Самолёт вынырнет из-под воды

На дне Невы в районе Невского Пятачка лежит масса военной техники

   В минувшие выходные в Неве в районе Невского Пятачка водолазами компании «Открытое море» - крупнейшим в Питере объединением дайверов - был найден еще один немой свидетель боев за этот плацдарм. Штурмовик Ил-2, сбитый предположительно в 1942 году, лежит на дне и ждет, когда ему воздадут последние почести.

Мокро и тепло

   Невский Пятачок – место грозное. В любое время года здесь не по себе – даже в летний полдень. Мысль о том, сколько народу лежит здесь в земле и в воде, не даёт покоя, не позволяет просто наслаждаться речным воздухом и простором. А если погода соответствующая, как на этой неделе, - дождь, ветер, низко бегущие тучи, - то ощущение тревоги только усиливается.
По Неве движение довольно активное – туда-сюда снуют корабли, катера, лодки. И только одна резиновая лодка в правой части русла, не очень далеко от берега, стоит неподвижно. Из нее тянется какой-то шланг, уходя в воду. Еще одна резиновая лодка с мотором снует вокруг. Если приглядеться – то вокруг этих лодок полно народу. Они то появляются на воде, то исчезают. Человек из лодки с мотором кричит им что-то, показывает куда-то руками. На берегу под тентом, который то и дело прогибается под тяжестью налившейся с неба воды, сложена одежда, кинуты рюкзаки, термосы, а у берега сложено снаряжение, не понадобившееся на этот раз и ждущее своего часа. Легкие водолазы заняты самолетом.
    Руководитель поискового отряда «Мга» Илья Ульяненко, с одинаковой легкостью работающий и на суше, и под водой, медленно бредет к берегу. Ему внутри мокро и тепло, потому что он работал, стоящим на берегу мокро и холодно, потому что они были неподвижны в своем ожидании. Илья говорит:
- Самолет нашел Борис Сергеев из «Открытого моря», человек неутомимый. Это он из лодки руководит действиями своих ребят. На той неделе нашел, на этой уже было принято решение осмотреть самолет, чтобы понять, в каком он состоянии.
К сожалению, результаты осмотра не самые утешительные. Впрочем, как говорят профессионалы подводного поиска, это еще не худший вариант.
Еще один участник «Открытого моря» Александр Першанин уверяет:
- Самолет – это не танк, который как упал в воду, так и лежит, ничего ему не делается. Найти на дне водоема совершенно целый самолет – это фантастическая удача, и это может быть только в одном случае: когда летчики сели на лед, потом бросили машину и ушли, а она весной плавно затонула. В Карелии на озерах находили такую технику, но это редчайшее исключение из правил. Обычно если самолет падает в воду, его размазывает на сто метров. Двигатель – туда, шасси – сюда, пушка отдельно, бомбы отдельно, а уж про более легкие части и говорить не приходится. Здесь все лежит довольно компактно, все зарылось в ил и с известным усердием обнаруживается. Хвост был деревянным, он оторван, но его не унесло, но неподалеку.

Беззащитный стрелок

   Сложность именно этого случая в том, что штурмовик лежит на кабине, кверху брюхом. Поэтому понять, есть ли в кабине пилот, а также что сталось с воздушным стрелком, который не был прикрыт бронеколпаком, пока не представляется возможным.
Илья Ульяненко продолжает:
- Самолет этот был двухместным, потому что найдено много патронов для стрелкового оружия. Экипажа внутри может и не быть – если они выпрыгнули с парашютами. А если они остались в самолете, то реально найти останки пилота, что же касается стрелка, то «пристройка» к кабине, где он сидел, была просто размазано по дну. Учитывая глубокий слой ила, трудно сказать, можно ли найти хоть что-нибудь.
Стрелка стали сажать на штурмовик тогда, когда поняли, что машина совершенно беззащитна сзади – вражеские истребители не давали ему дойти до цели. Но увеличить бронеколпак, чтобы он прикрывал и стрелка, посчитали невозможным – самолет и так оказывался слишком тяжелым, именно поэтому пришлось делать деревянный хвост и облегчать некоторые другие детали. Так что воздушный стрелок штурмовика подвергался даже большей опасности, нежели сам летчик. Его задача – дать возможность пилоту выполнить боевое задание, порой ценой собственной жизни.
Тем временем с реки слышался рокот – это включили помпу, стоявшую на одной из резиновых лодок, которая выполняла роль понтона. Помпа подавала воду под большим давлением, водолазы размывали грунт вокруг тех частей самолета, которые им нужно было осмотреть или сдвинуть с места. А там, где не достать помпой или она будет мешать, действуют… ракеткой для настольного тенниса. Ею дайвер разгребает донный ил, чтобы осмотреть фрагмент объекта. Очень удобная штука: прочная, легкая и влезает в нагрудный карман, будто по размеру сделана.
Александр Першанин, провожая товарищей в воду, напутствовал:
- Ракетки не терять! Ими моя мама в свое время играла, она известная спортсменка была. Теперь такие не купите.

Имена из-под воды

   Порой на берегу появлялись любопытствующие граждане: несмотря на отвратительную погоду и рабочий день, каким-то мужикам все время было интересно, что это тут делают люди в ярком облачении и с явно дорогим снаряжением. Мужики подходили к отдыхавшим дайверам: «Это вы тут чего? Нашли чего или так?» Дайверы отвечали уклончиво: «Ищем…» Мужики не унимались: «Так вы если чего, так мы дернем, подмогнем» - и начинали рассказывать о сотнях единиц боевой техники, которую они будто бы видели собственными глазами, когда купались, ловили рыбу или падали с лодки по пьяни.
Александр Першанин слушает эти рассказы без улыбки:
- Сотни не сотни, но то, что дно Невы здесь усеяно техникой – это чистая правда. Тут работы на много лет. Только тяжело работать. Во-первых – быстрое течение. Во-вторых, видимость неважная, сейчас видно на три метра – и это счастье. В-третьих, вода холодная, хотя ребята смеются, что им тепло. Помню, на Балтике в страшную жарищу мы вытаскивали водолазов с глубины, а они синие, трясутся, потому что там плюс два. Тут-то градусов восемь, просто курорт. А в-четвертых, мусора на дне до чертиков. Груды бревен, которые местами просто стены образуют, металл всякий. И чтобы среди этого ужаса найти действительно ценный объект – это нужно быть профессионалом. Вот как у нас Боря Сергеев. А в Новгороде есть такой Айвар Степанов, он часто у нас тут бывает – на Неве, на Ладоге. Этим людям можно доверять. А местных в данной ситуации можно не опасаться. Самолет лежит на 8-метровой глубине, им не донырнуть. Обычно растаскивают то, что лежит на мелководье, причем одни тащат на металл, другие – это туристы-ныряльщики – на память хотят что-то оторвать. В любом случае, объект гибнет.
    А дайверы время не теряли: сначала они вытащили шасси самолета – одно вполне сохранившееся колесо, причем оно было тяжеленное, едва на берег выволокли, а потом пришел черед пушки. Похоже, в тот злосчастный вылет из нее даже не успели выстрелить – она была заряжена. Нашлись и бомбы, и множество патронов. Скорее всего, самолет сбили практически сразу после вылета – он не успел израсходовать боезапас.
На днях будут поднимать двигатель – для этого, конечно, потребуется специальная техника. По его номеру можно будет узнать, когда был выпущен самолет, где он воевал и когда был сбит или пропал. И тогда уже прояснится судьба экипажа. В любом случае, еще два человека смогут вернуться в списки оплаканных буквально из-под воды. Собственно, прежде всего ради идентификации останков погибших и работают все нормальные поисковики. Техника, вещи – это замечательно, но когда удается вырвать еще несколько имен из неизвестности, это уже настоящая победа. За это и бьются.

Татьяна Хмельник
Статья была опубликована в 2007 году.