УЯЗВИМОЕ ЗОДЧЕСТВО - 3

Мы продолжаем знакомить читателя с храмовым деревянным зодчеством Северо-Запада. В предыдущих двух статьях рассказывалось о некоторых деревянных церквях Вологодской области, и о примерах гибнущих храмов Псковской и Новгородской областей, которые не будут восстановлены. Сегодня речь пойдёт об охраняемых объектах.
Многие из деревянных церквей нашего региона числятся памятниками архитектуры, многие имеют статус объекта федерального значения. То есть ценность этих построек неоспорима и они охраняются государством, что должно обеспечить им должный уход и своевременную реставрацию. Десятки лучших архитекторов-реставраторов из Петербурга и областных центров неоднократно осматривали старые храмы, вели фотофиксацию, делали обмеры, составляли планы необходимых работ. Но, к сожалению, очень многое из перечисленного скрупулёзно делалось только в советское время. Сейчас категорически не хватает денег, а в последние годы – и грамотных специалистов.
Нынче более-менее под присмотром только те деревянные храмы, которые оказались в составе музеев-заповедников или музеев деревянного зодчества. В тех же Кижах, кроме знаменитой и несчастной Преображенской церкви, которую никак не могут до конца восстановить, потому что проект очень спорный и не всех устраивает, есть ещё несколько храмов, перевезённых из разных мест Заонежья. Есть чудесные образцы в музеях деревянного зодчества «Малые Корелы» под Архангельском, «Семёнково» под Вологдой, «Витославлицы» под Новгородом. Да, многие деятели культуры неоднократно ломали копья по поводу того, можно ли изымать из живой среды, из ландшафтно-исторического контекста здание и перемещать его в среду совершенно другую. Некоторые говорили даже о «чучелизации» музеев, искусственности таких собраний архитектуры. Но церкви остаются целыми! А на местности они часто гибнут – где от огня, где просто от ветхости. Немногие знают, что странная для Петербурга новодельная церковь в Невском Лесопарке – на самом деле полная копия храма в деревне Анхимово под Вытегрой. Там храм сгорел в 1960-е годы – здесь он стоит. А ведь он был по архитектуре старшим братом Преображенского собора из Кижей!
ЦЕРКОВНЫЕ «НЕБЕСА» НУЖНО ПОДДЕРЖИВАТЬ
Никольская церковь (1696) в Согиницах (фото 2012 года)
У порожистой реки Важинки, которая течёт в Свирь, стоит ансамбль Согиницкого погоста – две церкви и колокольня. Одна церковка помладше, не очень интересная, но та, что постарше (1696 года постройки) – Никольская с колокольней – просто загляденье. Традиционная для нашего севера, с шатровым коническим верхом, она очень красива и внутри – сохранились резные раскрашенные столбы, поддерживающие потолок – «небеса». Увы, от всего богатства интерьера за колхозный период практически ничего не осталось – окрестные жители растаскали иконы, ободрали стены. Да и креста на луковке давно нет. Но не это самое страшное. А страшное – это поведение нижних венцов сруба и церкви, и колокольни. Старое дерево трескается, его пожирают жучки, оставляя в толстых брёвнах трухлявые дыры. Кроме того, поставленная для красоты на край берега церковь проседает – вместе с самим берегом, который подмывается каждым половодьем. Менять бы надо нижние венцы, причём срочно. Но денег на это не выделяется, да и той знаменитой тихвинской группы плотников-реставраторов, которые когда-то славились на весь восток Ленобласти, давно нет. Какие-то плотники, конечно, есть, но уровень их мастерства не позволяет доверить им такое сложное дело, как работа с федеральным объектом.
СГОРЕВШИЕ ХРАМЫ БУДУТ ВОССТАНАВЛИВАТЬ
Ансамбль Лядинского погоста в марте 2013 года
Эта фотография – уже архивная, хотя ей меньше года. Знаменитый Лядинский погост, стоящий на дороге из карельского Пудожа в архангельский Каргополь, на две трети сгорел за один день 5 мая. Архангельская охрана памятников плакала крупными слезами, потому что таких деревянных ансамблей из трёх зданий – две церкви и колокольня – на местности осталось очень мало. Трагедия разыгралась среди бела дня на глазах всей большой деревни. Это была первая весенняя гроза, молния ударила в главку Покрово-Власьевской церкви (1761 года постройки), а молниеотвод не справился с зарядом. Одни говорят, что проволока была слишком тоненькой, другие – что она вовсе не касалась земли. Люди ничего не могли поделать – лестницы пожарных, которые приехали из Кенозерского национального парка, не хватало до горящего купола. Успели только вынести иконы. Ну а дальше огонь очень быстро распространился по сухому дереву и перекинулся на колокольню. Уцелела только вторая церковь – которая чуть подальше стоит. А ведь плотники уже заканчивали реставрацию Богоявленской церкви (1793 года постройки) и погост должен был вскоре открыться как филиал Каргопольского музея!
Богоявленская церковь (1793) во время реставрации (фото 2011 года)
После пережитого шока всё-таки было принято решение восстанавливать сгоревшие здания, хотя поначалу в Архангельске считали, что можно обойтись «муляжом» и табличкой «здесь был памятник федерального значения».
НА ДОРОГЕ, НО БЕЗ ПРИСМОТРА
Ансамбль Гиморецкого погоста (1696) (фото 2014 года)
Две соседних подпорожских деревни Гимрека и Щелейки на берегу Онежского озера известны каждому северо-западному реставратору. Ведь в обеих деревнях стоит по великолепному памятнику деревянного зодчества. Гиморецкий погост находится немного в стороне от деревни, на горке, куда не во всякую погоду можно подъехать. Это и хорошо, и плохо. Хорошо – что лишний народ мимо не бродит, окурки не кидает. Плохо – если этот лишний народ туда всё-таки подобрался и что-то сотворил, это в деревне увидят не сразу. Вот нынешней зимой выпали стёкла в окнах церкви 1695 года постройки – «гуляют» заплатки из брёвен в местах когда-то растёсанных окон. Сюда даже привозят экскурсии, иногда проводят богослужения, но в остальное время храм закрыт, его можно обойти вокруг, зайдя на территорию кладбище через ажурные деревянные ворота. А Дмитриевская церковь (1783 года пострйоки) в соседних Щелейках, наоборот, стоит посреди деревни, поэтому внимания ей уделяется как будто больше.
Дмитриевская церковь (1783) в Щелейках (фоото 2014 года)
Увы, это никак не сказывается на её состоянии - невооружённым глазом видно, что памятник федерального значения гниёт и разваливается, отчаянно нуждаясь в немедленном восстановлении. Знаменитый реставратор Марк Коляда из «Спецпроектреставрации» лично возился с каждой из наших деревянных церквей, но сейчас в свои нечастые наезды на территорию (денег не выделяют даже на мониторинг!) он может только фиксировать утраты. Например, полную негодность кровли старого здания.
ДЕРЕВНЯ ПРОПАЛА, ЦЕРКОВЬ ОСТАЛАСЬ
Георгиевская церковь (1540-е) в Юксовичах (фото 2013 года)
Нет такой деревни в Подпорожском районе – Юксовичи. Вместо этого старинного названия на карте и на дорожном указателе красуется безликое «Родионово». Поэтому многие туристы бывают сбиты с толку таким топонимическим казусом: ищут знаменитую церковь 1540-годов постройки в Юксовичах и не могут найти. А она стоит на самом берегу Юксовского озера, к счастью, ещё не переименованного. Многие источники утверждают, что построена Георгиевская церковь в 1490-х годах, но это ошибка, которая легко обнаруживается при изучении документов. Впрочем, для такого старого здания каких-то полвека особой роли уже не играют. Церковь ещё в XIX веке обшили, как это было принято по тогдашней моде, поэтому она, конечно, сейчас выглядит не совсем так, как задумывали безвестные зодчие сотни лет назад. Но всё равно храм чудо как хорош, особенно со стороны высокого резного крыльца, обращённого к озеру. Старое здание не портит даже страшноватая изба, построенная для регулярных богослужений чуть в стороне. А вот что портит – это состояние нижних венцов храма, пребывающих под обшивкой в ужасном состоянии. И то, что их не видно снаружи, вовсе не отменяет необходимости их срочной реставрации.
ЛИЧНАЯ ЦЕРКОВЬ ИМПЕРАТОРА
Алтарная часть церкви (фото 2010 года)
Церковь Святого Петра на курорте Марциальные Воды к северу от Петрозаводска – совершенно особенная. Построенная в 1721 году по личному указанию Петра Первого и, как говорят, на основании его собственных чертежей, она мало похожа на православный храм. Как снаружи, так и внутри. Таких крестообразных в плане церквей с башенкой и большими алтарными окнами в нашем деревянном зодчестве просто нет, это, скорее, дань архитектуре протестантских церквей, которые до сих пор сохранились, например, в Швеции. Император как раз хотел подчеркнуть своё западничество, поэтому и взял подобный образец за пример. Внутри храм не менее затейливый. Там стоят голландские чугунные печки, деревянные ангелы – абсолютно западного вида херувимы, а иконы меньше всего соответствуют православной традиции – они напоминают протестантские же росписи. В них допущены разнообразные вольности, например, за спиной Святого Петра маячит военный корабль с триколором, а сам святой выронил из рук ключи от рая.
Святой Петр и кораблик с российским флагом (фото 2010 года)
Планировка зала для богослужений тоже необычная – здесь можно в углу и сидеть, а не только стоять, считается, что сидячие места были рассчитаны на больных, приехавших лечиться на Марциальные Воды. Одно время православные иерархи даже отказывались служить в этом храме, поскольку считали его недостаточно ортодоксальным. И поскольку церковь эта – единственная в своём роде, она тоже нуждается в особом уходе. Увы, проблемы здесь, как и везде, - недостаток федерального финансирования, поскольку нынче санаторий сам перестал быть зажиточным. И хотя храм весьма посещаем и туристами, и пациентами санатория, но определённая запущенность, особенно снаружи, хорошо видна.
Татьяна Хмельник
Александр Потравнов