СУВОРОВСКИЕ КАНАЛЫ В ФИНЛЯНДИИ

    Ранее в отдельной статье мы уже рассказывали о русских крепостях в Финляндии, которые строились в конце XVIII века для укрепления российских границ со Швецией. И, естественно, мы упоминали знаменитого российского полководца графа Александра Васильевича Суворова, который полтора года (с 1791-го по 1792-й) занимался этим самым укреплением границы. Однако имя будущего генералиссимуса на территории современной Финляндии связано не только с крепостями. Есть ещё одна малоизвестная группа объектов, которые своим существованием обязаны Александру Васильевичу.
    Речь идет о четырёх небольших каналах, прорытых через полуострова на озере Сайма, которые до сих пор называются «суворовскими». Главная цель этих гидротехнических сооружений заключалась в обеспечении безопасности водной артерии между двумя русскими крепостями – Нейшлотом (Савонлинной) и Вильмандстрандом (Лапеенрантой). Это сейчас, глядя на карту, можно увидеть вполне нормальный водный путь между этими двумя городами через пролив Пумала. Однако в конце XVIII века этот единственный пролив находился на территории Швеции, поэтому сквозного водного пути по российской территории не было. В связи с этим, для возможности организации водного движения без захода на шведскую территорию и решили построить эти каналы, которые существуют до сих пор.

 

Карта с указанием каналов (1802 год)

1 - Телетайпольской; 2 - Куконтайпольской; 3 - Кяфкинской; 4 - Кутвелентайпольской.
    И не просто существуют: с 2003 года финское правительство провело их реставрацию, превратив их в местные достопримечательности с оформлением стендов, где рассказывается краткая история их строительства.
     Летом 2013 года мы посетили три из четырёх «суворовских» каналов, внимательно их осмотрели, и захотелось нам узнать о них больше, чем написано на стендах и на сайте музейного ведомства Финляндии.
    К сожалению, сведений и материалов непосредственно о постройке каналов сохранилось немного. Вот, например, отрывки из воспоминаний самого А.В.Суворова о проблемах при стройке: «Лаубе [строитель – авт.] тремя его каналами мне накопил работы пуще трёх баталиев; неизмерные работы, недостаток людей, немогзнайство и ускромейство [последнее слово верно, но непонятно – авт.] непрестанные». Возможно, что в различных архивах сохранились некоторые документы и чертежи, которые были использованы финнами на информационных стендах непосредственно у каналов.

 

Стенд у Телетайпольского канала

    Однако в РГИА мы нашли другие материалы, которые, на наш взгляд, дополняют и частично корректируют всё написанное и опубликованное ранее об этих каналах. Поэтому далее мы будем основываться на данных из тех оригинальных документов, с которыми ознакомились. И название каналов мы будем приводить в том виде, как они представлены в документах. В скобках укажем их современное название на русском языке.
    Итак, в 1792 году по указанию А.В.Суворова начинается строительство четырех каналов Телетайпольской (Телетайпале), Куконтайпольской (Куконхарью), Кяфкинской или Кевкиенсильдский (Каухкяя) и Кутвелентайпольской (Кутвеле) - под непосредственным руководством инженером Лаубе. В 1796 году при генерале М.И. Голенищеве–Кутузове (тоже знакомая фамилия!) строительство каналов было в основном завершено и в 1797 году по ним уже было открыто судоходство. В том же 1797 году по решению Павла Первого все гидротехнические сооружения в империи должны были передаваться в департамент водяных коммуникаций для обеспечения соответствующего надзора и эксплуатации. Получив такое императорское веление, артиллерийская экспедиция, в ведении которой каналы числились, направила для передачи всех необходимых материалов инженер-поручика Бабурина.
   Весной 1798 года чиновники департамента запросили сведения о наиболее крупном Куконтайпольском канале у выборгского гражданского губернатора тайного советника Ридингера. Ответ губернатора был прост: «…В здешнем губернском правлении ни о сём, ни о прочих трёх в сей губернии между городами Вильмандстрандом и Нейшлотом построенных каналах иного нет сведения как то только, что оные начаты в 1792 году и что по оным уже есть ход». Дальше губернатор перечисляет, что по каналам есть планы с профилями, есть сметы и ведомости использованных материалов на 1796 год.
    В этом же письме Ридингер пишет о том, что главной идеей каналов было обеспечение «водяной коммуникации» между Вильмандстрандом и Нейшлотом «…не касаясь сколько можно шведского владения, а особливо миновать Пумалзунд». Далее идёт речь о том, что на Куконтайпольском канале находится в ведении инженерного офицера для присмотра за материалами один унтер-офицер и трое рядовых. При Кяфкинском – таможенный пограничный надзиратель, а при Кутвелентайпольском и Телетайпольском - таможенные и пограничные объездчики.
    Дела в царской России делались неспешно, кроме того, необходимо учитывать быструю кончину Павла Первого и связанные с этим изменения в политическом курсе, так что только в декабре 1802 года принимается решение командировать на осмотр каналов подполковника Попова, который и оставил описание каналов по состоянию на 1803 год. Следующее описание было сделано летом 1804 года с подробным перечнем работ, которые необходимо произвести. По большей части работы по ремонту каналов были практически одни и те же, но учитывались и индивидуальные особенности. Эти описания в чём-то дополняют друг друга, поэтому мы постараемся совместить их в одно целое, убрав излишние подробности.

Первый канал – Телетайпола.

 

Современный вид канала Телетайпола

«Длиною оный до 250 сажень широтою восемь сажень глубиною от 10 до 14 фут по состоянию нынешней воды» (запись 1803 года). Современная длина канала несколько меньше по той причине, что ранее в длине канала учитывались и те части, выходящие в озеро, которые были ограждены ряжевыми конструкциями. Эта особенность касается всех описываемых каналов, поэтому нестыковка размеров в старых описаниях и в современных вполне объяснима.

 

Схема канала с финского информационного стенда

    При обоих устьях канала по обе стороны от входа с заходом в озеро вбиты сваи, перевязанные сверху брёвнами. Вдоль берега и с заходом в озеро сделаны из брёвен узкие и длинные срубы, в них и между берегом навалены камни, образуя таким образом защиту канала от озёрной волны и песчаных заносов, что обеспечивало безопасный вход в канал. Во всю длину канала по обе стороны берега выложены ещё довольно прочные каменные стенки. Но в стыках уже замечены продавливания, что требует их заделки щебнем.

 

Расположение канала и крепости Нейшлот

   Ремонтные работы по замыслу 1804 года предусматривали: старые сваи при устьях канала срезать, а на их месте выложить срубные ростверки, засыпать их камнями и на них выложить каменные стенки под углом 22 ½ градуса высотой выше старых стенок канала на 2 фута. Стенку канала «расщебенить камнем со мхом». Дно канала и оба устья расчистить от наносов.

 

Разрез канала по проекту 1804 года

Второй канал - Куконтайпольской

 

Современное состояние канала

    Этот канал «длиною с версту и широты как первый». В устьях, как и в первом случае, набиты сваи, сделаны срубы и они засыпаны камнями. При обоих устьях также набиты сваи, перевязанные брёвнами. Вдоль берега и в озеро сделаны из брёвен узкие и длинные срубы, в них и между берегом навалены камни.

 

Схема канала с финского информационного стенда

    Местами брёвна прогнили и требуют замены. Камни частично высыпаются, засоряя устье канала. В той части, где канал идет через болото, стенка канала стоит на набитых сваях, а затем выложена камнем. Местами камень выпучен, а местами обвалился Выложенный по верху стенки настил полностью сгнил. Также отмечается, что камни с горы, которая возвышается над каналом, осыпаются в канал, что требует дополнительной очистки.

 

Остатки ряжей у устья канала

   Глубина и ширина канала такие же, как и в Телетайпольском. В 1803 году был отмечен вновь построенный дом для смотрителя, который «плотничей работой приведён в окончание» При этом оказалось, что печи для отопления в доме нет, как нет и стёкол. Смотритель объяснил, что кирпича по сметной стоимости в этой местности не купить, поэтому в летний сезон он сам этот кирпич для печи сделает. Также при канале находится старое складское здание.

 

В болотистой части канала

   В обоих устьях необходимо выдернуть сваи, а деревянные срубы разобрать до основания. Вместо них выложить при устьях срубы в виде ростверков, и на них выложить стенки, выше сруба на 1 фут под углом 22,5 градуса. Стенки самих каналов полностью разобрать и переложить, увеличив их высоту против прежних на 1 ¾ фута с отлогостью в 61 градус, или ½ всей высоты (дабы не сойти стенками со старых свай). Дно канала расчистить и углубить на всем протяжении.

 

Разрез канала по проекту 1804 года

    Вероятно, что именно здесь была устроена центральная база для работ по приведению канала в порядок – построены кузница, казармы, и т.д.

Третий канал - Кяфкинской – имел длину до 350 сажень.

 

Расположение Кяфкинского и Куконтайпольского каналов

    Устройство срубов и свай при устье, ширина и глубина канала аналогична предыдущим. Стены канала выложены камнем, но в большей части они выпучены и к обрушению близки. В 1803 году подъёмный мост через канал был в состоянии «совершенной гнилости и к проезду совсем на будущее время безнадёжен». Важность этого моста была связана с тем, что здесь проходила выборгская дорога в Швецию. Поэтому у моста рядом с каналом находилась таможня. Исходя из ценности объекта, подполковник Попов повелел местному смотрителю под этот мост поставить подпорки, чтобы он совсем не рухнул. В описании 1804 года уже отмечается, что подъемный мот через канал «нов, сделан прочно, но следует его выкрасить».

 

Современный вид канала

    Для приведения канала в рабочее состояние требовалось следующее: в обоих устьях необходимо выдернуть имевшиеся сваи, а деревянные срубы, имитирующие плотину, разобрать до основания, углубив дно до 8 футов. Выложить при устьях срубы в виде ростверков и на них выложить стенки из камня под углом 45 градусов, подняв их выше старых на 2 фута. Стенки увеличить против прежних на 2 ¾ фута, заделав все щели песком и камнями со мхом, засыпав всё это землей с травою и песком. Стенки самих каналов полностью разобрать и переложить, увеличив их высоту против прежних на 2 фута. Дно канала расчистить и углубить на всём протяжении.

 

Разрез Кяфкинского канала по проекту 1804 года

Четвертый канал – Кутвелентайбола (Кутвелентайпольский).

В принципе, построен он аналогично предыдущим трём. Стенки канала также вымощены камнем, но лежат они на свайном основании, а не на ряжах. Со слов смотрителя и поселян, в 1799 году вода была в канале до 8 футов, что вызывало сильное затруднение для прохода судов. Причина была в том, что, несмотря на построенные защитные ряжи, канал всё равно заносило песком, что требовало его периодической чистки. При каналах, кроме смотрителя, в карауле находится 12 солдат и один унтер-офицер. Любопытно пожелание этого унтер-офицера, которое было записано подполковником Поповым. Дело в том, что на содержание караульных солдат не было предусмотрено затрат на освещение, т.е. они зимой сидели без свечей.

 

Расположение канала и крепости Вильмандстранд

   В перечне работ 1804 года были следующие: ремонт деревянных устьев канала, выходящих в озеро, – это и замена верхней обвязки свай в озере, замена верхних ярусов прибрежных ряжей и досыпка камней в них, замена верхних настилов. По обе стороны канала каменные стенки разобрать и выложить вновь до бермы [обочины] крупным и угловатым камнем. Уступ бермы в один фут. Стенки канала класть под наклоном 45 градусов, причем сделать стены выше прежних на 2 фута. Все щели между камнями тщательно забить песком и мелким камнем со мхом и засыпать землёй. Мелкие места канала расчистить от наносов песка из озера.

 

Разрез Кутвентайпольского канала по проекту 1804 года

   После включения всей территории Финляндии в состав Российской Империи внимание к этим каналам заметно упало и в 1816 году они были переданы из ведомства Путей Сообщения в ведение Финляндского Великого княжества. Камни с берегов были с течением времени растащены и каналы потихоньку приходили в негодность. Тем не менее, все они использовались местными жителями, но с разной интенсивностью – например, Кутвеленентайпалський, был значительно расширен и его современные размеры не соответствуют первоначальному описанию.


Кутвентайпольский канал в 2017 году

    Сейчас вдоль самого длинного канала проложен туристический маршрут, отмечены места, где находились строения при канале – кузница, казармы, склад, и т.д. Надписи сделаны на четырёх языках – финском, шведском, английском и русском.
    Кстати, встречающаяся легенда про затопленный корабль у входа в канал в конце XVIII века при строительстве канала – это тоже из разряда современных мифов. Остатки баржи, случайно затонувшей в середине XIX века, к строительству канала отношения не имели. Также в документах нет речи о каких-либо бастионах или иных военных укреплениях по берегам каналов.

Александр Потравнов
Татьяна Хмельник

В статье использованы материалы из фондов РГИА