ТАКАЯ РАЗНАЯ ЖИЗНЬ СТАРЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЙ

     Для кого-то железная дорога – это только вид транспорта. Загрузился, доехал, выгрузился, забыл – такое отношение тоже не редкость. Но многим людям не всё равно, как выглядит вокзал и перрон, какие здания стоят вокруг. Конечно, есть любители сугубо футуристических объектов, но чаще нам на глаза попадаются всё-таки исторические здания, связанные с началом и расцветом железнодорожной эры. И если старые вокзалы в большинстве случаев после перепланировки продолжают служить людям, то с их окружением в нашей стране не церемонятся.
     Прекрасные образцы промышленной архитектуры у нас остаются бесхозными, ветшают, а потом их остаётся только снести. Наверное, мало кто был на станции Выборг-товарный, при том, что это рядом с вокзалом и абсолютно доступно. Просто на первый взгляд это сплошные трущобы, частично используемые какими-то складами и мастерскими, частично пустующие.

Здание на станции Выборг

    Понятно, что нынешней железной дороге эти здания не очень и нужны, вот их и сдают под что попало.
    А вот в Финляндии точно такие же постройки активно используются. Вообще отношение к железной дороге в этой стране поражает. Там и товарняки-то не слишком часто ходят, а железнодорожное сообщение практически всё внутреннее, только в Россию ходит поезд. При этом в столице полностью сохранён и поддерживается в идеальном состоянии огромный модерновый вокзал и в нём нет пустых помещений: магазинчики, кафе, выставки.

Железнодорожный вокзал в Хельсинки

     Депо, водонапорки, товарные здания на других станциях все при деле – что-то работает по назначению, что-то перепланировано с сохранением внешнего вида и стало модным клубом, музеем, художественной мастерской, магазином. Ничего не брошено! Мы специально ходили, искали – не нашли запустения, причём даже на маленьких станциях.
     На Финляндию пытается равняться и родственная ей Эстония. Увы, с экономикой тут похуже, поэтому даже те скромные железнодорожные перевозки, которые здесь были до распада СССР, теперь сильно усохли. Некоторые линии пришлось закрыть, в основном, узкоколейные, но пострадала и ветка Таллин - Хаапсалу. Для маленькой страны железнодорожный транспорт оказался ненужным. Самая нагруженная ветка ведёт из России через Нарву, по ней идут в основном составы с нефтепродуктами. А люди предпочитают ездить на машинах – так быстрее. Но закрытые станции не разрушают, а стараются где-то музеефицировать, где-то законсервировать – до лучших времён.
     Закрыто много маленьких станций и в благополучной с виду Чехии. Увы, содержать железную дорогу со всей инфраструктурой очень дорого, пассажирские перевозки не окупаются нигде, а грузовое движение часто связано с работой какого-нибудь предприятия. Закрывается предприятие – не нужна дорога. Там, где линию сохраняют, закрывают обычно само станционное здание.


Станция Чиста, Чехия

    Поезда на таких дорогах своеобразные – часто это просто автомотриса (локомотив с пассажирским отделением), а билеты продаются прямо там, как в трамвае. В Чехии такие автомотрисы называют "рыхлик", что в вольном переводе будет обозначать "шустрик".
    Между прочим, сокращение билетной кассы на станции – это начала конца. Во всяком случае, для России это верный признак. Как только закрывают кассу, станционное здание начинает превращаться в какой-то никому не нужный домик, потому что закрываются ещё и маленький зал ожидания. Остаётся только платформа, в лучшем случае – с навесом. Потом такой домик сгорает при невыясненных обстоятельствах – и всё.
    А ведь у нас сохранилось пока довольно много деревянных модерновых вокзальчиков и казарм для персонала, переделанных под жильё. Например, на линии Бологое – Полоцк на станции Кужёнкино есть отреставрированный вокзал (1906 года постройки), к которому массово бегут туристы из проходящих тут ретро-поездов (обычный поезд тут долго не стоит).

Вокзал на станции Кужёнкино

      Здание великолепное, но оно дико контрастирует с заброшенной водонапорной башней, стоящей совсем рядом. Понятно, что паровозов больше нет, башня не нужна, но она очень красивая, в ней можно было бы хоть маленькое кафе, хоть магазинчик сделать. Да некому этим заняться: Кужёнкино – депрессивный посёлок в недрах Бологовского района Тверской области, и все креативные умы из него давно сбежали. Но этот вокзал хотя бы действует, он под присмотром. Аналогичная красота – и с водонапоркой! – на стоит на станции Скворцово за Торопцем, но там всё вовсе брошено…

Вокзал на станции Скворцово

    На железных дорогах Финляндии и Карелии можно найти почти одинаковые сооружения – вот как типовое депо с водонапорной башней. Ведь при строительстве дороги это была одна страна – Великое княжество Финляндское, входившее в состав Российской империи, поэтому и проект использовался один и тот же. Но судьба у станционных зданий, разделённых нынче государственной границей, совсем разная.
   В карельском городе Лахденпохья (станция называется Яккима) депо заброшено, водонапорка разрушается. После ухода финнов в 1944 году станция осталась совершенно целой, с ухоженными строениями. Новые поселенцы пользовались этим добром, но ремонтировать его не торопились, поэтому всё ветшало. А депрессия начала 1990-х окончательно доконала депо и водонапорку: объём перевозок резко сократился, потребность в станционных зданиях упала, персонал без зарплаты разбежался… И здание попросту бросили. Так оно и стоит до сих пор – никому не нужное. Хорошо хоть вокзал деревянный до сих пор не спалили.

 

Паровозное депо на станции Яккима

   А на станции Сало, в Финляндии, аналогичное паровозное депо приспособили под местный музей искусств.

 

Паровозное депо на станции Сало, Финляндия

    Новгородская Окуловка – крупная станция на линии Санкт-Петербург – Москва. На этой дороге, соединяющей две столицы, оказались заброшенными многие здания старой чугунки, которые могли бы до сих пор служить если не по прямому назначению, то в каких-нибудь других целях – выстроены они были крепко и имели свои архитектурные достоинства. Увы, старый вокзал в Окуловке мешал расширению путей и его попросту снесли. А огромное паровозное депо и не менее монументальную водонапорную башню забросили.

 

Паровозное депо на станции Окуловка

   Другое дело – маленький финский городок Порвоо. Трафик с Николаевской железной дорогой просто не сравнить, ни тебе составов с нефтепродуктами и углём, ни «сапсанов» с «аллегро». Станция была бы в полном запустении, если бы не убеждение отцов города, что старая железнодорожная структура ещё имперских времён может неплохо работать на туризм. Отсюда ходят ретро-поезда – эти составы можно увидеть на путях. В здании вокзала - небольшой музейчик, магазин и кафе. Здание депо и водонапорка используются железной дорогой.

Паровозное депо в Порвоо

Пусть тихонько, но всё живёт и дышит!

Кстати музеи на старых и ненужных ныне станциях встречаются достаточно часто.

    Железная дорога Таллин – Хаапсалу просуществовала с 1905 года до 2004-го. Она была признана нерентабельной и закрыта, а на месте полотна соорудили образцовую велосипедную дорожку. Но в Хаапсалу остался шикарный вокзал, построенный в 1905 году, и какое-то количество железнодорожной техники. Сносить вокзал или переоборудовать его под какое-нибудь предприятие никому в голову не пришло. Из него сделали железнодорожный музей, выставочный зал, а в прилегающих помещениях разместилась автобусная станция и сувенирные магазины.

Вокзал на станции Хаапсалу, Эстония

   Станция Зубрнице в предгорьях Рудных гор давно не слышала стука колёс по рельсам. Эту ветку закрыли ещё в 1980-х годах, а станцию превратили в железнодорожный музей, очень популярный нынче.

Вокзал на станции Зубрнице, Чехия

    Здесь собран не только подвижной состав, главное – полное воссоздание железнодорожной инфраструктуры начала XX века. Стоят семафоры, висят сигнальные фонари, на столе начальника станции лежит фуражка, представлено расписание поездов, даже открыты вокзальные туалеты и щедро посыпаны хлоркой, по обычаю того времени.

Татьяна Хмельник
Александр Потравнов