ПОДЗЕМНЫЙ ОСТРОВ

       15 июня 1845 года от имени военного губернатора Пскова и гражданского псковского губернатора генерал-майора Бартоломея на имя Главноуправляющего путями сообщений и публичных зданий ушло донесение следующего содержания.
      Его Императорское высочество, Великий Князь Константин Николаевич, во время путешествия через город Остров посетил руины старой крепости и изволил осматривать подземный ход в левой башне. По распоряжению местного городничего стали расчищать этот ход, и он стал раскрываться всё глубже, стала видна каменная лестница, ведущая вниз. Как сразу предположили все участники раскопок, этот подземный ход должен был вести либо в древний склеп, либо в тайный крепостной ход. Но для проведения дальнейших работ требовалось привлечение определённых затрат - для найма рабочих людей. Учитывая, что через Остров планировалось построить новый мост, псковский губернатор и предлагал Главноуправляющему Путей Сообщения графу П.А.Клейнмихелю поручить своим офицерам провести дополнительные изыскания, которые могут «повлечь за собою довольно значительные открытия».
     

 Первый лист рапорта псковского губернатора (копия) 

     Петр Андреевич Клейнмихель, человек осторожный и тщательно соблюдавший субординацию, о данном рапорте доложил своему начальнику – Его Императорскому Величеству Николаю Павловичу. И уже 21 июня 1845 года Государь Император высочайше повелеть соизволил: Островскую крепость принять в ведение Главного управления Путей Сообщения и публичных зданий и продолжить в ней изыскания «способами сего Управления».
     Итак, первым делом надо было принять старую и практически разрушенную крепость на баланс Управления, а затем уже планировать выполнение работ. Приказ о передаче крепости в ведение 1-го Округа путей сообщения Клейнмихель подписал уже 27 августа 1845 года. Первый пункт приказа был простой: крепость принять и считать её в VI Отделении округа. Второй пункт приказа ставил более сложную задачу: донести, в каком положении объект находится и какого требует «исправления». И только третий пункт говорил непосредственно о подземном ходе: «Поручить Начальнику Отделения представить предположения о дальнейших в подземном ходе крепости розысканиях».
     Такая напасть никого не обрадовала. Никто не знал, что с этим делать. Тянули и думали, как выкручиваться. Однако приказ есть приказ и его надо выполнять. В связи с очередными реорганизациями в августе 1849 года было предложено передать это дело в Губернскую строительную и дорожную комиссию, что и было сделано 20 февраля 1850 года. После этого архитекторскому помощнику Гриневскому было поручено составить смету на расчистку подземных ходов под стеною Островской крепости, а также проект со сметой на возобновление самих стен. Гриневский успел составить смету только на расчистку подземного хода, поскольку был откомандирован в город Холм. Его предложения уже были готовы включить в перечень работ на 1852 год, но без общего проекта этого делать не стали. Продолжение работ по проекту реконструкции крепости были поручены архитекторскому помощнику Жарновскому, который прежде всего лично осмотрел руины и изучил гидрологические особенности реки Великой. Было выполнено описание того, что осталось от крепости, сделаны соответствующие планы и зарисовки. На следующем этапе работы Жарновский предложил:
- вместо старых руинированных башен построить новые, дав им какое-нибудь полезное «назначение, как на пример каланчи и тому подобное»;
- стены в тех местах, где они совершенно разрушились, возобновить;
- там, где стены ещё существуют, исправить их, устроив сверху зубцы, которые по характеру этого рода построек, вероятно, существовали;
- взамен разрушенных устроить новые ворота в крепость со стороны города;
- для предохранения башен и стен от паводковых вод и льда устроить откосы из плитной кладки, высотой до 17,5 футов (около 6 метров).
Затем в ходе обсуждений проект подработали в сторону уменьшения затрат: решили старые, полуразвалившиеся башни таковыми и оставить, а вот в тех местах крепостной стены, где возводились цепные мосты, построить небольшие, стилизованные крепостные башенки. На сохранившихся участках стен ничего не строить, только их укрепить, а на полностью разрушенных участках построить фрагменты, повторяющие вид сохранившихся.

 

Проект исправления крепости

      Этот откорректированный проект 10 февраля 1854 года был утвержден Общим Присутствием Псковской губернской строительной и дорожной комиссией, а также получил положительное заключение Департамента проектов и смет при Управлении Путей Сообщения. Суммарные затраты на реализацию этого проекта составили 18 919 рублей. Однако проект утвержден не был и сумму на реконструкцию крепости в бюджет не включили. Причина отказа была найдена в несоответствии реализации этого проекта действовавшему на то время закону! Как было отмечено в документах, в те времена «из зданий древности исправляются и починиваются только те, в коих есть какие-либо помещения».
    Опять пошла чиновничья переписка, и дело «О реконструкции крепости и розыске подземного хода», несмотря на это противоречие, было подано на рассмотрение Главноуправляющему путями сообщений генералу К.В. Чевкину только в марте 1856 года, спустя 10 с половиной лет после принятия первого решения! Генерал Чевкин на основании доклада, в котором была описана вся история развития этого проекта на протяжении более чем десяти лет, принял следующее решение: «Древнюю крепость в г.Острове, дошедшую от времени до совершенного разрушения, оставить без исправления, начатые уже разыскания в подземном ходе этой крепости продолжить в 1856 году в размере не свыше 300 рублей, для сего назначенных, и о последствии сих розысканий представить в своё время подробное донесение и отчёт в той сумме, которая будет израсходована».
     Итак, резолюция получена, ответственным за раскопки назначили архитектора Галиневича. Однако бюджет работ отчего-то сразу же сократили до 200 рублей. Раскопки начали 22 июня 1856 года, но уже 5 июля они были остановлены. Оказалось, что открытый ход со ступеньками, найденный в левой башне, окончился на некоторой глубине довольно длинным проходом из башни во внутренний двор крепости, а также что продолжения хода по этому направлению нигде не открыто. Изыскания в следующей башне обнаружили,
«что устройство её совершенно одинаково с предыдущей и что в ней тоже нет продолжения ходов».

 

Расчищенная от завалов  башня

     При внимательном осмотре остальных частей крепости никаких признаков существования подземных ходов не было обнаружено. По этой причине работы были остановлены. Всего был истрачено 65 рублей 99 копеек! Императору доложили о результатах работ 14 февраля 1857 года. Решение было простым – все работы прекратить. К тому времени прошло 11 с половиной лет с момента, когда подземным ходом заинтересовался проезжавший мимо 18-летний Великий Князь, который, вероятно, уже через месяц забыл о каком-то там засыпанном подземном ходе в старой крепости. Но запущенная с его подачи уродливая государственная бюрократическая машина не могла просто так остановиться и «программа» была отработана по полной.
     Вот вам удивительный пример того, как 11 лет чиновничьей переписки, проведение многочисленных заседаний различных комиссий, выполнение проектных и изыскательских работ, их рассмотрение, согласование и переделка проекта по реконструкции крепости оказались никому не нужными. Главным же результатом всей этой затянувшейся истории оказалась расчистка двух-трёх завалов при общих затратах в 66 рублей со специальным докладом Императору!
   Нам кажется, что аналогичные по своей абсурдности проекты, мы до сих пор можем встретить где-нибудь на просторах российской действительности.

Александр Потравнов
Татьяна Хмельник