Высокий прилив на мутной воде
Никакая учебная программа не будет работать без материальной базы
Недавно в Кронштадте закончилась презентация проекта «Learn2care: морское экологическое образование в регионе восточной части Финского залива». Морские экологи из Германии обучили несколько десятков школьных учителей и преподавателей детских экологических школ и кружков, а те, в свою очередь, понесут эти знания дальше.
Концепция этого проекта начала оформляться с 1993 года в самой северной и самой морской немецкой земле – в Шлезвиг-Гольштейне. Назвали проект “Hohe Tied” – как и саму природоохранную общественную организацию. На шлезвигском диалекте это означает и «высокий прилив», и «момент, в который нужно начинать действовать». Немецкие экологи пришли к выводу, что еще немного – и европейцы, живущие на берегу моря, в частности, Балтийского, перестанут воспринимать его как нечто живое, требующее заботы и внимания. Техногенная цивилизация уже приучила человека к восприятию водной среды только как источника воды, энергии, как транспортный путь – в общем, сугубо утилитарное отношение. Именно такое воспитание позволяет людям совершенно бестрепетно загрязнять море, подвергать его непомерным антропогенным нагрузкам, прокладывая по дну газопроводы, качая нефть на шельфе, черпая со дна песок, сооружая по берегам бесчисленные порты и промзоны. Нужно начинать действовать, решили немецкие экологи, иначе вскоре будет поздно, - возвращать человека к природе, к морю, на берегу которого он живет.
Но если в западноевропейских странах уже начали приходить к пониманию необходимости учитывать потребности природы, это постепенно внедряется и в Восточной Европе, то в нашей стране охрана окружающей среды по-прежнему только декларируется. Недаром деньги на экологические программы по Балтике нашим общественным и научным природоохранным организациям приходится добывать в основном за счет западных партнеров.
Вот и сейчас – приехали к нам добрые немцы поучить нас, дремучих, уму-разуму. В России вообще сложилась парадоксальная ситуация. И литература экологическая печатается, и природоохранные структуры как будто функционируют, и никто не против, все вроде за, но на бытовом уровне все настолько запущено, что трудно сказать, сколько лет потребуется для изменения отношения к природе. У европейца рука не поднимается оставить на пляже мешок с мусором – и даже не только потому, что его тут же засекут и оштрафуют. Нет, это просто не принято. У нас сами знаете что делается. И машины моют на песочке, и джипуют по линии прибоя, и строят черт знает что прямо у воды, и мусор в чудовищных количествах выбрасывают – не говоря уже о промышленном загрязнении разнообразными способами.
Поэтому когда у экологов из Российского государственного гидрометеорологического университета (РГГМУ) появилась возможность пригласить немецких коллег из “Hohe Tied” для обучения наших учителей и преподавателей азам морской экологии, они с радостью за это ухватились.
Обучение проходило отнюдь не в помещении. Как можно рассказать о море в классе? Поэтому всех собирали на борту парусного катамарана «Центаурус-II» в Кронштадте, а затем выходили в море. Пусть это всего лишь Маркизова Лужа, мелкая и пресная, но там тоже все еще есть жизнь, несмотря на титанические усилия нашего человека по превращению этого участка залива в пустыню. Действительно, и это поражает, стоит опустить сачок и дночерпатель, туда сразу попадают какие-то формы жизни. Конечно, это не осетры – балтийского осетра успешно извели уже много лет назад – и даже не медузы, но всякие мшанки, рачки и прочий планктон, не говоря уже о ракушках, на дне продолжает жить. Это – рыбий корм, ведь даже в устье Невы рыбаки продолжают что-то ловить, хотя, казалось бы, в этой воде жизни уже нет.
А теперь о грустном. Целый день школьные преподаватели экологии и руководители разнообразных кружков веселятся, как дети, учась работать с несложным, но требующим навыков оборудованием для забора воды и грунта, смотрят в микроскоп, пытаются различить по определителю, кого же они там начерпали, узнают от экологов из РГГМУ и “Hohe Tied”, как развиваются эти животные и водоросли, чем питаются и кого питают сами, какие загрязнения они выдерживают, а от каких сразу дохнут, - в общем, проводили время с пользой. Обучающихся отбирали не с улицы – это были преподаватели из детских учреждений, уже зарекомендовавшие себя как люди ответственные и заинтересованные в экологической деятельности. Уж своих-то РГГМУ знает, поскольку все так или иначе общаются. И вот в конце одного из учебных дней, когда уже были сданы отчеты по практике – да-да, тут все по-взрослому, обучающийся должен подтвердить, что он воспринял и запомнил, - одна из преподавательниц сказала: «Боюсь, что мы тут с вами все встречаемся в первый и последний раз». И всем стало печально. Потому что это очень похоже на правду. Дальше все снова разъедутся по своим школам и кружкам, экологи из РГГМУ займутся студентами, а немцы из “Hohe Tied” уедут на родину.
И дальше детские экологи останутся предоставлены сами себе. Нет-нет, они всегда могут получить консультацию по телефону, а то и приехать в РГГМУ из своих дальних населенных пунктов. Но самое главное, что у них останутся только воспоминания об обучении на борту «Центауруса-II». Потому что такого оборудования, которым немецкие экологи рекомендуют работать с детьми, нашим школам и кружкам никто не купит, разве что добрый спонсор. Попробуйте добыть для школы хороший микроскоп подешевле и вообще объяснить администрации учебного заведения, что это не ваша учительская блажь, а необходимая материальная база. Даже сетку для сбора планктона купить нереально – их обычно делают сами, причем даже ученые.
А вот такую вещь, как дночерпатель, кустарным способом не сделаешь. Специалист из “Hohe Tied” показывал эту штучку в работе и говорил, что сделана она из особого металла, который не разрушается в воде. Сколько это может стоить у нас, а главное, по какому образцу делать – остается только догадываться. Даже Лаборатория экологии из Аничкова дворца, экологический кружок номер один для города и области, который по праву считается лучшим, - и те дночерпателем не разжились пока. Вот и получается, что знания педагоги получили, но дальше они ими воспользоваться не смогут – без материальной базы. Так уж получилось, что морская экология дороже сухопутной. И если со времен Бианки у нас бегали юные натуралисты с простецкими сачками для ловли бабочек, то на обследование акваторий внимания не уделялось вовсе – несмотря на то, что наш город и изрядная часть области стоит на воде, ведь условия работы на Ладоге и на Онеге практически морские. Что же касается Балтики, там видимость – 30 сантиметров, дальше муть. Без приборов там делать нечего. Приборов нет. Остается только сидеть на берегу, собирать выброшенных волнами дохлых моллюсков и рассказывать детям о том, что где-то там, в далеких богатых странах, школьники занимаются морской экологией.
Татьяна Хмельник
сентябрь 2008 года