УЯЗВИМОЕ ЗОДЧЕСТВО-4

    Это уже четвертая статья из серии о деревянных церквях Северо-Запада. Каждая статья у нас посвящена определенной группе храмов  -  здесь рассказывалось о церквях Вологодской области, в этой статье мы приводили примеры гибнущих храмов, которые не будут восстановлены, а в этой статье перечислялись памятники федерального значения. Сегодня речь пойдёт о деревянных храмах Ленинградской области, нуждающихся в реставрации.
     Считается, что деревянное здание построить легче, чем каменное. Тяп-ляп – и готово. Так делают сейчас. Но лет двести-триста назад к деревянному строительству предъявлялась жёсткие требования, оттого и здания эти стоят до сих пор. Скажем, заготавливать строевой лес полагалось только зимой, а работать с ним – только топором, без всяких пил. Топор закрывал капилляры в свежем дереве, поэтому оно меньше подвергалось гниению, а пила эти капилляры рвала. Не принято было обшивать деревянные здания, такая мода повелась только ближе к концу XIX века, и как показало время, такая политика оказалась губительной. Многие старые здания просто гниют и повреждаются жуками-древоточцами под обшивкой, и когда это становится заметно, часто бывает уже поздно, хорошо, если успевают заменить повреждённые старые венцы.
    На территории современной Ленинградской области деревянных церквей когда-то было достаточно, особенно в тех местностях, где дерево было дешевле кирпича или природного камня. Но до наших дней дошли считанные образцы, а из них пребывают в приличном состоянии – уж совсем единицы. Среди хорошо сохранившихся и используемых по назначению, а не пустующих, наверное, самая интересная – Успения Пресвятой Богородицы в селе Городец на Киевском шоссе. Кто ездит за Лугу, тот должен знать этот храм – он стоит у самой дороги на холме-городище. Построенная в 1844 году, церковь эта была закрыта только на несколько лет – с 1937 по 1941 год, а усилиями реставраторов, епархии и местной власти она приведена в полнейший порядок. Простенькая, поставленная «кораблём» (то есть все её части следуют друг за другом, не выпирая вбок), тем не менее, она чрезвычайно украшает придорожный ландшафт. Таких благостных примеров на область – всего два: Городец и подпорожские Важины. Остальные исторические деревянные церкви частью заброшены, частью содержатся очень бедно, а некоторые отремонтированы кое-как с искажением облика.

ГДЕ НЕТ ДОРОГ, ТАМ ЩУПАЮТ ГОЛОВЫ

 

Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Шупоголово

      До маленькой деревни Щупоголово на Оредеже ещё надо умудриться добраться. Всего несколько километров отделяют её от большого посёлка и железнодорожной станции Торковичи, но отсюда дороги нет, только пешеходная тропа. Ехать придётся в обход – через посёлок Оредеж, что на другом берегу реки, ибо мост здесь построен только железнодорожный, таковы были причуды дорожной сети при советской власти в этом весьма населённом краю. А тропа от Торковичей в Щупоголово сохранилась неслучайно – с советских же времён старушки привыкли ходить в щупоголовскую церковь, ибо в промышленных Торковичах вместо церкви был клуб и сельпо. Ходят до сих пор – и носят монетки к каменному кресту за алтарём церкви.

 

Каменный крест в Щупоголово

      Ходят и с того берега Оредежа – по мосткам, проложенным через болотистую пойму. Церковка эта маленькая и может показаться даже невзрачной. Она полностью скрадывается деревьями, разросшимися на старом кладбище. Но если представить себе, что заросли не такие густые, то здание будет видно и из деревни, и с дороги. Оно очень простое в плане, но на редкость пропорциональное, ладное, с маленькими аккуратными окошками. Конечно, и металл единственной главки и кровли колокольни, и брёвна сруба очень стары и нуждаются в срочной замене. Историки архитектуры полагают, что церковь эта была прежде часовней, а часовня-то поставлена аж в XVI веке в связи с событиями Ливонской войны. Надо бы сделать анализ брёвен сруба, обшитого досками в 1905 году, да объявить здание памятником федерального значения, но сейчас областное культурно-охранное ведомство, и прежде не страдавшее излишней расторопностью, и вовсе впало в стагнацию и совершенно не намерено обзаводиться новыми памятниками, означающими для чиновников только головную боль. Кстати, о голове: по мнению этнографов, название деревни могло произойти от уцелевших после набегов опричнины крестьян, которые щупали свои головы, радуясь, что они остались на плечах.

КЛАССИЦИЗМ БЫЛ ЗАПРЕЩЁН ПАТРИОТАМИ

 

Спасская церковь в Сяберо

     Большая деревня Сяберо стоит на одноимённом озере в Лужском районе. Места эти известны как очень грибные, ягодные и рыбные – озерки, речки и бесконечные густые леса тянутся здесь до соседней Псковщины и дальше. Только с дорогами проблемы. Было две дороги – одна через торфяной посёлок Волошово на Киевское шоссе, а другая – на север, выходя на Осьминский тракт. И если по первой можно кое-как проехать по битому асфальту, то второй путь, особенно в его конце, полностью уничтожен лесовозами. С лесом здесь до сих пор неплохо, ещё не весь вырубили. Поэтому неудивительно, что Спасская церковь в Сяберо в середине XIX века построили именно из дерева. Это здание – не первое здесь, храм обновляли по мере обветшания, а когда-то тут был целый монастырь. Автор проекта – губернский архитектор Пётр Лукашевич (кстати, построивший и церковь в Городце). Лукашевич хотел вначале возвести классическое здание, но тут подоспело указание главного российского храмостроителя профессора Константина Тона, который требовал от западных образцов отказаться. Вероятно, Лукашевич переделывал проект на ходу, отчего во внешнем облике церкви есть некоторая двусмысленность и негармоничность – на классическое «туловище» посадили «патриотичное» пятиглавие.

 

Следы классицизма в Спасской церкви

    Но именно эта и некоторые другие особенности делают сяберскую церковь любопытным образчиком переходного стиля, которых осталось мало, а в деревянном зодчестве – и вовсе считанные примеры. Сейчас церковь, переданная в 1995 году епархии, отремонтирована, но не отреставрирована – всё-таки при ремонте и реставрации преследуются несколько разные цели и работа ведётся разными методами, материалами и специалистами.

КЕРАМИЧЕСКИЙ ИКОНОСТАС ДЕРЕВЯННОГО ХРАМА

 

Церковь Михаила Архангела в Алеховщине

     Лодейнопольское село Алёховщина – до сих пор большое, несмотря на развал колхозного строя и массовый отток народа из деревни в город. Разделённое рекой Оять на две части, село это, кроме традиционных вепсских изб, известно и церковью Михаила Архангела. Хотя село оказалось между двумя действующими и активно развивающимися монастырями – Тервеничским и Введено-Оятским – Михаило-Архангельская церковь тоже весьма посещаема, хотя она стоит на дальней улице и приходится поплутать в её поисках. Построенная в 1730 году, она неплохо сохранилась для своего возраста, даже если отвлечься от вездесущей обшивки. В XIX веке была просто мания обшивать бревенчатые здания, особенно храмы. Конечно, здание нуждается в грамотной реставрации и постоянном мониторинге, но церковь не бесхозная, там постоянно проходят богослужения, поэтому если что-то не так с крышей или с полом, это замечают быстро. Поставлен храм таким же «кораблём», как и храм в Городце, зарос могучими кладбищенскими ёлками, но главное у него – внутри. Алёховщинский иконостас… керамический! Это странно только на первый взгляд – ведь Алёховщина исстари живёт керамикой, здесь очень хорошие гончарные глины, и местные жители – и кустарно, и в составе предприятия «Оятская керамика» - делали и посуду, и игрушки. Так отчего же не сделать иконостас для родной церкви? К сожалению, сейчас предприятие, кормившее село много лет, сгорело и только отдельные мастера продолжают что-то лепить. Но есть надежда, что подрастут дети, которые занимаются в кружке керамики при местном клубе, и сумеют возродить промысел. Они ведь видят чудесный иконостас и знают, что он сделан руками их предков.

ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖДЁТ ЧУДА

 

Никольская церквоь в Доможирово

    На современной карте есть большая деревня Доможирово – она стоит у пересечения Мурманским шоссе реки Оять. Но не все знают, что деревня эта собрана из маленьких исторических деревушек, каждая из которых имела своё имя. Поэтому когда люди ищут деревянную Никольскую церковь в деревне Пономарёво и не могут её найти, им невдомёк, что Пономарёво – это часть Доможирова. Спрашивать дорогу нужно у людей постарше, молодые таких тонкостей не знают. Да, там даже две церкви, но большая каменная полуразрушена, а маленькая деревянная уж совсем негламурная, хотя признана памятником федерального значения. Хоть она и действует, но народ туда не валит, даже венчаться-креститься предпочитают в ближайшем Введено-Оятском монастыре, там блестящий новодел. Трудно сказать, какие перспективы у каменной Смоленской церкви, хотя её в последние годы усердно чинят, а вот за Никольской «деревяшкой» 1799 года постройки и вовсе присмотр довольно условный. На двери надпись краской: «Памятник архитектуры. Повреждение карается законом» - несмотря на грозный тон, надпись выглядит как жалкая просьба: буквы её стёрлись, сама дверь крайне обветшала, да и какой тут закон, если по деревенской улице не во всякую погоду можно проехать. Когда-то эту церковь реставрировали, но это было давно, и теперь гнилые брёвна местами можно проткнуть пальцем. При этом церковь считается тёплой – то есть оборудована печками. Когда в заречной деревне Турыгино каменная Знаменская церковь стояла без отопления, всех посылали сюда, в Пономарёво – греться у старых стен и возносить молитвы к почерневшему потолку. И часть просьб к высшим силам – о немедленной реставрации старой церкви.

КИРХА СТАЛА ЖИЛЫМ ДОМОМ

 

Бывшая кирха в Дружной Горке

    Дружная Горка – это не деревня, не село, а посёлок. Так называются поселения, которые образуются возле предприятия, на большой дороге или у станции. Здесь, к югу от Гатчины, был создан и успешно работал стекольный завод Ивана Риттинга, потомка голландских переселенцев. Завод «Дружная Горка» формально существует до сих пор, но из-за чехарды с руководством в смутное время он попал в плохие руки и стал неконкурентоспособен. Работали на заводе люди разных вероисповеданий и национальностей, даже китайцы – они заготавливали дрова, а потом и торф для заводских печей. Но если простыми рабочими служили в основном русские люди, то специалисты оказались в основном из немцев. Для православных в соседнем селе Орлино была открыта Спасо-Преображенская церковь, существующая до сих пор, правда, в обезображенном после ремонта виде. Католики отправлялись в соседнее поместье князя Витгенштейна Дружноселье – там стоит костёл святой Стефаниды. Ну а лютеране, занимавшие ключевые позиции в администрации завода, построили себе деревянную кирху прямо напротив очень красивого здания заводоуправления, которое, увы, сгорело во время перестройки. А кирха стоит себе почти целая. Поскольку с лютеранами здесь уже много десятилетий как покончено, её давно переделали сначала под начальную школу, потом под жильё. Тот, кто не знает, что это церковь, может решить, что это такой симпатичный модерновый домик, похожий на дачи петербургских окрестностей. Конечно, он нуждается в немедленном ремонте. Люди, которые живут в кирхе, поддерживают её по мере своих сил и способностей, но здание уже начало расползаться по швам. На излёте советской власти кирху хотели расселить и дать людям более комфортное жильё, но этого не получилось тогда и вряд ли получится в ближайшее время. Жильцов, конечно, жалко, но здание тоже – если оно окажется пустым, его могут поджечь в любой момент.

Татьяна Хмельник
Александр Потравнов