Только самолётом можно долететь
Многие аэродромы Северо-Запада не пригодны для полетов из-за отсутствия наземной метеослужбы
Достаточно взглянуть на карту Северо-Западного федерального округа, чтобы убедиться: на большей части его территории дорог нет. Никаких – ни автомобильных, ни железных. А люди живут и работают. Как они попадают в свои поселки
Ни взлететь, ни сесть
Авиакомпаний у нас теперь много. И аэродромов – тоже. Хотя в советское время было больше – 1500 по стране, а теперь осталось только 450. Некоторые из них даже называются аэропортами, а иные – аж международного класса. Но ни одна авиакомпания и ни один аэродром не могут работать без использования метеонаблюдений – не купленных со спутника НАСА, а сделанных тут же, на местности. А вот с этим у нас на Северо-Западе довольно скверно.
По словам сотрудников Метеоагентства Росгидромета (подразделения Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды), в сложных погодных условиях Северо-Запада далеко не все аэродромы могут действительно считаться безопасными. Заместитель генерального директора Метеоагентства Александр Поляков и директор Северо-Западного филиала агентства Светлана Быкова слишком хорошо знают ситуацию, чтобы давать оптимистические комментарии.
Хуже всего, как это ни удивительно, обстоит дело в Калининграде. Да-да, самая близкая к Западу наша область оказалась практически в хвосте по метеообслуживанию своего аэропорта. Местная авиакомпания владеет шикарными «Боингами», которые гордо стоят на полосе. Но пассажиры даже не подозревают, что метеонаблюдения на месте здесь делаются на старом оборудовании, а сводка берется «сверху». В результате экипаж на взлете и посадке, в самые ответственные моменты полета, практически не располагает сведениями о реальной погоде. Ему сообщили с земли, что нижняя граница облачности, скажем, 40 метров, а он видит, что на самом деле это метров двадцать и не больше. Ведь никакими данными со спутника местную метеообстановку не оценишь. Пока ЧП в Калининградском аэропорту не было – тьфу-тьфу-тьфу, чтобы не сглазить. Но все висит буквально на честном слове, на ниточке. Чем скорее калининградцы приведут в соответствие свой воздушный парк и местные метеоприборы, тем меньше шансов, что беда когда-нибудь случится.
Ни шатко, ни валко поживает Псковский аэропорт. У него есть статус международного, но из Пскова есть только один реальный пассажирский рейс – на Москву. Все остальное – это транспортные самолеты. Например, импортных цыплят возят. Отсюда же летают военные. К сожалению, не приходится рассчитывать, что в ближайшее время Псковский аэропорт вдруг стремительно разовьется, обрастет кучей рейсов и пассажиров. Но это не повод не ставить современное метеооборудование. Сейчас в Пскове только думают над этим, а Метеоагентство Росгидромета наблюдает за этими думами.
Новгородский аэропорт, который приказал долго жить еще лет двадцать назад, сейчас как будто реанимируется – под гражданские нужды приспосабливают военный аэродром в Кречевицах к северу от города. Старый аэропорт лежит слишком близко к жилым кварталам и в позднесоветское время был случай, когда самолет упал в город. Руководство Метеоагенства полагает, что новый аэропорт будет оснащен хорошим оборудованием и проблем с метеонаблюдением не возникнет. Это как раз тот случай, когда работа практически с нуля имеет положительный эффект.
Нет денег на безопасность?
Сложная жизнь и у Мурманского аэропорта. Расположенный в поселке Мурмаши, он имеет дурную метеославу – там погода меняется так стремительно, что порой самолётам приходится добираться до Петербурга, поскольку нет возможности сесть. Такой случай был в 2000 году, когда президентская машина не смогла совершить посадку. Самолет сопровождения, летевший первым, приземлился, но буквально через 15 минут поднялась характерная для здешних мест низовая снежная буря, и президентский экипаж не пошел на риск, а вынужден был возвращаться в Петербург.
Тогда Мурманский аэропорт был срочно поставлен на реконструкцию, которая, впрочем, так и не завершилась. Правда, метеоприборы после того случая заменили все – как говорится, не было счастья, да несчастье помогло. Это, кстати, один из самых уязвимых в грозу аэропортов – там исторически плохо было с заземлением и полярные грозы просто выжигали приборы. А до взлетно-посадочной полосы руки дошли только теперь – и оценивается ее ремонт в почти 110 миллионов рублей. Эта сумма уже выделена, но раньше весны работы, разумеется, не начнутся – еще не был объявлен конкурс по выбору подрядной организации, которая займется реконструкцией.
В Петрозаводске два аэропорта, ни один не может считаться нормальным с современной точки зрения – ни «Пески», ни «Бесовец». Хотя с «Бесовца» в Финляндию летает небольшой пассажирский самолет и аэропорт имеет статус международного, все равно процветающими назвать их нельзя. Да и сохранились они только благодаря тому, что принадлежали Лесавиаохране – на них базировались самолеты, с которых тушили лесные пожары. Лесное ведомство кое-как содержало свои взлетно-посадочные полосы – на сколько денег хватало, спасибо, что не бросило. Но оборудование, конечно, старое, и когда будет куплено новое – неизвестно. Нет денег. Хотя обеспечение безопасности полетов – это, казалось бы, должно быть приоритетным.
А вот лучше всех работают Архангельск, Вологда, Нарьян-Мар и все окрестные аэродромы. Их обслуживает Северное метеоагентство в составе Росгидромета, по отзывам Полякова и Быковой – очень грамотная организация, укомплектованная опытными и образованными людьми. Они как-то ухитрились удержаться в смутное время безденежья, не растеряли коллектив, а главное – прекрасно понимают северную специфику. У них оборудование и уровень работы – большим городам поучиться. Учитывая, что все три города окружены огромными нежилыми пространствами без дорог, понятно, что там нужно поддерживать и систему маленьких аэродромов, куда летают самолетики типа кукурузников или вертолеты, но иначе в эти населенные пункты попасть очень сложно. И эти система продолжает работать. Не без сложностей, конечно, но вполне исправно.
Татьяна Хмельник
Статья написана в 2007 году