УЯЗВИМОЕ ЗОДЧЕСТВО - 2

Мы привыкли гордиться церковным деревянным зодчеством нашего Северо-Запада. Все знают Кижи, кто-то вспомнит прионежские Гимреку и Щелейки, кто-то видел архангельские и вологодские церкви. Но, кроме признанных шедевров и памятников федерального значения, на реставрацию которых элементарно не хватает денег, есть и другие храмы, которые тихо погибают, сгнивая в стороне от проторенных туристических дорог.
Конечно, в Новгородчине и на Псковщине не было таких шедевров, как в более северных областях, здесь была более рациональная культура и шире использовался камень. Но и в этих краях сохранились 200 – 250-летние деревянные церкви, которые, скорее всего, уже не дождутся своих прихожан. Эти церкви порой тоже числятся памятниками культурного наследия местного значения, но, судя по всему, только на бумаге. Не нужны эти деревянные храмы никому. В одних случаях и деревень-то жилых в ближайшей округе уже нет, а в других местах строят невдалеке новые церкви, не желая возиться с восстановлением старых. Теряя эту неброскую рядовую застройку, оставляя только огламуренные и считанные образцы, мы неизбежно обедняем свою среду обитания.
Так и уходят в небытие эти старые деревянные храмы с надписями на стенах «здесь были мы» или совсем уже безнадёжным «спаси и сохрани».
ХРАМ, ПОХОЖИЙ НА БАРСКИЙ ДОМ
Покровская церковь в 2012 году
В окрестности города Сольцы, на берегу реки Шелонь, впадающей в озеро Ильмень, на старом кладбище разрушается храм Покрова Богородицы середины XVIII века. Современный вид церкви был придан в седине XIX века, когда с запада появилась галерея в стиле классицизма. Эта странная галерея кажется более присущей барскому дому, нежели храму, тем более - деревянному. В 1960-е годы церковь была закрыта. С тех пор и началось её неизбежное разрушение. От этой участи ее не спасает и статус памятника регионального значения.
Вид на церковь с северо-запада в 2012 году
Кстати, изначально фасады этой церкви (как, впрочем, и многих других) не рассчитывались на обшивку, о чём свидетельствуют не только потемневшая и потрескавшаяся поверхность брёвен, но и особое обрамление окон. О недопустимости обшивания старых бревенчатых зданий неоднократно говорил знаменитый новгородский реставратор Леонид Красноречьев, потому что от такой «защиты» вреда значительно больше, чем пользы. Но, к сожалению, мнение этого высококлассного специалиста по деревянному зодчеству часто игнорировали.
ШКОЛЬНИКИ ИСПИСАЛИ ЦЕРКОВЬ ГРАФФИТИ
Никольская церковь в 2013 году
На кладбище в селе Горнецкое в глуши Маловишерского района ещё стоит Никольская церковь, построенная в 1867 году. Внутри деревянные стены были оштукатурены и кое-где сохранилась «наивная» деревенская роспись. Уцелели рамы иконостаса, резные столбы интерьера. Но, увы, северная стена церкви начала разрушаться – брёвна вываливаются наружу. И небольшая деревянная часовенка в этом же селе также разрушается, заваливается набок.
Фреска в церкви в 2013 году
Снуют мимо этих памятников лесовозы, вывозя стволы для каких-то очень важных нужд, на огородах сажают картошку и редиску дачники. Жизнь продолжается, но как-то в стороне… Закрыли храм в 1937 году, с тех пор в нём только заезжие туристы оставляют настенные откровения. Судя по этим граффити, в советское время сюда привозили экскурсии школьников, и учителя не мешали им оставлять свои «отзывы» на штукатурке – кто выводил их мелом или углём, кто – фломастером, а кто-то и царапал ножом.
ХРАМ ОКАЗАЛСЯ В ГЛУХОМ ЛЕСУ
Тихвинская церковь в 2013 году
Давно уже нет деревни Марково Мошенского района, осталось только кладбище за нею. Только из-за кладбища и теплится кое-какая дорога по зарастающим полям и под пологом чёрного леса. От ближайшей полуобитаемой деревни, где от десятков домов два-три жилых осталось – всего три километра. Но проехать по этой дороге можно разве что на тракторе, а пройти – в резиновых сапогах. Церковь Тихвинской иконы Божьей матери не увидеть со стороны, так она заросла. И только когда подойдёшь к ней вплотную, наткнёшься вдруг на кирпичную арку ворот.
Интерьер церкви в 2013 году
Всё здесь забыто и заброшено, не то что реставраторы или историки – обычные туристы не добираются сюда. Мы даже не знаем точно, когда эта церковь была построена, потому что о ней нигде не написано. Судя по «восьмерику» - очень похоже на XVIII век. Увы, рядовой сельской храмовой деревянной застройки XVIII-XIX веков, скорее всего, совсем не останется, а ведь без неё невозможно представить, как выглядела русская деревня в прошлом. Но, может, спустя десятки лет на эту землю снова придут люди, чтобы пахать, сеять и молиться…
ОТСЮДА ПУШКИН СПИСАЛ СВОЮ «МЕТЕЛЬ»
Воскресенская церковь в 2009 году
Воскресенская церковь была построена местным помещиком И.Г. Висковатым в 1777 году недалеко от только что основанного уездного городка Новоржева. Сын Ивана Висковатого Степан, который изменил фамилию на Висковатов, стал драматургом и переводчиком, то есть был весьма образованным человеком. Возможно, именно эта семья косвенно повлияла на сюжет повести А.С. Пушкина «Метель», действие которой происходит в новоржевской глуши.
Интерьер церкви в 2012 году
По мнению местных жителей, практически каждая старая постройка в этих краях, что совсем недалеко от села Михайловского, так или иначе была использована в произведениях Пушкина. Деревня-то старая, числится в официальных списках с 1582 года. Уже толком никто и не знает, какие истории рассказывали местному барину здешние обыватели длинными вечерами во время его ссылки в Михайловское. Может, это та самая церковь, где в ночью в сильную метель венчались Бурмин и бедная Марья Гавриловна?
КАТОЛИКОВ НЕТ, А ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМ НЕ РЕМОНТИРУЮТ
Покровская церковь в 2013 году
Церковь Покрова Богородицы на старом Полоцком шоссе, ведущем от Невеля, выглядит немножко странно. И неудивительно: изначально это был католический костёл, который был построен неизвестным архитектором в конце XVIII века в стиле «деревянного белорусского барокко». Уже в XIX веке костёл переделали в православную церковь. После войны здание бывшей Покровской церкви длительное время использовался под зернохранилище, а когда не ремонтировавшееся с дореволюционных времён здание пришло в упадок, его забросили. Непривычно в этой церкви расположение алтаря – он обращен на юг.
Интерьер церкви в 2013 году
Основные разрушения начались в 2006 году, когда упали фасадные башенки и крыша основного объёма. Купол над алтарной частью пока ещё стоит, но очень плох. Деревенские бабушки, прибирающие могилки на кладбище, очень жалеют церковь, потому что ближайший действующий храм очень далеко. В то, что отреставрируют старое здание, они уже не верят.
Татьяна Хмельник
Александр Потравнов
Статья опубликована в "НВ" 20.02.2014