ПАРОМЫ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ
В первой части статьи мы рассказали о некоторых паромных переправах внутри отдельных стран. В этой части мы расскажем о паромах, как средстве передвижения во время наших собственных путешествий на автомобиле по странам Балтийского региона.
НОРВЕГИЯ - ДАНИЯ
Мы воспользовались одной относительно короткой линией Кристиансанн (Kristiansand, Норвегия) – Хиртсхальс (Hirtshals, Дания). На этой линии работают две паромных компании FjordLine (http://www.fjordline.com/en/hirtshals-kristiansand/) и ColorLine (http://www.colorline.com/crossings?filter=2.6614)
Для своей поездки мы выбрали FjordLine исключительно по удобному для нас времени отплытия – поздно вечером. Уже в порту мы убедились, что сделали этот выбор не зря - у этой компании оказался очень интересный паром - скоростной катамаран, построенный на австралийской верфи. Его вместимость около 980 пассажиров и 220 автомобилей. Максимальная скорость судна - 45 узлов, но в нашем случае средняя скорость была около 39 узлов (почти 72 км/ч).

Паром FjordCat анфас
Билеты покупали заранее на официальном сайте паромной компании. При покупке билетов надо учитывать, что на этом пароме также есть два класса - эконом и бизнес. При размещении на пароме никто не указывает номера кресел - каждый занимает то место, которое успел. Мы загрузились в числе последних и с трудом нашли два свободных места в зоне эконом класса (паром был забит почти под завязку, это был вечер пятницы). В зону бизнес-класса стоял на контроле специальный служащий, который пропускал только тех, у кого был соответствующий билет.

Паром FjordCat профиль
Устройство этого скоростного парома очень сильно отличается от других, где автомобили размещаются на протяжённых, почти во всю ширину парома палубах. На этом пароме под машины выделяется кормовая часть парома, высотой около 6 этажей, напоминающая высотный паркинг со спиралевидным заездом. В нашем случае автомобилей было много - практически полная загрузка, они стояли везде - не только на ровных горизонтальных площадках, но и на подъёмах и спусках. При этом плотность установки машин была такая, что пройти между ними было порой невозможно.

На автомобильной палубе
В связи с этим погрузка-выгрузка парома заняли больше часа. Мы загрузились практически последними, потому что все кроссоверы и внедорожники ставили на нижнюю палубу - из-за высоты, да и то в некоторых случаях люди, открывавшие багажник, ударялись о потолок. Паромы такой модификации использовались в качестве десантных кораблей в составе ВМФ некоторых стран Тихоокеанского региона - США, Австралия, Новая Зеландия и пр.
Время в пути этого парома - 2 часа 15 минут, паром другой линии «ColorLine» этот же путь проходит дольше - около 3,5 часов.
ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ (ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ)
Попасть в Швецию из Финляндии можно различными паромами из Турку, из Хельсинки, из Мариенхамна (Аландских островов). Мы выбрали наиболее оптимальный для нас маршрут- через Турку (Åbo). Причина - в удобном времени прибытия в Стокгольм, около 7 утра. В результате у нас впереди целый день!
На этой линии выбирать приходится из двух компаний – «Silja Line» (http://www.tallinksilja.ru/passengers ) и «Viking Line» (http://www.vikingline.ru/find-trip/ ). «Викинг» уходит из Турку на полчаса позже, чем «Силья» и также чуть позже приходит в Стокгольм. Паромы очень похожи друг на друга: это большие 11- или 12-палубные суда, где, кроме кают более чем на 3000 пассажиров, есть палубы с магазинами дьюти фри, ночные клубами, барами, ресторанами, где наибольшим спросом пользуется так называемый буфет-ресторан с богатым шведским столом и неограниченным количеством пива и вина по цене около 35 евро. Поэтому публика на этих паромах отличается повышенной страстью к спиртным напиткам и развлечениям. Мы же предпочитаем спокойно поужинать в кафе за гораздо меньшие деньги и спокойно выспаться послеперед дальней дорогой. Некоторые финны даже не выходят в Стокгольме, а возвращаются этим же рейсом в Турку. Утром при высадке в Стокгольме порой приходилось перешагивать через тела пьяных, которые спали в проходах и широких лестничных клетках парома.
Терминалы этих компаний в Турку находятся рядом друг с другом около замка: «Викинг» в устье реки Ауры, а «Силья» - чуть в стороне. Чтобы не заблудиться, следите за дорожными указателями, на них всё написано.

Будки регистрации автомобилистов "Silja Line" на фоне замка
Но можем подсказать: точка регистрации для пассажиров на личных автомобилях для «Сильи» находится N 60°26'10.29", E22°13'22.38", а «Викинг» - N 60°26'02.25", E 22°13'43.56". Приезжать лучше всего часа за полтора до отправления судна – поскольку у компаний разные требования по окончанию регистрации – на Силье она заканчивается за час до отправления, на Викинге – за 30-45 минут.

Ожидание погрузки на паром "Viking Grace"
На регистрации сотруднику компании необходимо предъявить оплаченный билет или номер бронирования и паспорта пассажиров. На «Silja Line» еще требуют регистрационные документы на машину (на Викинге у нас эти документы не требовали). Сличив все данные, сотрудник компании распечатает карточки-ключи от каюты, карточку на машину и укажет, на какую полосу необходимо встать в ожидание погрузки на паром. Обычно на погрузке около 15 полос. На определённые полосы ставят кемперов и микроавтобусы, прочие легковые машины распределяют исходя из номера каюты. Дело в том, что протяжённость каждой из двух грузовых палуб парома - около 200 метров.

В "чреве" парома
Чтобы люди не толпились для выхода с автомобильных палуб, к каютам сделаны четыре группы выходов равномерно по всей длине по бортам и в середине. Все эти выходы пронумеровны - А4, В5, С4, где буквы обозначают лестницу с лифтом, а цифры указывают номер палубы. И, как мы заметили в некоторых случаях, сотрудники паромной компании, исходя из номера каюты (который определяется компьютером), распределяют автомобили по разным полосам, зная, в какой очерёдности надо отправлять на погрузку машины с этих полос и расставить на пароме с тем расчётом, чтобы расстояние от каюты до автомобиля было бы минимальным.

Паром "Viking Line" в Турку
Машины на пароме ставятся достаточно плотно - иногда между ними даже трудно пройти, настолько минимальны интервалы. Поскольку палубы будут закрыты для доступа всю поездку, рекомендуется отключать звуковые сигналы сигнализаций, чтобы, в случае чего, ваша машина не орала всю ночь, сажая аккумулятор.
Утром по радио на нескольких языках, включая русский, сообщат о том, что водителей просят пройти к машинам. Обычно это происходит минут за двадцать до прибытия. Иногда встречаются и те, кто опаздывает. Тогда водители, которые оказываются за опоздавшим, сильно нервничают и пытаются объезжать стоящую машину, что из-за минимальной дистанции не так просто сделать. Мы несколько раз видели таких охламонов и не только с российскими номерами.
Цена билетов на паромы, при прочих равных условиях, зависит от различных факторов: от сезона, дня недели, от того, насколько заранее были приобретены билеты. Еще один важный фактор - тип каюты. На ночном маршруте мы не брали каюты с иллюминатором - стоят они заметно дороже, а полюбоваться берегами можно и во время завтрака или ужина. Считается, что билеты на «Викинг» стоят чуть дороже «Сильи». Но для нас, кроме цены, имеет значение и удобство. Поэтому нам больше всего понравился новый паром «Викинга» «Viking Grace». Здесь имеются двухместные каюты с большой двухместной кроватью, что гораздо удобнее, чем купейный формат.

Каюта в "Viking Grace"
Палубы этого парома спроектированы так, что в каюте не было слышно грохота мероприятий в развлекательной зоне. Один раз на «Силье» нам не повезло: под нами оказался бар, где выступал болгарский гитарист, и судя по расписанию, играть он должен был до полуночи, причём слышимость была такая, как будто это происходило в соседней каюте. Администратор на стойке регистрации вник в проблему и предоставил нам другую каюту, подальше от «злачных мест». Кроме того, на «Силье» изрядно раздражало и различное дребезжание в каюте - крепление верхней койки, дверцы шкафа, и пр. Считается, что на «Викинге» больше путешествует шведов и финнов. Возможно. Но один раз нашими попутчиками стала большая компания голландских подростков выпускных классов, о чем мы были предупреждены ещё на стадии бронирования билетов. Действительно, несколько десятков страждущих самоутверждения подростков разного цвета кожи доставляли явное беспокойство: то разобьют посуду в кафе, то поругаются с персоналом парома.

Причал "Silja Line" в Стокгольме
Есть ещё одно различие в этих двух паромах: место прибытия. «Викинг» приходит в самый центр Стокгольма, с причала виден и королевский дворец, и старый город. Для отправляющихся из Стокгольма место регистрации пассажиров на личных автомобилях находится в этой точке N 59°19'02.77" E 18°05'25.27" (координаты на официальном сайте компании указывают терминал для прохода пассажиров без машины).

Около терминала "Viking Line" в Стокгольме
Терминал «Сильи» находится чуть в стороне (место регистрации для пассажиров на личных автомобилях находится этой точке N 59°20'57.43", E 18°06'45.30". С точки зрения водителя, подъезд к терминалу «Silja Line» удобнее, поскольку рядом находится выезд на скоростное шоссе и не надо пробираться через центр города. Так что в обоих случаях есть и плюсы, и минусы, поэтому однозначных рекомендаций по выбору компании мы не дадим.

В ожидании погрузки на "Silja Line" в Стокгольме
Время, которое проходит с момента высадки пассажиров, пришедших из Стокгольма на пароме, до посадки желающих в Стокгольм уехать, минимально - всего около часа. За это время необходимо навести минимальный порядок в каютах, заправить судно водой, топливом, питанием и т.д., а затем загрузить до 3000 пассажиров, сотни легковых машин, автобусы и грузовики. Поэтому каюты убирают десятки уборщиков (в основном, это выходцы из азиатских и африканских стран), и могут быть накладки - пассажиры пришли, а каюты ещё убирают. У нас такое тоже случалось – пришлось стоять и ждать, когда бригада уборщиков протрёт полы, пропылесосит и выбросит мусор.

Ожидание окончания уборки на "Viking Line"
ФИНЛЯНДИЯ – ГЕРМАНИЯ (ХЕЛЬСИНКИ– ТРАВЕМЮНДЕ)
Самый длинный переход, который мы предприняли на пароме, был на линии Хельсинки – Травемюнде компании «Finnlines» . Мы выбрали этот маршрут после того, как несколько раз проезжали через страны Прибалтики и Польшу, чтобы попасть в Германию или Чехию. Почти два дня пути в один конец сильно изматывают, особенно учитывая весьма интенсивное автомобильное движение в Польше. Паром из Хельсинки идет до порта Травемюнде, что под Любеком, 27 часов, поэтому есть время выспаться и набраться сил. Стоимость билетов зависит от сезона: зимой самые дешёвые, весной и осенью подороже, летом - самые дорогие. Когда эти сезоны начинаются, можно узнать на сайте паромной компании (http://www.finnlines.com/paromy/marshruty_i_tarify/hel_sinki_travemyunde ).
Точно узнать стоимость проезда можно только после того, как введёте необходимые данные в специальном разделе. При заполнении надо учитывать следующие особенности. «Финнлайн» предлагает различные варианты выбора скидок для "автопакета". Есть стандартный вариант, когда при оплате туда и обратно дается скидка на обратный билет. Иногда бывает скидка в обе стороны при выборе поездок в определенные даты - бесплатный обратный билет. Одним словом система скидок очень своеобразна, но она распространяется только на базовые цены, которые не включают доплату за каюту и питание на борту. То есть за базовую цену положено кресло в эконом-салоне и провоз автомобиля. Каюта без иллюминатора - одна доплата, с иллюминатором (а по сути - полноценным окном метр высотой и сантиметров 60 шириной) - другая, каюта с большей площадью и комфортом - третья. Еще один фактор, влияющий на стоимость билета, - условия тарифа. Стандартные условия предусматривают возврат части денежных средств при отказе от поездки за определённое время до отправления. Но есть иная форма, фиксированная (тариф special), когда нет права на возврат билета. В этих условиях также предусматривается дополнительная скидка, поэтому если вы точно уверены в своей поездке - то можете прилично сэкономить. В общем, любителям познать особенности ценообразования от «Финнлайн» можно предложить помучить программу по бронированию билетов, чтобы найти оптимальный для себя вариант. Одновременно при бронировании можно оплатить и питание в ресторане в формате «шведский стол». В нашем случае это были два ужина и один бранч (около 75 евро на человека). На обратный путь - бранч, ужин и завтрак в день прибытия (около 55 евро на человека). Под бранчем на пароме «Финнлайн» понимают возможность посетить ресторан два раза в период с 9.30 до 13 часов, при этом на выбор предлагаются и салаты, и горячее, и десерты. Надо признать - мы не можем пожаловаться на качество приготовления блюд - все было очень вкусно. Если вы оплачиваете питание при бронировании билетов, за вашей каютой закрепляется персональный столик на всё время путешествия.

Грузовой порт - место отправления парома из Хельсинки
Мы для своей поездки выбрали 2-местную каюту с окном-иллюминатором и сразу оплатили всё питание. Выбранная каюта около 10 кв.м. на пароме под названием «Finnstar» немного просторнее и комфортнее небольших кают «Сильи» и «Викинга». Плыть целый день в каюте без окна нам не хотелось. И, как оказалось, мы правильно сделали, что выбрали именно такой вариант. Ещё одна особенность при бронировании, которую мы поняли только на пароме. У некоторых кают при выборе указана пометка твердый пол. Оказывается, на 7-й палубе все полы - в коридоре, в каютах - это ламинат, а в каютах на 8-й и 9-й палубах - ковролин.

Ресепшн на главной палубе
Поэтому пассажиры с собаками и аллергики и выбирают 7-ю палубу. Кстати, для собак на открытой палубе поставлен ящик с песком и с искусственным деревом, рядом стоит бак для экскрементов, соков, висят специальные пакеты. Европа, одним словом.

Место для выгула собак
Процедура регистрации и погрузки на этот паром практически идентична погрузке на другие паромы, за исключением мелочей, например, здесь кто первым приехал на регистрацию, тот первым и заедет на паром. Но это не означает, что он же первым и выедет. «Финнлайн» - это грузо-пассажирский паром, здесь три с половиной полноценных автомобильных палубы для грузовых автомобилей. Другая половина четвёртой палубы может трансформироваться в две палубы для легковых автомобилей. Паром принимает 550 пассажиров и 133 грузовых автомобиля. По этой причине терминал «Финнлайна» расположен в грузовых районах порта и для заезда на паром здесь практикуется движение колонной за машиной сопровождения, а въезд-выезд осуществляется только через корму судна. Поэтому легковые машины при заезде сразу разворачиваются и устанавливаются так, чтобы при выезде с парома производить поменьше манёвров. При большом количестве машин могут также поставить машину на наклонную аппарель, поэтому, кроме ручника, не забудьте про передачу (у кого она есть) и отключите сигнализацию.

Въезд на паром
Габариты «Финнлайна» почти не уступают паромам «Сильи» или «Викинга» - его длина 220 метров, а ширина 30 метров. Такие размеры позволяют снизить воздействие качки при относительно сильном волнении. В нашем случае, как только мы вышли из шхер Финского залива, ветер усилился до 24 м/с, что соответствует штормовому ветру в 8 баллов по шкале Бофорта ( у нас в каюьте был телевизор, где на специальном канале всегда сообщали и показывали ситуацию с погодой снаружи). Брызги от волн долетели до нашего иллюминатора на 7-й палубе. На открытой палубе ветер валил с ног - через час на экранах информационного табло появилось предупреждение об опасности выхода на открытую палубу, где относительный ветер достигал скорости 32 м/с (паром шёл почти против ветра). При таких условиях качка ощущалась, но она не была сильной. Только утром, когда ветер стал боковым, но чуть ослабел - около 16-18 м/с, - качка стала чувствоваться сильнее. Еще одним признаком шторма были удары волн о борт парома. Их можно сравнить со звуком забивания свай на стройке, в такт которым содрогается крепкий корабельный корпус.

На верхней палубе
В хорошую погоду во время путешествия с борта парома можно увидеть острова Готланд, Эланд, Бронхольм. Если есть под рукой хороший бинокль (театральный и детские игрушки не предлагать), то можно увидеть кирхи, дома и маяки. Например, этот маяк мы видели, когда были на Готланде, и было интересно его узнать при рассматривании берега в момент прохождения парома недалеко от южной части острова.

Маяк Hoburgen на острове Готланд
Недостатком паромов можно назвать маломощный канал Интернета, доступный только в определённой зоне - на «Силье» и на «Викинге» (в отличие от Викинг Грейс) около стойки регистрации, а на «Финнлайне» - около бара на 11-й палубе. Когда народ спит - Интернет достаточно быстрый, но стоит рядом сесть 10 пользователям, как сразу вспоминается модем, подключённый к телефонным проводам.
Александр Потравнов
Татьяна Хмельник