ПАРОМЫ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Во время наших путешествий мы периодически пользуемся паромами - где-то они редки, зато в Норвегии, например, жизнь без них кажется уже невозможной.
Северо-Запад России
На Северо-Западе России паромов немного. В Ленинградской области, пожалуй, остался единственный самодвижущийся паром через крупную реку Свирь в Вознесенье. Расписание стандартное – ходит раз в час в светлое время суток, причём количество желающих переправиться не влияет на это расписание. Можно пропустить даже пару рейсов, пока очередь дойдёт до вашей машины, потому что есть те, кого всегда берут без очереди - рейсовый автобус Вытегра - Петрозаводск, например, «скорую помощь» и пожарную машину. Не повезёт, если перед вами окажется грузовик с прицепом - паром небольшой и место очень сильно ограничено. Раньше паромом была баржа с буксиром, а не самостоятельное судно.
На старом пароме через Свирь
Сейчас построили новый паром для этой переправы, но, вероятнее всего, частота рейсов от этого не изменится, поскольку его вместимость не будет кардинально отличаться от прежнего. Кстати, этот новый паром в ноябре 2015 года уже успел серьезно сломаться и на линию временно поставили старый. Паром этот платный, мы платили 150 рублей за легковую автомашину. На то, чтобы пересечь Свирь, уходит всего минут десять, гораздо дольше идёт погрузка и выгрузка. Вот и получается: отплыли, высадили, загрузили новых, пересекли реку, высадили, загрузили - так час и прошёл. Но есть ещё одна преграда: грузовые и пассажирские суда, идущие по Свири из Онеги в Ладогу и обратно. Паром должен их пропускать, поэтому расписание может периодически срываться. Зимой, даже в самые лютые морозы паром через Свирь также ходит. Когда мы делали эту фотографию на улице было минус 28 градусов по Цельсию!
Паром в Вознесенье зимой
Через Шексну по дороге из Белозерска в сторону Кириллова тоже курсирует паром около деревни Вогнема. Он также ходит раз в час, с утра до вечера.
Расписание парома через Шексну
В отличие от Вознесенья, паром здесь бесплатный, хотя дорога куда менее значимая, а в нескольких километрах ниже по течению есть мост. Объезд по этому мосту составит несколько десятков километров, что намного меньше, чем в случае с Вознесеньем - там длина объезда более 400 километров.
На пароме через Шексну
На другой паромной переправе через Шексну – около бывшей деревни Крохино, весной нас ждал сюрприз: паром еще не начал работать. Пришлось разворачиваться и ехать другой дорогой. Хотя летом, судя по расписанию, он также ходит раз в час.
У парома в Крохино
Кроме этого, кое-где можно встретить паромчики – их таскают на тросе вручную через небольшие речки - всего на одну машину, которые, скорее всего, сделаны местными жителями. В общем, паромы на Северо-Западе России не пользуются успехом, их мало и они не всегда удобны для использования - задержка в пути может быть непредсказуемой.
Европа
По-другому к паромам относятся в Европе. Там они обычно служат продолжением дороги, когда на пути появляется водная преграда, а мост, по различным причинам, поставить в этом месте слишком дорого. Правда, мы встречали места, где ещё недавно был паром - и вдруг на его месте появился мост, это даже не всегда отражалось на картах. Только два примера – мост через Западную Двину в белорусском Верхнедвинске (правда, чуть выше, в городке Дисна, всё-таки действует паром) и мост в Норвегии через фьорд Eidfjorden. Что же за паромы ждут нас в Европе?
Финляндия
В Финляндии существуют два типа паромов. Бесплатные - на водных преградах, которые разделяют номерную дорогу, они служат как бы мостом, и платные паромы, которые соединяют с материком удалённые острова.
Схема дорог и переправ в Архипелаговом море
Обычно там, где фрагмент водного путешествия невелик, 5-10 минут, расписания нет, паром всего один и перевозит машины по факту их прибытия к причалу. Например в Hanhivirta ширина водной преграды всего 200 метров. Дорога второстепенная и поэтому паром маленький
Запасной паром в Hanhivirta
Зато там, где время переправы превышает 10-15 минут, паромы, а их, как минимум, два, ходят по расписанию, обычный перерыв между отправлениями составляет 15 минут.
Паром в Vekara
Расписание доступно как непосредственно на причале, так и на сайте паромной компании, где указаны места переправ, характеристики паромов и прочая полезная информация. http://www.finferries.fi/en
Один паром ушел, второй еще не пришел
Однако при пользовании паромами в Архипелаговом море необходимо учитывать местные особенности. Дело в том, что на островах, которые соединяются этими паромами, живут и работают люди. Поэтому местные жители, машины обслуживающих и иных служб имеют преимущественное право на пользование паромом. Для них выделена специальная полоса накопления на причале - обычно это левые полосы. Поэтому, подъезжая к причалу, надо посмотреть на знаки движения по полосам и занимать соответствующую полосу.
Норвегия
Ситуация с паромами на продолжении автомобильных дорог в Норвегии сильно отличается от Финляндии - здесь все паромы платные и ходят они по расписанию. Порой ждать парома в дневное время приходится дольше, чем хотелось бы, а объезда может не быть вообще – ведь запад Норвегии рассечён фьордами и горами. Поэтому, прежде чем прокладывать маршрут, следует уточнить расписание паромов – где-то они ходят через каждые 20 минут, а где-то через час.
На пароме через Sognefjorden
Стоимость проезда разная: бывает и 120 крон, бывает и 250. Оплата происходит прямо на пароме - подходит специальный служащий, платить можно как наличными, так и кредитной картой. На паромах есть кафе, туалет и зона ожидания, есть выход на открытую палубу, при этом вход на автомобильную палубу обычно блокируется.
Вход с автомобильной палубы в чрево парома
На дальних рейсах, где время в пути достигает 40 минут, как, например на участке Sandvikvåg-Halhjem, что по сути является продолжении дороги E39 (если ехать от Бергена в Ставангер) паромы достаточно большие - вместимостью около 200 машин.
Паром MASTRAFJORD. Длина 130 метров, дедвейт 1050 тонн.
На других, коротких маршрутах, паромы меньше - около 30 машин. Мы во время своего путешествия распечатали расписание паромов и старались учитывать этот график. Это сайты некоторых местных паромных компаний Норвегии
http://www.fjord1.no/eng/ferry
https://www.norled.no/en/ferry/maps-and-schedules/
Пару раз было, что мы приезжали буквально за минуту до отправления и аппарель закрывалась сразу за нами. Иногда опаздывали и приходилось ждать по 45 минут. Причины опозданий - в горных дорогах, ограничениях скорости в населённых пунктах. В Норвегии сохранилось ещё много дорог, где две машины не могут разъехаться, поэтому через каждые несколько сотен метров сделаны небольшие расширения на одну-две машины. Обычно сдаёт задом тот, кому ближе такое расширение, но иногда получается, что собирается небольшой караван из 4-5 машин и тогда пятиться приходится одиночной машине, независимо от того, удобно ей или нет. Кроме узких дорог, встречаются такие же однопутные тоннели, и прежде чем въехать в такой тоннель, приходится притормозить и заглянуть - а не едет ли кто тебе навстречу.
В одном месте в Eidfjorden построили мост вместо парома. Поскольку берега у фьорда высокие, а дорога расположена близко к воде, то для въезда на мост сделали в скалах с обеих сторон тоннель, в котором по спирали поднимаешься на высоту около 30 - 40 метров и уже из тоннеля выезжаешь на мост, затем, переехав фьорд, снова попадаешь в тоннель и так же по спирали спускаешься на нижнюю дорогу. В этом тоннеле есть выезд и на верхнюю дорогу, поэтому там же в скале сделана круговая развязка, повешены знаки, указатели - зная пункт назначения, не заблудишься.
Круговая развязка в тоннеле
Кстати, этот мост тоже платный, но оплата за проезд некоторых мостов, тоннелей и участков дорог в Норвегии устроен по иному принципу, чем в других странах - здесь нет шлагбаумов и будок по сбору денег. Здесь есть только камеры, которые регистрируют номер автомобиля. На некоторых автозаправках после платного участка есть пункт оплаты, но этим почти никто не пользуется, поскольку вся системы оплаты переведена в виртуальное пространство: все машины регистрируются на специальном сайте, привязывается кредитная карта для оплаты - и всё. Перед поездкой в Норвегию мы зарегистрировали машину на сайте http://www.autopass.no/en/autopass сообщили, в какой промежуток времени планируем находиться в Норвегии, и указали номер кредитной карты. В момент первого пересечения платного участка на нашей карте заблокировали 300 крон. Затем в течение полутора месяцев нам приходили сообщения о том, что с нашего счёта списана сумма за проезд в конкретном месте. И только спустя почти два месяца нам вернули остаток неиспользованных средств - из тех первоначально заблокированных 300 крон. Если бы мы проехали больше, чем на 300 крон, то произошла бы автоматическая блокировка следующих 300 крон. В общем, система удобная, но рассчитана на небольшие транспортные потоки.
Эстония
В небольшой Эстонии для связи с островами Сааремаа (Saaremaa), Хийумаа (Hiiumaa), Вормси (Vormsi) также используются паромы. Самая популярная линия - на остров Муху (далее на Саааремаа построена дамба), где в день бывает более 10 рейсов, т.е. практически каждые полчаса. Время в пути - 25 минут. На Хийумаа рейсов меньше - время ожидания до 1,5 часов, а путь занимает около 45 минут. На Вормсе ходит всего три парома в день. Кроме того, острова Сааремаа и Хийумаа также соединены паромной линией, время в пути около 20 минут, а паром ходит всего 4 раза в день. Полностью информация о паромах приведена на сайте: https://www.praamid.ee/wp/?lang=en
Надо отдать должное эстонцам - они очень удобно организовали свою паромную систему не только виртуально, но и на практике. На сайте есть расписание паромов, указана стоимость. Найдя нужное направление, выбираешь дату отправления и смотришь, на какое время есть свободные места, при этом показывается состояние по наполненности парома. Зарегистрировавшись на сайте, можно купить билет на выбранный рейс через интернет. Необходимо указать номер автомобиля, а при желании - и свой номер телефона. Можно приехать и к отправлению парома и попытаться купить билет непосредственно перед посадкой. В порту перед причалом построена большая площадка - около 8 полос, где две крайних полосы для тех, кто купил билеты через интернет: над этими полосами висят соответствующие указатели. На остальных полосах – будки, как на платной автодороге или как при въезде на паромы международных линий.
Площадка в порту Rohukula (путь на Хийумаа)
На полосах для тех, кто купил билет через интернет, персонала нет, - только камеры видеонаблюдения. Действуют два варианта идентификации. Первый - поднести распечатанный билет (который приходит по указанному при регистрации е-мейлу) штрих-кодом к специальному сканеру. После этого происходит сличение номера с камеры видеонаблюдения с данными в билете и, в случае совпадения, шлагбаум открывается. Второй вариант - для тех, кто не хочет даже окна открывать. Для этого надо со своего мобильного телефона, номер которого указывается при покупке билета, позвонить по номеру, который указан на будке и, если номер телефона и номер машины совпадают в указанных при покупке билетов данных, то происходит автоматическая регистрация и шлагбаум также открывается.
Ещё один момент: внимательно надо смотреть на надписи над будками - в одном порту могут быть отправления на разные острова, например, на Хийумаа и Вормсе. Тут надо не ошибиться и въезжать только там, где горят названия, соответствующие вашей цели поездки. Если билет заранее не был куплен, то покупка билета и регистрация проходят в других будках, где сидят кассиры. Поэтому в том случае, если на паром есть свободные места, билет продадут буквально за одну минуту до отправления - с нами один раз именно так и получилось.
На палубе парома "Хийумаа"
Миновав будки, автомобили проезжают на площадку ожидания перед погрузкой строго по указанным полосам движения. Когда начинается погрузка, служащие парома регулируют движение и очень профессионально расставляют машины. На своей практике мы неоднократно убеждались в компетенции служащих и ни одного случая аварий или иных недоразумений не встречали. Когда автомобиль уже припаркован на палубе, его над оставить (поставив на ручник и первую передачу и отключив звуковую автосигнализацию) и уйти в зону отдыха - на автомобильной палубе во время движения оставаться строго запрещено.
В Эстонии между островами курсируют паромы разных модификаций. Есть современные, норвежские. Издали они не кажутся большими, но внутри находятся две автомобильные палубы, поэтому в пароме умещаются, грузовики, автобусы и легковые автомобили.
Современные паромы
Старые паромы выглядят похуже, как снаружи, так и изнутри, кроме того, и количество перевозимых автомобилей там поменьше, поэтому они используются на менее загруженных линиях.
Старый паром в порту Rohukula
В наш первый визит на Сааремаа мы не знали этих подробностей и, считая, что паромы ходят намного чаще, решили поехать на Сааремаа через Хийумаа. Приехали с утра, а паром ушел минут 20 назад - мы увидели его корму в море. Решили подождать следующего, заехали, купили билет. В ожидании пошли смотреть расписание паромов и обнаружили, что не успеваем осмотреть Хийумаа - нам сразу придется ехать на другой паром, отправляющийся на Сааремаа. Тогда решили отказаться от поездки, и нам без проблем вернули деньги за билет. Мы поехали в другой порт Virtsu, откуда паром идет на остров на Муху, откуда по дамбе на автомобиле все и проезжают на остров Сааремаа.
Зато в следующее посещение островов мы были готовы и все билеты на паромы были куплены заранее через Интернет, поэтому проблем в поездке никаких не было. Однако, с 1 октября 2016 года на этих паромных линиях поменяется оператор и, возможно работа этих паромных линий немного изменится. Первые отрицательные моменты уже появились - с осени 2015 года новые (норвежские) паромы, которые здесь работали, потихоньку начинают выводится с обслуживания этих линий. В январе 2016 года на Сааремаа нас перевозил паром, который ранее ходил на остров Хийумаа. В морозные январски едни 2016 года мы увидели в работе ледовый класс парома "Хийумаа" ( ICE-1A (Det Norske Veritas), который предусматривает самостоятельное прохождение льдов с толщиной до 0,8 метра в условиях Балтийского моря.
Паромы не страшны легкие льды Балтики
Кому-то, возможно, покажется, что покупка билетов заранее - неудачное решение, это же требует прибыть к парому в строго определённое время. Безусловно, есть определённое неудобство для тех, кто не привык рассчитывать время. Поэтому тем, кто не хочет так поступать, можем дать совет: посмотрите на сайте паромов Эстонии заранее, на какие направления в какое время суток и дни недели бронируется больше мест, а в какие - меньше. Лишней эта информация во время поездки не будет, а учёт особенности трафика поможет избежать длительного ожидания свободного места.
Мы, в свою очередь, привыкли к необходимости приезжать в нужное место к определенному времени: навигатор, которым мы пользуемся в зарубежных поездках, достаточно точно рассчитывает время прибытия, поэтому нам удобнее, когда билеты на паромы куплены, гостиница или переход границы Эстония - Россия забронированы. Рассчитывать время и выбирать маршруты, учитывающие местные особенности трафика, особенно важно при поездках на дальние расстояния, где также часто используются паромы.
Готланд
В балтийском регионе паромы удобны для поездок на автомашине не только на короткие но и на большие расстояния - на несколько десятков, а то и сотен километров. Из Финляндии попасть в Швецию можно и по суше - в объезд Ботнического залива, но это несколько сотен километров. Из Норвегии в Данию также можно попасть «посуху», проехав через Швецию и мост через пролив Скагеррак, заплатив за машину порядка 50 евро. А вот на шведский остров Готланд с автомобилем можно попасть только на пароме.
Паромы в порту Висбю
На этих многочисленных маршрутах работают паромы различных компаний, но принципы работы у всех похожи: покупка билетов через интернет-сайт, стандартная процедура регистрации и погрузки-разгрузки. Различия, конечно, есть, но они все незначительны. Остров Готланд - любимое место отдыха шведов и многих других европейцев. Это заповедный край для любителей балтийского ландшафта и природы - альвары, раукары, россы, ганзейский город, рыбацкие деревни и дивный морской воздух. Поэтому здесь множество отелей и мест для кемпинга.
Порт города Висбю вид с моря
На остров отправляются паромы компании “Destination Gotland” из двух шведских портов – Нюнесхамн (Nynäshamn) и Оскарсхамн (Oskarshamn).
Порт Oskarshamn
В обоих случаях время в пути около 3 часов. При покупке билета указывается номер машины и её габариты - кемперы и высокие микроавтобусы попадают в другую категорию, а также указываются ФИО всех пассажиров вместе с водителем. Выбирается тип размещения – эконом-зона или бизнес-зона. В обоих случаях это сидячие места. Желающие могут выбрать и отдельную каюту. Мы выбирали эконом-класс, поскольку на такой довольно короткий переезд это нас вполне устраивало.
Места на пароме для эконом класса
Процедура регистрации и посадки стандартная. Регистрация начинается за 2 часа до отправления парома. Подъезды к терминалу в городах (включая Висбю (Visby), столицу Готланда) хорошо обозначены указателями, так что заблудиться весьма трудно. Подъезд и регистрация легковых автомобилей находится отдельно от грузовиков. На регистрацию обычно открывается 3 или 4 будки. Нужно предъявлять паспорта, свидетельство о регистрации машины и номер бронирования либо распечатанный билет, который после оплаты через интернет присылается на электронную почту. После проверки на соответствие документов данным, внесённым при бронировании через Интернет, выдают билеты на паром с указанием имени и номера кресла, а также билет на машину. Погрузка начинается где-то за час до отправления и регулируется работниками компании.
Паром выходит из порта Висбю
На борту парома есть магазин и кафе. Если до острова добираетесь вечерним паромом, который приходит уже ночью, то советуем заранее предупредить об этом персонал гостиницы, чтобы не остаться ночевать на улице. После того, как мы написали в гостиницу, что прибываем поздно вечером, нам в ответе по электронной почте сообщили код небольшого сейфа, вмурованного в стену около входной двери гостиницы (мы ночевали на окраине Висбю на берегу моря). В сейфе лежал конверт с карточкой-ключом от входной двери и номера. Внутри отеля в это время никаких служащих не было. И это особенность многих гостиниц, особенно в не сезон.
Александр Потравнов
Татьяна Хмельник