поставили – но не с плоскими стеклами, как было задумано, а с полусферическими. И замазка у этих стекол была очень странная, ее все время клевали вороны. Бывало, войдешь в зал, а сверху: тук-тук-тук! – вороны выедают замазку. И сколько себя помню, все время в помещении под этими фонарями стояли тазики – текло с крыши чудовищно. Представляете библиотеку с протекающей кровлей и затопленным хранилищем?!
К счастью, удалось начать реставрацию здания, признаваемого всем миром как шедевр архитектуры, но шедевр гибнущий, требующий немедленного вмешательства. У нас, кстати, оно было включено в список памятников местного значения только в 1983 году, а федерального статуса удостоилась лишь в 1995 году – когда ее положение было совершенно бедственным. Несмотря на то, что с 1994 года ведутся реставрационные работы и уже многое сделано, положение остается достаточно тяжелым. Протечки извне и просадки грунта пока не остановлены, более того, до сих пор нет внятного объяснения этим затоплениям, которых при Аалто не было. Очень больно ударил по реставрации и прервал ее надолго дефолт 1998 года. Отдельный разговор – неистребимое воровство на объекте. Сделали медную крышу, как было у Аалто, - в одну ночь она была украдена. По мелочи тащат постоянно: краску, цемент, линолеум. Когда-то на реставрации были заняты финские рабочие, теперь остались наши – вернее, гастарбайтеры. Одни гастарбайтеры штукатурят, другие за ними переделывают – поскольку все это валится со стен.

Нищеты больше, чем блеска

Финская сторона создала специальный фонд спасения библиотеки Аалто, в котором активное участие приняла вторая жена архитектора – Элиса Аалто. За тем, как расходуются деньги, которые собирают в Финляндии на реставрацию здания, следит финско-российский реставрационный комитет. При этом финская сторона далеко не всегда бывает довольна качеством работ и разумностью трат. Библиотеку дважды посещала президент Финляндии Тарья Халонен и на ее вежливом лице особой радости не было видно.
- Конечно, - говорит Тамара Коробова, - это мы радуемся каждому сделанному фрагменту, потому что знаем, с каким трудом дается реставрация. А человек со стороны видит все целиком, и целиком картина пока не слишком приглядная. Ведь столько лет уникальное здание обслуживалось как какой-нибудь заштатный дом культуры! Да, восстановили световые фонари в прежнем виде, а вот потолок под ними пока не удалось привести в порядок. Стекла новые и красивые, а внизу висят лохмотья краски, пораженной грибком. Все вместе, конечно, еще не производит впечатления. Просто мы знаем, какой была библиотека еще 10 лет назад, поэтому видим все изменения к лучшему.
Хочется верить, что библиотека, построенная одним из лучших архитекторов Финляндии Алваром Аалто и носящая сейчас его имя, доживет до времен своего полного обновления. Во всяком случае, внимание ей уделяют. И чуть меньше будет ворочаться в гробу меценат Юхо Лаллукка. Он совсем перестал бы вертеться в гробу, но о восстановлении его любимого дома, в котором он жил до самой своей смерти, пока и речи не идет. Да и старинного кладбища, на котором похоронено пол-Выборга и чета Лаллукка, тоже нет – его срыли как не представляющий ценности объект. Так что вертится Юхо, лишенный надгробия, где-то в выборгской земле, под мусором и корягами. И кто знает, настанет ли ему когда-нибудь покой…

Татьяна Хмельник

Статья написан в 2008 году