РУССКИЕ КРЕПОСТИ ФИНЛЯНДИИ

   Для многих из нас уже стала привычной поездка в Финляндию на уикэнд или каникулы с целью отдохнуть в коттедже, порыбачить, покататься на лыжах или пройтись по многочисленным магазинам, где радуют цены и качество предлагаемых товаров. Небольшие приграничные городки каждые выходные наполняются нашими согражданами, почти каждый второй автомобиль с российскими номерами ведет себя непривычно по-европейски и знание русского языка в приграничье уже стало преимуществом при приеме на работу. Но мы не будем рассказывать о магазинах, коттеджах и рыбалке.
Мы хотим рассказать вам о другом - о русских крепостях в Финляндии, построенных на землях Российской империи еще до широко известного всем присоединения Финляндии к России в 1809 году.
    Основным въездом в Финляндию для тех, кто путешествует на автомобиле, служит погранпереход Торфяновка - Валимаа. Оставив позади громоздкую и малоэффективную систему российского пограничного контроля, вы свободно вздыхаете и далее уже спокойно едете по своим делам. Первым городком на вашем пути оказывается Hamina, который большинство наших граждан проезжает осторожно, поскольку именно здесь первый непривычный для россиян перекресток – круговое движение, где преимущество у того, кто на круге (в Финляндии везде принято именно так, в отличие от России). Наш совет - не проезжайте сразу дальше, задержитесь немного в этом городе, поверните направо. Вы сможете увидеть уникальную особенность этого города – звездообразную планировку. Городов с такой структурой, ранее использовавшейся в Италии эпохи Ренессанса, так мало осталось в мире! Эта планировка досталась от первоначальной шведской крепости Фридрихсгамн, построенной в 1721 - 1723 годах. В самом центре крепости разместилась ратуша, на улицах дома и военные заведения, церкви.

Ратуша в центре крепости  

   От самой крепости того времени осталось практически ничего, кроме упомянутой структуры города. Во время войны 1741 - 1743 годов шведы сожгли крепость, отступили и больше уже сюда не возвращались. После заключения Абосского мира 1743 года Хамина (Фридрихсгамн), как и другие города, о которых мы будем говорить, – Котка, Лапеенранта, Савонлинна, - стали частью Российской империи. Город возродили, а крепость восстанавливать сразу не стали. До постройки новой крепости именно в этом городке в 1783 году Екатерина Великая встречалась со шведским королем Густавом III, который вскоре развязал очередную войну. И только после этой войны в 1791 - 1792 году под руководством А.В.Суворова начали заново возводить крепость. Однако бастионы, валы и куртины, которые сегодня можно увидеть, – это следы других, более поздних укреплений, построенных в 1803 году по проекту Петера ван Сухтелена, перестроившего Фридрихсгамн по последнему слову фортификационной науки.

Укрепления начала XIX века
   Но с 1836 года Фридрихсгамн перестал числиться в составе крепостей - ведь границы отодвинулись. Кстати, город еще известен тем, что именно здесь в 1809 году был подписан русско-шведский мир, по которому Финляндия отошла к России, но сам город, как и другие крепости и города, о которых мы сегодня расскажем, включили в состав Великого Княжества Финляндского только в 1812 году (вместе с Выборгом, Кексгольмом, Сердоболем и т.п.).
Следующим городом, куда мы отправимся увидеть крепостные сооружения, построенные под руководством Суворова, будет город и морской порт Kotka. В популярных путеводителях пишут что город Котка основан в 1878 году, а ранее здесь был шведский город Роченсальм. Но это не совсем так. Не было такого шведского города, а был пролив Роченсальм, так его назвали по-русски, Ruitsisalmi по-фински, и Svensksund по-шведски. Этот пролив известен двумя морскими битвами, когда в первом сражении победил русский флот (1789), а во втором (1790) - шведский. В 1791 году русскими войсками началось строительство крепости Кюмень-город (Кюменлинна), на год раньше стали возмодить морской порт Роченсальм с системой фортов. Два форта – Елизавета и Слава – расположены на островах около порта и попасть туда возможно только летом, а остатки третьего форта Катерина и береговой батареи находятся в парковой зоне «Пустойланниеми», куда легко подъехать на автомобиле и походить пешком по дорожкам с видами на море. На удивление, около каждого места, где остались исторические следы расположения форта, батареи и даже порохового погреба, стоят таблички, со схемами и надписями на трех языках, указывая, что здесь было ранее.

Схема батареи Катарина
     Крепость Кюменлинна, в том виде как она выглядит сейчас - тоже перестройка суворовского форта, произведенная в 1803 году Петером ван Сухтеленом, ставшим позднее бароном Великого княжества Финляндского. До 2005 года в крепости располагались военные. Но вот самостоятельно попасть внутрь у нас не получилось – ворота были закрыты, хотя экскурсионные прогулки туда организуют, бывают и дни открытых дверей. Но только летом. Во время Крымскй войны в 1855 году англо-французские войска, высадив десант, разрушили порт Роченсальм, который был восстановлен в 1878 году и тогда уже был назван городом Котка (Орлиный город). 
Из Котки мы поедем на север - вдоль старой русско-шведской границы.
    Следующая крепость, которая была построена как русское передовое военное укрепление, - это форт Утти (Utti) недалеко от города Kouvola. Он расположен на стратегической дороге, где произошло сражение между русскими и шведскими войсками в июне 1789 года. Сейчас это тихое и неприметное место, со скромным поворотом на Turri в одну сторону, на форт - в другую. Да и сам форт просматривается с шоссе № 6, поскольку он расположен в сосновом бору. Форт представляет собой подобие семиконечной звезды, что хорошо видно на схеме.  

Схема форта Утти
   
   Внутри него не осталось никаких сооружений, зато хорошо сохранились валы и бастионы с обложенными камнем стенами.

Бастионы форта Утти
 Форт был построен в 1791 году под руководством Суворова. В боевых действиях участия не принимал и был заброшен уже в 1809 году. Именно поэтому он интересен своей первозданной, не перестроенной структурой. Увидеть фортификационное сооружение таким, каким оно было задумано более 200 лет назад, да еще в лесу, на природе - это большая редкость в наше время. Кстати, еще один плюс: в этот форт, как и во многие другие, можно въехать прямо на машине.
    После осмотра форта мы направимся дальше, по дороге № 6 в сторону Luumaki. Для того чтобы попасть в следующую крепость – Давыдовскую - надо будет съехать с шоссе прямо в Luumaki и тогда дорога приведет вас в центр крепости, это около школы. В этом месте, около важного перекрестка дорог, вблизи деревушки Мартила, в 1773 году была заложена новая крепость-город - Давыдов. До 1781 года были построены основные бастионы и равелины, огораживающие территорию примерно 650 на 800 метров. Но основные работы были проведены позже - в 1791 - 1796 годах, и тогда крепость стала достаточно мощной с весьма внушительным вооружением: 102 пушки, 12 гаубиц-единорогов и 15 мортир. Сама крепость в 1799 году носила статус «ретраншемента», т.е. укрепленной позиции в тылу главных сил. Однако уже в 1803 году она была упразднена, а все казенные постройки были проданы с аукциона в 1829 году.

Вход в цитадель
Сегодня сохранилась главная достопримечательность и сердце крепости - цитадель, а также пара бастионов и рвы с валами на южной стороне, за школой. Все фортификационные сооружения отреставрированы и содержатся в полном порядке. 

Рвы и бастионы 

 На территории крепости расставлены поясняющие таблички со схемами и подписями, но, к сожалению, только на финском языке. Пожалуй, именно эта крепость в небольшом городке показывает яркий пример бережного отношения финнов к своей истории и достопримечательностям. Восстановление полуразрушенных и оплывших сооружений происходило уже в 80-е годы прошлого века под эгидой музейного управления.
    Осмотрев Давыдовскую крепость и представив, что финны смогли бы сделать с крепостью Копорье, находись она на их территории, направимся дальше – в город Lappeenranta (Лапеенранту). При приближении к городу нам будут все чаще попадаться машины с российскими номерами, а при проезде через сам город их становится слишком много. В самом центре города, на мысе, вдающемся в озеро Сайма, где происходили местные ярмарки, в 1721 году шведские власти по проекту Аксела Левена создали новую крепость – Вильманстранд (нынешняя Лаппеенранта). Считается, что за основу планировки крепости была взята известная мальтийская крепость Ла-Валетта. Во время так называемой «шляпной войны» или, как ее еще называли «война малой злобы», русские войска 23 августа 1741 года штурмом взяли эту крепость. Со стороны русских войсками командовал Петер де Ласси, а шведов возглавлял генерал К. Врангель. В память о той битве около въезда в крепость со стороны города, стоит памятник необычного вида, на котором написано:
«Августа 23 дня 1741 [г.] сражалась защищавшая Финляндию армия на этих полях против превосходящего противника в самой значительной битве «Малой злобы». В ней принимали участие из финских частей Тавастский и Саволакшский полки, а также карельские драгуны, из шведских – Западно-Ботнический, Сёдерманландский и Даларнский полки, а также так называемый добровольческий батальон Вилле Бранда. За сражением последовало ограбление и сожжение города Лаппеенранты. Души предков взывает к нам из глубины веков: «Берегите зорко нашу страну, политую потом и кровью ушедших поколений».


Памятник погибшим
    
   Основа памятника – это бревно, которое, по легенде, плыло в крови защитников крепости, и памятник поставили там, где оно остановилось. Правда, в финских путеводителях умалчивают об убийстве русского парламентера, предлагавшего условия о сдаче крепости, но это детали, которые финнам не интересны и малозначительны. После присоединения Вильманстранда к России крепость была реконструирована в 1791 - 1792 годах под руководством Суворова. Появились дополнительные редуты и бастионы. После присоединения Финляндии в 1809 году крепость упраздняется, там разместили, как это у нас обычно делалось, тюрьму – вначале женскую, затем мужскую. Сейчас в крепости, в старых зданиях казарм, складов и арсенала располагается несколько музеев, там же внутри крепости стоит и самая старая сохранившаяся православная церковь Финляндии – Покрова Пресвятой Богородицы, - освященная в 1785 году. В северной части крепости есть еще один памятник – он связан с расстрелами «красных» финнов во время гражданской войны в 1918 году. 

Памятник красным финнам

 В саму крепость можно спокойно заехать на машине, припарковаться и прогуляться. Хорошие виды и отреставрированные бастионы – все это очень гармонично вписано в существующий городской ландшафт. Никто и не думает сносить крепость и строить здесь какой-нибудь небоскреб.

Вид на город из крепости

    Последней бывшей русской крепостью, которую мы отправимся посмотреть, будет самая красивая и величественная из упомянутых сегодня. Кроме того, она еще и самая старая из них. Эта крепость, а точнее древний замок Олавинлинна, расположенный на острове. Построил этот замок в 1475 году Eric Axelsson Tott. Назывался этот город Nyslott и построен был на границе с владениями Великого Новгорода для укрепления своих границ в связи с политикой Ивана III по отношению к Новгородской республике. Наверное, не все знают, что больше половины нынешней территории Финляндии до 1595 года являлись землями Великого Новгорода. 

Вида на крепость с берега

 Почти сразу после постройки этой крепости, Иван III предпринял две попытки овладеть крепостью штурмом – в 1495 и 1496 году. (В то же время он пытался также взять штурмом и крепость Выборг.) Во время следующей войны со шведами при Иване Грозном, крепость выдержала еще несколько русских осад. Только в 1714 году после трехнедельной осады, русские войска смогли взять крепость, численность гарнизона составляла тогда всего 178 человек, а боезапас составлял всего 60 ядер и 10 кг пороха. Затем, она была отдана шведам и только в 1743 году окончательно перешла к России. И, как вы, наверное, уже догадались, без участия Суворова, здесь тоже не обошлось. Под его руководством были построены кирпичные ярусы на башнях, дополнительны бастионы, ворота и т.п. 

Вид на бастион с одной из башен

 Название крепости не изменили, и русские ее называли просто Нейшлот. Так что всем знакомый Нейшлотский переулок у Финляндского вокзала в нашем городе назван в честь этой самой крепости. Сейчас крепость выглядит такой, какой она была после реконструкции 1792 года. После вывода военного гарнизона в 1847 году крепость 6 лет побывала тюрьмой, а в 1872 году ей был присвоен статус государственного исторического памятника, и она стал развиваться как культурный и туристский центр. Крепость располагается на скалистом островке и чтобы попасть в нее, необходимо пройти по понтонному мосту. Настоящая средневековая крепость изобилует необычными деталями – такими как настоящая, необработанная скала вместо пола, выносной туалет на высоте почти 20 метров и современный конференц-зал там, где заседал шведский король. 
    Без экскурсовода вы сможете походить только в небольшой части крепости, но каждый час организуется экскурсия по крепости. Даже если вы совершенно один, как это бывало и с нами, то по предъявлении обычного входного билета, служители проводят персональную экскурсию, правда, на английском языке. Вот уже более ста лет замок используется как музей и достопримечательность для туристов, для проведения различных фестивалей (с 1912 года) и мероприятий, а современные технологии сделали практически незаметным вмешательство множества устройств и механизмов, обеспечивающих жизнедеятельность средневекового замка в современных условиях выставочного и оперного зала.
Александр Потравнов
Татьяна Хмельник