ТУРИЗМ И ОБЪЕКТЫ ГОРНО-ИНДУСТРИАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ

ОСОБЕННОСТИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБЪЕКТОВ ГОРНО-ИНДУСТРИАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ К ТУРИСТИЧЕСКОМУ ПОКАЗУ (Доклад на форуме
«Роль туризма в устойчивом развитии Русского Севера» 21-22 ноября 2014 года г.Петрозаводск)
Необходимость научно-исследовательской работы для туристических объектов достаточно часто рассматривается как нечто второстепенное. Ориентация на извлечение дохода, на привлечение широких слоёв публики происходит за счёт маркетинговых ходов, где наука сведена к минимуму. В дискуссиях о развитии туристического потенциала обычно внимание уделяется инфраструктурным проблемам, маркетингу и государственной поддержке, при этом научная составляющая присутствует в роли «падчерицы». Однако, на наш взгляд, при комплексном подходе именно результаты научно-исследовательской работы могут оказаться важнейшими точками притяжения потребительского интереса к объектам горно-индустриального наследия в долгосрочной перспективе.
На практике мы часто сталкиваемся с двумя крайностями в рассказах об объектах горно-индустриального наследия. Первая – сугубо научная и достаточно скучная для не посвящённого во все тонкости слушателя. Вторая - откровенная халтура, безыскусно изготовленная из слухов, сплетен и весьма вольных интерпретациях каких-либо обрывочных исторических фактов. Используя низкий уровень знаний обычных посетителей, а также их неистребимую тягу к зрелищности и тайнам, желание чудес «здесь и сейчас», во многих местах начинают создавать некие исторические симуляции. Об этой весьма серьёзной, на наш взгляд, проблеме писал философ Ж.Бодрийяр:
«Мы входим здесь в мир псевдо-события, псевдо-истории, псевдо-культуры… То есть события, истории, культуры, идей, произведённых не живым опытом, противоречивым и реальным, а произведённых наподобие артефактов посредством элементов кода и технической манипуляции. Предстоящее потреблению событие отфильтровывается, дробится, перерабатывается целым индустриальным конвейером производства.»
Практически в начале фильма «Матрица» в руках Нео появляется книга этого философа. Может быть, пора уже и нам задуматься над выбором – какую капсулу выбрать, когда будет предложено? Синюю или красную? Правду или симуляцию? Этот выбор давно необходимо сделать и тем, кто говорит о культурном наследии, о памятниках прошлого. Тем, кто отвечает за эти памятники, кто водит экскурсии, кто занимается восстановлением и реконструкцией. Что мы хотим дать людям – выстраданные жизнью знания или красивую симуляцию?
Каменные кресты перед рестораном в Изборске - халтурная симуляция скудельни
Поэтому так остро и стоит вопрос - нужны ли обществу натуральные культурные и исторические объекты, стоит ли напрягаться, учиться, тратить силы и время, оберегая и сохраняя очередную груду камней, железа и дерева, или же достаточно обходиться удобными «симуляциями», подогнанными под потребности среднестатистического потребителя?
У многих эта подмена понятий не вызывает реакции отторжения. Подмена, которая по сути - воровство культурно-исторического «фундамента» - чувствуется не всеми и не сразу: разрушение привычного общества поначалу происходит незаметно, но затем лавинообразный процесс не остановить, и то, что раньше было обществом, вдруг перестаёт существовать. Причём под его развалинами окажутся все. Одних сразу убьёт, других покалечит. Но затронет всех…
Одно дело, когда создаётся что-то абсолютно новое, заявленное как некий фантаст-проект - будь то Диснейлэнд, Вотчина Деда Мороза или Средиземье Властелина Колец. Но зачем лгать в отношении реальных объектов, событий и людей? Привычка врать или нежелание узнать? Нам возразят: «Но мы не лжём, а высказываем версию, которая позволит гордиться нашим местечком и вызовет интерес к истории». Но миф имеет свои жизненные циклы. Через весьма непродолжительное время слово «версия» исчезнет и останется утверждение, а всех, кто засомневается в его правдивости, назовут манкуртами и обвинят в отсутствии патриотизма, в неуважении к прошлому, к наследию предков.
Вот примеры. Решили в Гдове изменить дату основания города и выбрали себе дату – 862 год (вместо 1431). С чего? Один раз один историк написал, что, возможно, Гдов тоже старый город, как Изборск. И этого уже достаточно, чтобы самовольно вывешивать новую, понравившуюся жителям дату. Аналогичная ситуация и с Рюриком, якобы похороненному в Кореле (Приозерске). Вырванная из одной сомнительной рукописи фраза становится основанием для установки памятника. Та же история с Александром Невским в Саблине – краеведам захотелось, чтобы именно здесь князь готовился к битве со шведами в июле 1240 года. Таких примеров можно привести много, и все они об одном – о желании притянуть за уши чужую славу и погреться в её лучах.
Памятник Александру Невскому на берегу реки Тосны
Есть и другой тип симуляции – реальный персонаж в реальном месте уже есть, осталось заинтересовать скучающую публику носителем этой славы. При этом не подтягивают публику до уровня, когда становится понятна и важна значимость персоны, нет, носителя славы опускают до уровня обывателя. В ход идут рассказы о пьянстве персонажа, распутстве, мотовстве и прочих понятных пороках. Выдумывают и увлекательные истории, которые, после проверки, оказываются чистейшей выдумкой. Этим способом порой злоупотребляют экскурсоводы.
Примеры баек и выдумок о Тулмозерском заводе
Третья форма симуляции – тотальная сакрализация чего ни попадя, когда над якобы святым местом полагается завязывать ленточки (в реальности это тряпки и рваные шнурки). Ну и четвёртая, самая изощрённая, - это изготовление муляжей на месте утраченных объектов. Скажем, была деревянная церковь, она развалилась, и на её месте сбацали новодел, но выдают за оригинал.
И чтобы уметь различать эти обманы и видеть их суть, надо знать и любить свое прошлое. И не просто знать, а понимать взаимосвязи в различных областях знаний - что наглядно демонстрируют нам как рукотворные памятники, так и памятники природы и рассказывать об этом людям. Когда на реальных сохранившихся объектах удаётся показывать примеры воплощения - в камне, металле или дереве - научных знаний прошлого, которые в обыденной жизни кажутся нам абстрактными и далекими, это может вызвать дополнительный интерес публики и повысить популярность этих объектов.
Чем сложнее сам объект, тем больше сведений из различных областей знаний в нём сконцентрировано. Порой для понимания причины возникновения конкретного объекта в конкретном месте в конкретное время надо разбираться в геологии, химии, политэкономии, истории, гидрологии, металлургии и во многих других науках.
На примере изучения Тулмозерского чугуноплавильного завода в рамках проекта «Mining Road» (Дорогой горных промыслов) мы сформулировали те вопросы, ответы на которые, на наш взгляд, позволили наиболее полно и всесторонне представить объект горно-индустриального наследия к показу для групп с различным уровнем подготовки. Мы понимаем, что не по всем объектам на эти вопросы можно найти ответы в сохранившихся документах, научных работах и воспоминаниях современников. Но стремление разобраться в литературе, участие в дискуссиях не даст объекту превратиться в закостенелый экспонат с табличкой «Руками не трогать - пыльно».
Для подготовки Тулмозерского завода к туристическому показу мы решили ограничиться сведениями из следующих областей знаний: история, геология, география, строительство, металлургия, экономика.
В упрощенном виде структура опорных вопросов выглядит так:
Сведения по истории
- Общая ситуация с развитием горно-индустриальных объектов в регионе, их связь с событиями в стране.
- Какие заводы существовали, когда и что производили.
- Основные этапы развития конкретного объекта.
- Связь событий конкретного объекта с окружающим миром.
- О личностях, связанных с историей объекта.
- О житейских особенностях - выходные, зарплата, запреты, быт, судебные дела, и т.д.
Великий Князь Петр Николаевич - один из основателей завода
Сведения по геологии
- Виды полезных ископаемых на территории, условия их залегания.
- Какие полезные ископаемые использовались как основное сырьё, какие - как дополнительное.
- Как проводились геологические разведки и исследование полезных ископаемых.
- Каково влияние различий исходного сырья на готовую продукцию.
- Как выглядят места добычи, особенности способов добычи.
Геологическая карта 1871 года
Сведения по географии
- Особенности местности и влияние рельефа, гидрологии, типа лесов, структуры дорог на объект:
- с точки зрения добычи и поставки сырья;
- с точки зрения получения и доставки топлива;
- с точки зрения реализации готовой продукции.
Сведения по архитектуре и строительству
- Какие технологии применялись на разных объектах и их принципиальное различие.
- Зависимость архитектурно-планировочных решений от технологии.
- Какие примеры построек сохранились, их назначение.
- Откуда брали стройматериалы, как строили, проблемы и сложности в использовании (кирпич, известь, дикий камень, шамотный кирпич).
- Технологическое оборудование: происхождение, какие были у него проблемы, аварии, особенности.
- Поставка топлива и особенности его обеспечения. Как получали древесный уголь, отличие его от кокса. Альтернативные варианты топлива.
Смета на большую домну завода
Сведения по экономике
- Условия в период начала работ предприятия и при его закрытии.
- Структура инвестиций, бизнес-планы (в разные периоды времени), структура себестоимости, ошибки, просчёты.
- Виды готовой продукции, рынки сбыта, бизнес-идея.
Расчет фактической себестоимости чугуна в 1900 году
Практически на все эти вопросы нами были найдены ответы в архивных документах, в научных работах и прочих источниках. Эти сведения нами были использованы в материалах, которые стали основой для обучения экскурсоводов, проводимых в рамках проекта «Mining Road».
Выявление связей с популярными объектами и личностями в разных регионах, сравнение технологий, исторических фактов с некоторыми аспектами современной жизни, возможность увидеть реальные объекты прошлого в их естественной среде, поучаствовать в раскрытии тайн прошлого – всё это становится основой экскурсионной привлекательности горно-индустриального наследия. Структурирование полученных знаний позволяет сформировать экскурсионные программы для групп с различной степенью подготовки и сфокусированных интересов. Для достижения этого проводится изучение и осмотр упоминаемых объектов на местности, поиск и анализ информации в специализированной литературе, архивах и воспоминаниях очевидцев. Иногда в ходе анализа оказывается, что сведения, содержащиеся в разных источниках, противоречат друг другу, и выяснение причинно-следственных связей требует специальных исследований, результаты которых также могут служить достаточно увлекательными сюжетами для популяризации объектов.
На наш взгляд, такой подход позволит наиболее комфортно интегрировать объект в качестве составного элемента в общую картину мира не только за счёт документально обоснованного описания самого объекта, но и предоставления широкого спектра связующих научно-популярных сведений из смежных областей знаний, с вынесением на обсуждение некоторых интерпретаций, где каждый может найти наиболее понятную для собственного восприятия трактовку событий.
Александр Потравнов
Татьяна Хмельник