ВОДЫ МАРСА ПОДНИМУТ ГЕМОГЛОБИН
СТАРЕЙШИЙ РОССИЙСКИЙ КУРОРТ ИСПЫТЫВАЕТ НА СЕБЕ И МИНУСЫ, И ПЛЮСЫ КРИЗИСА
Что такое курорт в нашем понимании? Как минимум – Пятигорск. Как максимум – Баден-Баден. Или, на худой конец, Карловы Вары. А ведь у нас в Карелии есть свои Карловы Вары – по составу воды именно с этим курортом можно сравнить знаменитые некогда Марциальные Воды, лежащие возле не менее знаменитого водопада Кивач.
Ещё не так давно назад курорт оставлял довольно странное впечатление. Побывавшие на нем люди рассказывали о прекрасных врачах, о замечательной воде, о великолепной грязи, о красотах карельской природы со скалами, озерами и водопадами – и в то же время сетовали на некомфортные номера, отсутствие какой-либо инфраструктуры, плохую связь с Петрозаводском как с крупным железнодорожным узлом и не менее скверную связь телефонную. Про шоссе, ведущее мимо курорта в сторону Медвежьегорска, и вовсе не высказывались прилично.
По словам директора курорта Николая Федорова, мотающегося между офисом в Петрозаводске и Марциальными Водами, стали жить они прилично «всего пятилетку назад»:
- Мы провели фактически реконструкцию санатория. С тех пор стараемся поддерживать всю инфраструктуру на должном уровне.
Разумеется, как только на курорте завелись удобства, возле него начали толочься личности, которые хотели бы распорядиться всем этим богатством по-хозяйски. Но Марциальные Воды – это профсоюзное заведение, и так просто карельские профсоюзы и Минздрав с нормально работающим курортом расставаться не желают. Рядом с комплексом Марциальных Вод выстроили «курорт», как написано на вывеске, Дворцы – лечат заболевания органов движения. Воды те же, грязи те же. А обслуживание?
Николай Фёдоров сразу нервничает, когда его спрашивают о Дворцах, тем более когда натыкается в сети на негативные отзывы о работе соседей (за водой ходить далеко, номера тесные, холодные, темные, кормят плохо, хамят, за экскурсии втридорога дерут):
- Это никакой не курорт! Курорт – это мы! А там просто санаторий, хотя, с моей точки зрения, я его даже санаторием не назвал бы. Просто что-то типа базы отдыха. Курорт – это когда человека лечат, а не просто свежим воздухом дают подышать! Просто к ним легче попасть - у нас заполненность с верхом, недостатка в пациентах у нас нет. Скажем, летом все с детьми, зимой приезжают пожилые, кто летом на даче надрывается, вот к зиме у них здоровье и начинает шалить. У нас всего 500 коек, а надо бы еще триста. Есть у нас один недострой и министерство строительства Карелии как будто берется его завершить. Слишком мало и наше реабилитационное отделение для людей после травм и ранений. Кстати, именно такие отделения были бы востребованы на других курортах, у нас так много травмированных молодых людей, которым еще жить и жить. А ездят к нам не только со всей России, но и из бывшего Советского Союза: достаточно почитать «граффити» на стенах павильонов: география от Крыма до Казани. Стены разрисовывать негоже, но, с другой стороны, это и реклама нам.
Курорт по сути играет роль «градообразующего предприятия»: весь поселок Марциальные Воды, вся его инфраструктура и коммуникации завязаны на курорт. Он и дорогу зимой чистит, и автобусы содержит, на которых людей подвозят из Петрозаводска, они же служат для экскурсий по окрестностям. Кризис отразился на работе курорта двояко: с одной стороны, люди стараются экономить на всём – в основном на экскурсиях и прочих нелечебных удовольствиях, а с другой – именно сейчас народ понял прелести «внутреннего туризма» и просто попёр в Марциальные Воды. Вот тут недостаток коек, конечно, и скажется, впрочем, если кризис затянется, то и новые корпуса уже поспеют.
Вода курорта – его главное богатство. Николай Федоров ею гордится так, будто он сам нашел эти месторождения, хотя сделал это, разумеется, другой:
- Известно, что нашел случайно эти родники рабочий медного завода карел Рябоев – искал по заданию мастера руду в окрестностях при Петре I. Был он хворый мужик, попил из «ржавых родников» и здоров стал. Конечно, это похоже на легенду, но за ее правдивость говорят два факта. Во-первых, Рябоев специальным указом за нахождение вод освобожден был от налогов – это известный документ. Во-вторых, к нам приезжали такие ослабленные долгой болезнью люди, такие изнуренные – и через неделю у них гемоглобин значительно повышался!
Вода эта содержит много железа, от этого и назвали курорт, который стал обустраивать личный врач Петра I Лаврентий Блюментрост, Марциальными Водами – от имени бога войны Марс, который носил железные доспехи. В далеком 1722 году по личному проекту Великого Петра, рядом с источниками построили сохранившуюся до наших времен церковь.
Когда стоишь возле павильона, из которого течет вода (всего таких павильонов пять – и везде разный состав воды), то кажется, что умываешься в туалете железнодорожного вагона – так шибает каким-то особым запахом, хотя врачи говорят, будто вода эта не пахнет. Но хранится она совсем недолго – уже через 4 часа железо выпадает в осадок и мы получаем просто ржавую жидкость. Несмотря на это, возле родников всегда стоят машины, а их владельцы трудолюбиво наполняют «марциальной» водой огромные канистры. Но отравиться даже «ржавой» водой из источников нельзя: она с 1964 года несколько раз в сутки проверяется на соответствие лечебным и санитарным нормам. Рядом чистейшее озеро, куда и текут эти воды, а вся территория курорта является заповедной – даже очистные курорта и поселка выведены за водораздел, чтобы, если что, грязь вода слилась бы совсем в другую сторону.
Татьяна Хмельник
Врезка
А вот в гостевой книге санатория Хилово, что в Порховском районе Псковской области, люди оставляют такие записи (курорт назван санаторием, но это ошибка гостя):
Классный санаторий с нормальным персоналом загибается просто на глазах! Как классно в санатории было раньше и что стало сейчас! Персонал сам то и дело просит, чтобы хоть кто-нибудь прислал в санаторий нормальную проверку! Выводы делайте сами! Если раньше, уезжая из Хилова, я точно знал, что на следующий год я приеду туда снова, то в этом году у меня закрались большие сомнения. Боюсь, что такими темпами лет через пять санаторий загнется совсем. Деньги моют - это точно!
Врезка
По определению, курортом может считаться только освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. На Северо-Западе существуют всего четыре курорта: карельские Марциальные Воды, новгородская Старая Русса, псковское Хилово и наш Сестрорецк. Остальные лечебно-оздоровительные заведения – это санатории.