РЕГИОНАВТИКА. О ПРИНЦИПАХ РАБОТЫ
Эту статью мы посчитали необходимым написать после наших встреч в Петрозаводском университете, где рассказывали студентам и преподавателям о регионавтике. Вероятно, кому-то интересно узнать, как можно изучать и познавать территорию не по старым краеведческим сборникам, посвящённым отважным революционерам и смелым партизанам и не зацикливаясь на популистских и набивших оскомину брендах, высосанных из пальца мифах о «таинственных подземных ходах», «забытых замках» и «великих тайнах прошлого». Мы считаем, что настоящая история земли, где наши предки жили, работали, радовались, а порой предавали и погибали, оказывается куда интереснее, чем современные маркетинговые «фишки».
Регионавтика изучает территорию, причем не просто некую абстрактную, а вполне конкретную, имеющую свою логическую границу. В нашем случае, поскольку мы живем на Северо-Западе, - это Новгородская и Псковская республики периода их расцвета. Но не только этими территориями ограничивается наш интерес. В поле нашего зрения попадают и пограничные земли, которые одно время принадлежали другим государствам, а затем вошли в состав Российской империи. Необходимость изучать сопредельные территории вызвана не только тем, что они входили в состав России. Эти земли фактически никогда не были изолированы друг от друга - даже до Северной войны. И мы до сих пор, особенно в приграничных территориях, встречаем взаимовлияние и взаимообогащение разных культур и обычаев как в фольклоре и языке населения, так и в объектах материальной культуры.
Различия в культуре характерны не только для сопредельных стран, но и для внутренней части территории, которую мы изучаем. В разное время на всём северо-западе существовали и до сих пор продолжают существовать земли, которые отличаются друг от друга по разным параметрам. Эти отличия обусловлены не столько административными и государственными границами, сколько характеристиками конкретных объектов - природных, геологических, архитектурных, этнографических, и т.д.
Рис.1. Пример различных и общих объектов на территориях
Поиск, выявление, анализ таких расхождений и сходств на изучаемой территории – одна из комплексных задач регионавтики, а главным элементом изучения становятся разнообразные объекты - природные и геологические (реки, долины, озёра, обнажения, скалы, пещеры и т.д.), здания (дома, церкви, усадьбы и т.д.) и сооружения (заводы, плотины, шахты, карьеры, мосты и т.д.), а также любые иные материальные следы деятельности человека (могильники, городища, идолы и т.д.). Через всестороннее изучение этих объектов мы познаем территорию и её изменение во времени.
Главные вопросы, которые мы всегда задаем себе, когда встречаем очередной объект: что это, почему здесь, для чего, из чего, когда и как сделано. Эти и другие вопросы возникают всегда и мы стараемся найти на них соответствующие ответы. Почему важно изучение сохранившихся объектов? Дело в том, что практически в любом объекте пересекаются знания и умения различных наук и видов деятельности того периода времени, когда этот объект был создан и использовался.
Рис.2.Примерная матрица соответствия наук и объектов
В некоторых объектах можно увидеть целое наслоение разного уровня знаний за тот период, когда объект использовался, совершенствовался и ремонтировался. Конечно, мы не ставим целью досконально разобраться во всех тонкостях той или иной технологии, досконально вникнуть в подробности проектирования и строительства зданий и сооружений. Но попытаться выявить принципиальные отличия объекта от других объектов, понять особенности технологических приемов в то или иное время мы считаем важным. Например, нам важно знать, когда и какие связующие растворы применялись в церковном и общегражданском строительстве, когда и почему менялись характеристики разных типов кирпичей, из чего, как, когда и где плавили чугун и сталь, когда и из чего делали краски, бумагу, какие использовали камни и почему, - и прочая.
Носители этих знаний - ученые, профильные специалисты - часто выступают у нас экспертами для того, чтобы разобраться в особенностях объектов прошлого, ведь многими из них всерьез никто не занимался, а большинство учебников используют некие классические схемы, при том, что каждый конкретный объект обладает своими уникальными характеристиками. Кроме того, очень многие виды работ, которые позволяют узнать об объекте много важного, невозможно выполнять без соответствующих разрешений и аппаратуры - археологические раскопки, различного вида инструментальные анализы и т.д.
Поэтому консультации у профессионалов - это одно из важнейших условий в изучении территории, его даже можно назвать первым базовым принципом для регионавтики. Мы понимаем, что нельзя объять необъятное, и глупо пытаться подменять специалистов во всех существующих областях, хотя в нашей практике нередко встречаются и псевдо-специалисты, уровень знаний которых оказывается невысоким, но это выявляются уже при серьёзном углублении в конкретную тему. Другая проблема заключается в том, что многие узкопрофильные специалисты не обращают внимание на объекты, которые не попадают в круг их специализации, но находящиеся рядом с изучаемыми ими. Но очень часто оказывается, что все эти объекты так или иначе между собой связаны. Чтобы избежать таких фрагментарных исследований, регионавтика уделяет большое внимание не только изучению непосредственно самих объектов, но и поиску связей между различными объектами, находящимися в разных местах.
Изучая объекты одного и того же назначения, но находящихся в разных местностях, можно идентифицировать непонятные фрагменты (как в случае с идентификацией колчеданной печи в Харлу) или найти недостающие, понять смысл некоторых отрывочных сведений, сохранившихся в виде преданий или отдельных документов.
Рис. 3. Пример колчеданных печей в Харлу
Проводить такой анализ объектов можно только при личном осмотре этих объектов, с обязательной фотофиксацией. Это второй базовый принцип регионавтики - личный осмотр объекта. Причём обязательно не разовое посещение, а неоднократное и в разное время года, поскольку восприятие и выявление многих свойств, как местности, так и самих объектов, лучше всего познаётся при наблюдении в разные времена года. Увы, очень часто научные и научно-популярные работы пишутся авторами без проведения личного осмотра описываемого объекта, отчего возникают ошибки и неточности. Кстати, именно при личном осмотре объекта появляется и возможность непосредственного контакта с местным населением, при котором выявляется много интересных дополнительных сведений.
Рис. 4. Пример с надписью на Варашевом камне. Видно, что надпись уже частично уничтожена костром
Рис. 5. Крест Степана. Здесь явное несоответствие прорисовки и реальной надписи. (Сам крест был случайно разбит несколько лет назад.)
Другие примеры, которые показывают важность личного осмотра объекта, можно найти в наших статьях здесь и здесь.
Третий базовый принцип регионавтики заключается в самостоятельной работе с первоисточниками - документами, научными работами и описаниями современников. Сколько раз нами было замечено, что использование ссылок в литературе носит показушный характер, а автор никогда не читал работу, на которую ссылается.
Такой комплексный подход к изучению территории, где центром притяжения знаний служат объекты, позволяет наглядно представлять её развитие в различных плоскостях, уходя от абстракций и надуманных шаблонов. До сих пор ещё сохраняются объекты, которые служат подтверждением различным историческим событиям, произошедшим несколько веков тому назад. Наиболее известными и популярными объектами обычно считаются крепости, дворцы и культовые здания.
Например, повышенный интерес у публики всегда вызывают бывшие помещичьи усадьбы. Поверхностность знаний и исторические стереотипы приводят к тому, что для обывателя почему-то важно, чтобы в усадьбе хоть годик пожила какая-нибудь знаменитость. На наш взгляд, жила ли, останавливалась ли или просто задержалась по причине ослабления здоровья эта знаменитость - не имеет принципиального значения, нам интересен сам объект, а данные о его хозяевах или постояльцах носят сугубо информативный характер, позволяя выяснить датировку объекта или иные особенности постройки, перестройки, а также причины его появления/разрушения. Мало кто думает о том, что изучение усадеб позволяет узнать о развитии сельского хозяйства и кустарных промыслов в ближайшей округе, зачастую - обосновать причины появления некоторых, нехарактерных для данной территории особенностей в строительных приемах или в локальных этнографических традициях. Хотя, надо честно признать, что иной раз именно факт посещения объекта исторической личностью спасал его от уничтожения в советское время.
Рис. 6. Бетонная башня в усадьбе Старые Липы
Но ведь существуют и другие, менее колоритные, но не менее важные объекты. Например, изучение каменных крестов на Северо-Западе дает наглядное представление о распределении этнографических особенностей христианского похоронного обряда, позволяет находить объяснение различным объектам прошлого. Наши работы на эту тему можно прочитать здесь. О версии появления семиконечного креста на неолитических петроглифах Бесова Носа можно прочитать здесь.
Увы, но практически полностью оказались забыты и почти уничтожены многие исторические объекты, которые несли бесценную информацию о прошлом и служили образцами развития науки и техники за последние 200-300 лет.
Рис.7. Выработки по добыче кварцевого песка в д.Реброво
В числе таких объектов заводы, фабрики, каменоломни, мельницы, железнодорожная инфраструктура, мосты и, как ни странно, некоторые помещичьи усадьбы (иной раз встречаются и такие любопытные образцы – когда барин был приверженцем прогрессивного развития хозяйства). Статьи про водонапорные башни, пожарные депо можно прочитать здесь и здесь, а фотогалереи этих объектов находятся здесь и здесь.
Те немногие сохранившиеся остатки горнозаводской промышленности на территории современной Карелии и Финляндии дают богатый материал для изучения не только геологии и истории развития черной и цветной металлургии в XVII-XX веках. Они позволяют составить представление, в каких условиях, по каким правилам жили и работали в то время, какие задачи решались и какое влияние на деятельность заводов оказывала политика государства. Некоторые статьи на эту тему можно прочитать в статьях о Тулмозерском и Видлицком заводах. Начальные познания в геологии Ижорского плато позволяют понимать, где и почему находились те или иные промышленные предприятия, где стоит искать определённые объекты, а где это делать бессмысленно, как используется и как планировали использовать потенциал местных водных источников. История нереализованного проекта снабжения Санкт-Петербурга чистой питьевой водой можно прочитать здесь.
Следующая интересная группа объектов, которая представляет ценность при комплексном анализе территории, - это сохранившиеся элементы провинциальной рядовой застройки.
Рис.8. Резьба на доме в с.Кубенское
Многие территории сильно различаются по рядовой застройке и ее оформлению, что служит настоящим этнографическими маркером. В результате сопоставления типов домов или фрагментов застройки (резьба, балконы, металлический декор, крыльцо, мансарда), увиденных в той или иной деревне, с музейными образцами и материалами научных источников, дает возможность интересного и продуктивного диалога не только с музейными и научными работниками, но и с местными жителями на совершенно ином уровне.
Такой объектно-ориентированный подход, который использует регионавтика, позволяет через изучение разнообразных объектов, образующих при их соответствующей группировке единое информационное пространство, наглядно представить развитие территории, выявить не только взаимосвязи и закономерности, но и индивидуальные отличия, уникальность фрагментов территории. Кроме того, в результате исследований не только появляются новые знания, но также выявляются ошибки и самые настоящие заблуждения, кочующие на протяжении десятилетий из одной печатной работы в другую.
Следовательно, деятельность, которой занимается регионавтика, воистину бесконечна, поскольку в ходе изучения каждого из типов или видов объектов выявляются новые факты, которые ведут к новым знаниям, а новые знания вызывают новые вопросы и ведут к дальнейшему поиску ответов. В такой деятельности возможна только промежуточная обработка результатов на некой базовой ступени, что становится материалом для статьи или группы статей. Однако назвать территорию, её фрагмент или даже один объект полностью изученными и поэтому закрытыми для дальнейшей работы с ними мы считаем некорректным.
Александр Потравнов
Татьяна Хмельник