ВСЕ НА БРОКЕН, ВСЕ НА ШАБАШ!

     Есть в Германии милое местечко, где к Первомаю все деревни уставлены и увешаны изображениями ведьм на помеле и без него. Ведь кому Первомай, а кому и Вальпургиева ночь, они совпадают по срокам.

 

Реклама Вальпургиевой ночи в замке Wernigerode

     Один из самых драматических эпизодов «Фауста» Гёте происходит на горе Брокен, куда Фауст отправился на шабаш ведьм.
Путь лежит по плоскогорью,
Нас встречает неизвестность.
Это край фантасмагорий,
Очарованная местность.
Глубже в горы, глубже в горы!..
    Так Борис Пастернак «увидел» эту гору, переводя «Фауста». При этом Брокен существует в реальности – это Гарц, земля Саксония-Анхальт, и Гёте здесь был. Поэт взбирался на вершину Лысой горы, чтобы проникнуться мрачным величием здешних мест – он уже тогда писал «Фауста».

 

Фауст и гора Брокен - это местные бренды

    Брокен невысок – всего 1141 метр, но там почти не бывает хорошей погоды: ветер, сырость, туман, летом – дождь, зимой – снег. Все тучи, которые ползут над равнинными окрестностями, считают своим долгом зацепиться брюхом за вершину горы и зависают там надолго. Когда одна туча истощается, приходит другая, как будто мрачный Брокен высасывает из облаков силу и отшвыривает их пустые шкурки. Можно стоять рядом в долине и наслаждаться солнцем, а в это время на горе видимость – на расстоянии вытянутой руки.
    На вершину нельзя подняться на автомобиле. Дорога есть – узкое асфальтовое шоссе, - но она закрыта для тех, кто не имеет отношения к обслуживанию объектов на вершине. Там есть ресторан, гостиница и музей. Когда-то здесь стояли павильоны для туристов, которые за последние лет двести стали массово попадать на гору, а в послевоенное время, когда Саксония-Анхальт вошла в состав ГДР, Брокен оказался на самой границе с ФРГ, поэтому на вершине разместили советскую военную базу. Тогда туристов сюда не пускали вообще – рядом со стратегическим объектом не место всяким там шабашам. А теперь не только снова пускают, но и ждут с нетерпением. Но на поезде. Вот Гёте был вынужден ходить пешком, опираясь на посох, - железная дорога здесь появилась в 1886 году. И как будто мало изменилась за это время.
    Узкоколейка Гарца, которая начинается далеко внизу в городе Вернигероде, любопытна тем, что на ней до сих пор работают паровозы.

 

Схема узкоколейки Гарца

    Такую действующую пассажирскую узкоколейку можно увидеть ещё на острове Рюген на самом севере Германии. Местным жителям, конечно, удобнее и быстрее добираться по своим делам на машинах, но туристы обожают эти игрушечные с виду поезда с настоящими угольными паровозами и охотно на них ездят. Так и в Гарце: можно сесть в поезд в Вернигероде и медленно и со вкусом ползти в сторону Брокена. Эта узкоколейка имеет внизу, в долинах, много станций. Все они работают, но некоторые старые вокзалы заброшены – дешевле содержать открытую платформу. Сквозь пыльные стёкла залов ожидания можно вдруг увидеть забытый давним пассажиром чемодан.

 

Внутри закрытой станции

    Итак, поезд ползёт до станции с дивным названием Три Анны (Drei Annen Hohne) – хочется верить, что ни у одной из них не было фамилии Каренина.

 

Станция Три Анны

    Кому времени жаль, тот доезжает до Трёх Анн сам, оставляет машину на одной из парковок у станции – они тут огромные и недорогие. А дальше надо покупать билет на поезд. И помнить, что если вы опоздаете на последний поезд, идущий вниз, вам придётся либо коротать ночь на горе, либо спускаться километров так восемь по пешеходной тропе. Некоторые любители рискнуть специально приезжают на последнем вечернем поезде, дожидаются его ухода, дрожат в тумане час-полтора, пугая друг друга страшными рассказами о ведьмах, а потом долго спускаются с горы пешком. Зато потом есть что рассказать знакомым, не отважившимся на такую страсть.

 

Ведьмы на улицах города

    Ночь на горе – это очень романтично, но, с учётом местных погодных условий, не всякий организм такое выдержит. Кроме сырости и ветра, явно ощущается и психологический дискомфорт. Полное впечатление, что из-под каждой коряги, из-за каждого камня в спину смотрят внимательные злые глаза, чудится презрительный шёпот, а вдали как будто воет кто-то, стонет, плачет и причитает. Поначалу, когда садишься в поезд на Drei Annen Hohne, даже если это последний поезд вниз и он же будет последним поездом наверх, - ничего особенного не происходит.

 

Поезд на Брокен

Да, ранней весной или поздней осенью, когда и без Брокена кругом сыро и холодно, вы можете оказаться в вагоне в одиночестве.

 

Пустой вагон

    Это не падение популярности горы, просто мало кому на ночь глядя приходит в голову туда подниматься, все желающие уже погуляли и давно спустились. Вы можете пройти весь состав, хлопая дверьми и прыгая по гулким площадкам, и увидеть там только пару-тройку пассажиров, которые посмотрят на вас так же удивлённо, как и вы на них.

 

На пути к вершине

    Нам в попутчики попалась пожилая пара – бабушка и дедушка, отчего-то с чемоданами. Милые старички, едущие с вещами на Брокен последним вечерним поездом сразу после Вальпургиевой ночи, вызывали неподдельный интерес и даже страх – люди ли это?
     После Трёх Анн аж до вершины горы есть ещё одна маленькая станция Ширке, к ней тоже можно подъехать на машине, но обычно это редко кто делает, а садятся всё-таки на Трёх Аннах, Анны крупнее. А вот после Ширке - она находится уже в густом еловом лесу, через который проложена железная дорога, - начинаются совсем непролазные дебри.

 

Дорога идет через лес

    Паровоз идёт медленно, натужно, тащит вагоны всё выше и выше, а лес так близко, что еловые лапы чуть ли не хватают пассажиров поезда за руки и можно встретиться взглядом с лисой или косулей. Давно уже начался туман, ещё со станции Ширке, где на платформе стояли три кондукторши, весело жуя сосиски. Три грации пост-бальзаковского возраста и комплекции утешали – они были нормальными живыми людьми среди этого царства сгущающегося паранормального. Вообще все станции в предгорьях Брокена обслуживают сплошь женщины. Милые и обходительные, они привыкли к толпам галдящих туристов днём и робким вечерним путешественникам, боящимся, что поезд уйдёт без них
    Тем временем лес вдруг изменился – пошли большие поляны, заваленные поросшими мхом валунами, и между ними стояли искривлённые мёртвые деревья. Их становилось всё больше, а живых деревьев – всё меньше.

 

Мертвый лес на Брокене

    Пишут, что вроде бы это последствия урагана, но выглядят они достаточно инфернально. В одном месте вдруг сквозь туман показались фары паровоза, он ждал, пока мы проедем. Это был встречный - предпоследний с горы. Здесь однопутка, поэтому разъезжаться приходится в особом месте.
    И когда туман становится таким, что не видно ничего на расстоянии нескольких метров, подъём заканчивается, паровоз ползёт уже по плато.

 

Вершина все ближе

     Это и есть вершина Брокена. Клочья мокрого тумана облепляют здание станции и крошечную группку пассажиров, отважившихся явиться в это время в это место. Пожилая пара, крепко держа чемоданы, испуганно оглядывается по сторонам. «Это действительно Брокен?» - спрашивает бабушка. Да, бабушка, это Брокен. Старики, поёжившись растерянно под порывами ледяного ветра с дождём, побрели к довольно большому и различимому даже в тумане зданию станции.

 

Станция Брокен (Brocken)

    Уже потом, порывшись в Интернете, мы узнали, что отель на горе в межсезонье – весной и осенью – славится своими низкими ценами при стабильно хорошем обслуживании, и многие пенсионеры, особенно из небогатых восточных земель, пользуются этим. Кто сам оплачивает номер, а кому и дети дарят недельку-другую отдыха. Видимо, наши старички были как раз из тех, кому хороший отель пообещали дети, а сами они ничего об этом месте не знали. Ничего, теперь будут знать!
    Трудно сказать, есть ли на вершине животные – настоящие, а не фантасмагорические, - в такой туман ничего не разглядеть, но вот кто встречает вечерние поезда, так это здоровенный лис.

 

Лис на вершине Брокена

   Он бегает по рельсам, не боясь, что придёт следующий состав, - видимо, он хорошо знает железно соблюдающееся немецкое расписание, - и ловко подхватывает на лету куски колбасы, которые кидают ему сердобольные туристы. Стоит помнить, что за лисами, как и за волками, следует слава оборотней, и кто знает, кем станет этот рыжий малый в полночь… Возможно, он всё-таки спускается с вечно мокрой горы вниз – просохнуть и отдохнуть, и недаром на него так пристально смотрит кондукторша в огромном чёрном дождевике – одна из тех граций, что смеялись и ворковали на предгорной станции.
Ну а самые экстремалы отправляются на Броккен на Вальпургиеву ночь, когда проводится Фауст-фестиваль. На фестивале, разумеется, идёт рок-опера «Фауст», а остальное – по вдохновению, вплоть до использования помела.

 

Реклама фестиваля в 2015 году

     Если уж совсем ветрено и сыро, то публика забивается в здание местного отеля и веселится, как может, благо инквизиторы сюда не добираются. Но стоит иметь в виду, что просто так на фестиваль не попадёшь. Место в поезде, украшенном разнообразными ведьмами, фаустами и языками пламени, оно же - место у фестивальной сцены, - покупается заранее, обычно оно бронируется за полгода.

 

Паровоз фестивального поезда

    Устроители фестиваля понимают, что гора не резиновая, и отсекают лишнюю публику, хотя им, возможно, было бы приятно подзаработать на массовом первомайском паломничестве. Но тут как раз не срабатывает известная формула «бизнес – ничего личного», отношение к Брокену у организаторов мероприятия глубоко личное: гора должна оставаться как можно более таинственной и даже пугающей, и её статус-кво оберегается много лет. Кроме того, это территория национального парка.
      Но рано или поздно, пешком или на поезде, вы всё-таки спуститесь с горы, добредёте до своей машины – и скорей вниз, в тепло, в цивилизацию, к людям. Ведь Гарц – самое сердце Германии. И один из самых красивых городов Гарца – старинный Вернигероде. Над ним, как и положено, нависает замок. Первый замок-крепость появился в начале XII века.

 

Замок Вернигероде (Wernigerode)

    Затем нравы стали помягче и замок стали переделывать под нужды резиденции, последняя перестройка превратила его в дворцовый комплекс в стиле барокко. Ещё в начале XX века графская семья владельцев проживала во дворце и считала его вполне удобным. Вдоль спиралевидной улицы-дороги, идущей вокруг стен, сохранились старинные жилые дома, часть из них сдается под апартаменты для туристов. Внизу, в городе, прихотливо пересекаются улочки, застроенные в основном фахверком - это когда основа дома создаётся из деревянных балок. Многие деревянные здания простояли уже несколько сотен лет!

 

Городская ратуша

    По этим улочкам ездить практически невозможно из-за их ширины, зато там чудесно гуляется пешком. Но спустившись из царства мглы, туристы предпочитают не гулять по улицам и не сидеть на открытых террасах кафе – продрогнув до костей, они жмутся в тёплых ресторанах у каминов или вовсе заползают под одеяло в гостиничном номере. Им снится брокенский туман и они поскуливают и перебирают лапками, как лис, бегущий по полотну старой узкоколейки Гарца…

Татьяна Хмельник
Александр Потравнов