Поколения безголосых выросли в детских садах
Там кудесы, там леший бродит…
К сожалению, под словосочетанием «русский фольклор» современный человек понимает прежде всего дебелых молодиц в сарафанах с люрексом и немыслимых кокошниках, истошно голосящих «калинку-малинку», и мужичков в полосатых штанах, скачущих вокруг вприсядку. То есть «клюква», рассчитанная на тех невзыскательных иностранцев, для которых вся Россия умещается в триумвират «водка – лапти – балалайка».
Мужская колыбельная
Но все это не имеет никакого отношения к народу. Да, этот уродливый жанр перенял некоторые внешние признаки деревенского фольклора, не уловив его сущности. Ведь фольклорному исполнительству нельзя выучиться в музыкальном училище. Впитывать народную культуру нужно практически с рождения. Так утверждает Марина Бурьяк, первый лауреат национальной премии «Душа России», руководитель фольклорного театра «Кудесы» из Великого Новгорода и директор единственной на Северо-Западе детской музыкальной фольклорной школы, где самые юные ученики начинают петь раньше, чем говорить.
- Знаете, почему современные люди так плохо поют, большинство не имеет слуха, почему они не умеют танцевать и вообще скованны в движениях? Потому что с ними не занимались в младенчестве. Раньше мать и бабка пели ребенку не меньше трех часов в сутки – не песни, конечно, а потешки, колыбельные, простые мелодии с простыми словами, но они пробуждали в ребенке музыкальный слух и чувство ритма. В деревнях, бывало, какую старушку ни спросил – все поют, на ногах чуть держатся, а мелодию ведут ровненько, с дыхания не сбиваются. И они не учились музыке у педагогов – их воспитывали их собственные матери и бабки. Из поколения в поколения передавалась эта культура – и песни, и танцы, и обряды. А современные музыкальные занятия в яслях и садиках – зачастую настоящее вредительство.
Марина уверена: почти в каждом человеке с нормально устроенным слуховым аппаратом можно развить музыкальный слух, если буквально с младенчества уделять ему время:
- У меня два сына и две маленькие внучки, так что личный опыт есть, и я поражаюсь: до 30 раз подряд могу петь ребенку простенькую потешку «По ровной дорожке, по ровной дорожке…», потряхивая его на коленках, - и ребенок, который еще не говорит, не устает слушать, улыбается, пытается подпевать! Мой отец был первым танцором на деревне, без него ни один праздник не начинался – мы из-под Череповца Вологодской области, - и я помню его колыбельные, помню, как я просила его рассказать мне в тысячный раз про трех богатырей и сечу на Калиновом мосту, помню, как он нараспев повторял эти волшебные строки. Ведь раньше и отцы занимались с детьми, не только ремеслу их учили, но и фольклор передавали. Это подтверждается всеми нашими экспедициями – если в деревне найдется дедушка старше 75 лет, он и колыбельные вспомнит, и сказки, и потешки.
Максимилиан Кровавый
Марина закончила Ленинградский институт культуры и была распределена в Новгород, где стала работать музыкальным руководителем в детском саду и параллельно создала свой фольклорный театр, которому нынче уже 20 лет. Почему-то в середине 80-х годов новгородскую администрацию сильно потянуло на народное творчество, вот они и организовали целый ряд коллективов. Знали бы они, какого джинна выпускают на свободу! Практически все начинавшие с Мариной фольклористы отвалились от настоящего, корневого искусства и подались в коммерцию, зарабатывая на этом весьма неплохие деньги, но Бурьяк оказалась женщиной вредной: она хотела заниматься настоящим фольклором и учить ему детей, которые без ее чудесного влияния могли вырасти безголосыми, корявыми, неинтересными. Марина сама покоя не знала и не давала его новгородским властям.
- Открыть музыкальную фольклорную школу я задумала давно, но не было денег – это же 90-е годы были. На мои просьбы власти реагировали вяло. И однажды театр «Кудесы» попал на один праздник в Москве с тогдашним новгородским мэром, царствие ему небесное, Александром Корсуновым, каждый мэр должен был привезти с собой какой-нибудь творческий коллектив, и нас ему подсунули. Мы начали выступать в три часа дня и закончили глубокой ночью. Никто из публики не уходил. Когда мы буквально упали со сцены, смертельно усталые, все в поту, Корсунов подошел ко мне с квадратными глазами и сказал: «Марина, проси, что хочешь. Но только что-нибудь одно!» И я попросила открыть школу фольклора.
Свою школу Марина рассматривает и как «кузницу кадров» для театра «Кудесы». Театром это фольклорный коллектив называется потому, что они не просто поют и пляшут на сцене, - нет, они разыгрывают целый спектакли. Марина говорит, что каждый деревенский обряд – это и есть спектакль:
- Возьмите, например, свадебный обряд. Там и поют, и танцуют, и декламируют, и костюмы показывают. Слава богу, у нас еще остались по деревням бабушки, которые до тонкости помнят эти обряды и могут их не только «обсказать», но и показать действием, песней, словом. Мы в «Кудесах» сыграли уже больше сотни настоящих свадеб – когда своих женили или замуж выдавали. Вертеп мы играем на Рождество, колядуем, масленицу справляем. Только вот на Ивана Купала перестали выступать - пропал праздник. Теперь это просто пьяная гулянка, которая всегда заканчивается дракой и милицией. Такой красивый праздник – и так испорчен. А еще у нас есть народная пьеса «Царь Максимилиан» - о тиране, проливавшем кровь христиан по наущению жены-язычницы. Записана она в деревне Мшага Шимского района, где этот спектакль издавна игрался певчими местного храма. Храм разрушен, а спектакль в деревне помнят. Каждый деревенский старик мог, потрясая кулаком, воспроизвести реплику Оники-воина: «Авзия, Австрика, Америка пузатая, и тая вострепещется!» Но самое удивительное, что весь текст, с песнями, с декламацией пересказала нам в Петербурге Мария Васильевна Ланева. Эта старенькая, очень больная женщина была родом из Мшаги и в детстве постоянно смотрела представление о Максимилиане, помня его наизусть. Вскоре после записи бабушка умерла. И мы каждый спектакль мысленно посвящаем ее памяти.
Пляши до дыр
Школа Марины Бурьяк, где дети с младенчества впитывают фольклор, а чуть позже – и все положенные для музыкального образования премудрости, - находится в простецком здании детского сада на окраине Новгорода, в пыльных новостройках, где, казалось бы, не осталось никаких воспоминаний о старой русской деревне. Но Марина очень рада этому помещению:
- Мы этот дом строили и обживали много лет, но все получилось, с одной стороне – благодаря моей настырности, с другой – благодаря нашей работе, известности и заслугам. Как где фольклорное мероприятие – мы выступаем, например, в Витославлицах, возле Юрьева монастыря, в музее деревянного зодчества под открытым небом, у нас проходил прекрасный фестиваль. К сожалению, теперь им стали заниматься люди, которых волнует прежде всего коммерция, поэтому он стал вырождаться. А раньше он гремел! Много выступаем за рубежом, вот на Ганзейских фестивалях сколько раз уже выступали. Знаете, люди отличают настоящий фольклор от подделки. Мы, например, костюмы шьем сами – по музейным образцам и словесным описаниям. На Ганзу кто попало не приедет, там ведь каждый коллектив – это лицо своего города, и мы видели множество прекрасных фольклористов из Германии, Швеции, Финляндии. А самый чудесный фестиваль был в Тарту несколько лет назад. Город просто гудел! Мы сутками пели и плясали, не чувствуя усталости. А концертной обуви хватает на одно многочасовое выступление под открытым небом – подошвы стираются до дыр. В Москве бываем по несколько раз в год. А Питер нас не приглашает. Были у вас лет десять назад. Не нужны мы вам, что ли?
Татьяна Хмельник
Справка
Кудесы – чудеса, отсюда – кудесник, волшебник. Также Кудесы (Ефремов день, Велесичи) – день угощения домового. Если он на кудесы не получал гостинца, то из доброго хранителя домашнего очага он мог превратиться в злостного хулигана, который портил утварь, обижал домашнюю скотину. Гостинец – горшочек каши, оставленный у печки и обложенный углями, чтобы каша не остыла до полуночи, когда домовой придет ужинать. Кудесы отмечаются 10 февраля.