ВОЛОДАРСКИЙ ДОЛЖЕН БЫТЬ РАЗРУШЕН?








Фермы Володарского моста (всего фотографий: 7)

ПОСЛЕДНИЙ ПРИЮТ ФЕРМЫ ПЕРВОГО ЛЕНИНГРАДСКОГО МОСТА НАШЛИ В ПРИГОРОДНОМ РЕПЕЙНИКЕ
Вы когда-нибудь видели мост вдоль реки, а не поперек? Мы знаем такое местечко. Это совсем недалеко, едва-едва за чертой города. Поехали.

МОСТ ВДОЛЬ РЕКИ
    История эта началась с обычной поездки в Невский лесопарк. Когда-то на его месте находилась усадьба Зиновьева Богословка, а в ней красовался деревянный дворец, построенная в 1820-х годах Викентием Беретти и разобранный по непонятной причине в 1960-е годы. Поскольку от усадьбы практически ничего не осталось, мы остановились на берегу Невы, чтобы полюбоваться проплывавшими мимо теплоходами. Мы вообще-то собирались посмотреть на копию церкви Покрова Пресвятой Богородицы, оригинал которой был построен на Вытегорском погосте в 1708 году. Эта церковь и стала прототипом знаменитой Преображенской церкви в Кижах, возведенной, вполне возможно, той же бригадой мастеров. Настоящая Покровская церковь сгорела только в 1963 году, будучи известной только специалистам. Вот таким необычным образом, в одном месте переплелись различные судьбы уничтоженных в одно время архитектурных объектов.
   Рассуждая о бренности, тем временем мы вдруг увидели объект, явно не столько красивый, как дворец или церковь, но очень странный. Это были большие полукруглые фермы моста, стоявшие… вдоль Невы. Мы тщетно попытались припомнить, через какую речку переброшен этот мост и как нам удалось проехать по нему незаметно.
Стало интересно. С дороги на поселок Свердлова эти фермы не видны, мы проскочили до кольцевой, развернулись и решили методично заезжать в каждый проулок, чтобы добраться до них. Повезло далеко не сразу, поскольку местная береговая застройка поселка Новосаратовка не дает никакого шанса не только выйти к Неве, но и даже просто оглядеться. Наконец увидели. Кое-как припарковались на узкой улице и пошли искать нужную нам дорогу. Дороги не было, зато была дырка в сетчатом заборе, за нею – очень даже утоптанная тропа, уводившая в кусты. Фермы были рядом – бетонные, громадные, с остатками фонарей.

Ферма Володарского моста

   Подойти к ним от тропинки было невозможно: репейник и бурьян сменился оврагом, превращенным в помойку. Но уже отчетливо было видно, что это именно остатки старого моста, лежащие на земле, без опор. Две фермы длиной почти по 100 метров покоятся рядом, бок о бок. Стали искать способ продраться к ним. Спустились по тропинке к Неве и обнаружили целый причал с гигантскими понтонами чуть ли не из корабельной брони. На боку одного из них читалась полустертая надпись «Мостострой 6». На понтонах уютно расположились рыбаки, которым нисколько не мешал мерзкий скрежет старого железа. Видимо, тропинка была рыбацкой. От причала фермы были видны отчетливо и стало понятно, что именно по воде их сюда привезли, более того: этот причал с понтонами предназначался для перегрузки моста на берег.

Понтоны и причал для перевозки ферм моста

    Глядя на монструозные вблизи бетонные фермы, мы стали мучительно вспоминать – где мы это видели. Из последних реконструкций такого крупного масштаба в памяти был только Володарский мост. Смутные картины почти двадцатилетней давности не давали четкого изображения из прошлого. Ладно, решили мы, посмотрим, а что это за диковина - узнаем позже. С воды легко можно было найти все подходы и под мост, и на него. Мощные железобетонные конструкции лежали среди кустов и репейника, и не верилось – если и это и вправду Володарский мост, - что когда-то по ним ездили трамваи, машины, ходили люди. Сразу вспомнились фильмы-катастрофы про заброшенные базы, заводы, вымершие города. Залезть на арки ферм оказалось не так просто, но возможно.

На фермах моста

   Это очень захватывает – быть на верху гигантской арки, где сразу чувствуется ветер и кажется такой узкой бетонная дорожка, дугой уходящая к земле. Хорошо, что не было дождя, не говоря уже о снеге, тогда пришлось бы отказаться от попытки залезть наверх, поскольку сделать это мог бы только сумасшедший или настоящий самоубийца.


ПЕРВЫЙ И ПОСЛЕДНИЙ
    Вернувшись в город, мы полезли в вездесущий Интернет. Оказалось, что действительно на берегу Невы в поселке Новосаратовке на территории Всеволожского района лежат фермы моста имени Володарского. Интересна сама история этого моста. Он был построен в 1932-1936 годах. Именно тогда развитие Ленинграда предусматривалось в южном направлении, необходимо было создать новый мост через Неву для планировавшейся уже тогда кольцевой магистрали вокруг города. Решение этой задачи было возложено на опытного мостостроителя Г.П. Передерия. В то время был расцвет новых форм и подходов как в архитектуре, так и в применениях новых технологий. Строительство нового моста не могло остаться в стороне от этих веяний времени. Использование облика моста Петра Великого в новом духе конструктивизма, с применением передовых технологий был воспринят словно вызов прошлому. В этом проекте использовалось множество новых, революционных идей мостостроения, основой конструкции были гибкие железобетонные арки. Их выполнили из трубчатой арматуры – металлические трубы заполняли бетоном. Разводные пролеты были стальные, где в сопряжении элементов впервые была применена электросварка. Впервые была использована схема движения, когда поток транспорта по набережной проходил под мостом, таким образом, избегли перекрестка. Также была необычна и организация работ: арочные железобетонные элементы моста был изготовлены в другом месте, их доставили на специальных понтонах к месту установки. А размер каждой из этих ферм весьма внушителен – длина 101 метр, ширина 27,4 метра, при весе более 4000 тонн.

Володарский мост в г.Ленинграде

   Во время войны этот мост использовался и как железнодорожный, поскольку в нашей стране колея трамвайных путей соответствует железнодорожным габаритам. С тех пор прошло много времени, нагрузки возрастали, новых мостов почти не строили. В 1970-71 годах провели первый ремонт моста, а в 1985 году после небольшой аварии инженеры посчитали, что и напряжение в металле появилась, и пропускная способность старого моста уже не отвечала потребностям города. В 1986 году начали строительство нового моста и в 1993 году он был открыт для движения.

Реконструкция Володарского моста

    Вот такие сведения нам удалось найти довольно быстро. Но вопрос остался: а почему фермы старого моста лежат в Новосаратовке на берегу, это была какая то специальная задумка?

4 ТЫСЯЧИ ТОНН И 60 СОТОК «СТРОИТЕЛЬНОГО МУСОРА»
   В администрации муниципального образования «Свердловское городское поселение» только руками разводят. Чиновникам самим интересно, почему на земле поселка лежат эти бесхозные фермы. Как нам было сказано, в свое время – при вывозе моста, а было это не позднее начала 90-х годов, - Всеволожский район предоставил временное убежище «строительному мусору». Эти «остатки» очень мешают: более 40 соток земли на берегу Невы, по словам представителя отдела по архитектуре и строительству, занято старым мостом. Правда, мы посчитали – чиновники ошибаются соток на двадцать: сами две фермы занимают около 50 соток, плюс подходы к ним, ограждение – наберется около 60 соток земли.

Сегодня фермы моста  - это только земля и бетон

   При этом только официальная кадастровая стоимость участка на сегодняшний день тянет более чем на 2 миллиона рублей, а уж какая здесь цена коммерческая! Достаточно посмотреть, что за «домики» в три этажа выстроены по всей Новосаратовке.
    Мостовики тоже не очень-то расщедрились на сведения. В ГУП «Мостотрест» мы добрались до заместителя директора Андрея Кочина, который заявил, что на балансе их организации эти фермы не числятся, у них учтены все действующие мосты. Может, в Дирекции транспортного строительства знают, кому принадлежат эти остатки моста, раз уж они выступали в роли заказчика работ по реконструкции моста? Но и там ответ мы не получили: архивы это учреждение не хранит, персонал давно весь сменился. Мостоотряд № 6, который выполнял работы по демонтажу конструкций моста и их транспортировке в Новосаратовку, также не знает, почему туда отвезли, кто принял решение и кому это принадлежит: «Нам заказали вывезти, определили место, мы и вывезли. Большего мы не касались».

Буксировка ферм моста по Неве

   Иногда в разговорах звучали предположения, что в то время главное было вывезти старые фермы в сторонку, с глаз долой, для дальнейшей разборки. Причем разобрать эти конструкции очень сложно, они до сих пор очень прочные. Про старый мост все дружно забыли в течение лихих 90-х, когда у страны и у людей были совсем другие цели и задачи. А сегодня складывается такое впечатление, что никто не хочет говорить об этой истории, словно это некий укор из прошлого.
Вот такое получается чудо – лежат фермы уникального железобетонного моста, памятника конструктивизма, на практически золотой земле, и никому они не принадлежат, никто за них не отвечает и никто не знает, что и как с ними делать. Может, у кого-то будут дельные предложения?

Татьяна Хмельник, Александр Потравнов