ЖИЗНЬ НА ПОДМОСТКАХ

РАССКАЗЫ О НЕКОТОРЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗДАНИЯХ СЕВЕРО-ЗАПАДА, КОТОРЫЕ БЫЛИ ПОСТРОЕНЫ КАК ТЕАТРЫ И КЛУБЫ И ПРОДОЛЖАЮТ ИМИ ОСТАВАТЬСЯ

    «Хлеба и зрелищ!» - требовали граждане во все времена. Без зрелищ человеку тоскливо, а с тоски он начинает дурить. Понятно, что бывает искусство высокое и низкое, но и тому, и другому неплохо бы иметь крышу над головой. Конечно, площадному скомороху театральные подмостки не нужны, но все остальные артисты с удовольствием играют под крышей, особенно в нашем климате. История театральных зданий в наших краях может иногда подкинуть весьма любопытные факты. Например, известно, что столичные дамы меняли платье после каждого акта в театре. И не потому, что они потели от восторга или негодования от увиденного на сцене, а из-за ламп. Ведь под потолком театра висели люстры с масляными светильниками, дававшими страшную копоть. Вот одного платья на один акт и хватало. Из-за событий в зале «синематографа» возникла российская «скорая помощь» - когда в городке Бологое вспыхнула кинолента и зрительный зал деревянного клуба мгновенно превратился в огненную ловушку. Погибающим людям помогали стихийно, но удивительно правильно организовавшиеся медики, переправлявшие пострадавших в больницу. И то, что из 150 человек погибли менее половины - это заслуга земских врачей.
    После революции академические театры остались при своём – нарком Луначарский всё-таки старался не допускать их разорения, зато появившиеся в большом количестве клубы и кинотеатры часто размещали в церквях. И сейчас в многих заброшенных церковных зданиях можно найти следы кинобудки и сцены. Старые театральные здания приспосабливали под современное искусство, если это были памятники архитектуры – их реставрировали относительно бережно, если нет – ремонтировали как попало. И до войны, и после появлялись новые театральные здания, сначала – красивые на эскизах, но безобразные в дешёвом исполнении образцы конструктивизма, потом – совсем безликие коробки из стекла и бетона, тоже плохого качества. «Апофигей» театрального зодчества на Северо-Западе – это монструозное здание Новгородского театра драмы имени Достоевского. Построенное на излёте советской власти, оно никчемно огромное, очень уродливое, плохо сделанное, неудобное и совершенно бесперспективное для дальнейшего использования. Пока театр в нём работает, но, как говорят артисты, просто потому, что деваться некуда.

МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КАМЕРНЫЙ ТЕАТР

 

Театральный комплекс в Череповце

    Тот, кто полагает Череповец сугубо промышленным городом, прав только отчасти. Да, сейчас это крупнейший металлургический и химический центр Северо-Запада, но чуть больше ста лет назад Череповец был купеческим и портовым городом на Мариинской водной системе. За железной дорогой, после рабочих кварталов вы обнаружите город начала ХХ века. Практически полностью сохранившаяся застройка бывшего Вознесенского (ныне Советского) проспекта создает именно такую иллюзию. Очень ухоженно выглядят здания красного кирпича, построенные в период расцвета купеческого Череповца. Взять, например, один из таких домов. Он был построен как торгово-офисный центр в 1913 году – на первом этаже торговые лавки, а на втором расположились Городская Дума, Управа и городской банк. Сейчас в здании находятся филармония и различные учреждения. Краеведческий музей, расположенный напротив филармонии, разместился также в бывших торговых рядах. Но, несомненно, самый красивый дом на улице - с полуколоннами, большими окнами, с башней и часами. Это здание строилось в 1914 году специально, как бы сейчас назвали, как торгово-развлекательный центр. В нем было предусмотрено 14 магазинов, театр с залом на тысячу мест, буфет, фойе и всё, что необходимо для работы театра. За сто лет – в этом году юбилей! - назначение здания не изменилось, здесь также находится местный театр, о чём сообщают крупные буквы на фасаде – «Камерный театр».

В ПСКОВ СОСЛАЛИ ЛЕНИНГРАДСКУЮ ТРУППУ

 

Дратеатр в Пскове

    Театр в Пскове недавно пережил долго тянувшуюся и ознаменовавшуюся разными скандалами реконструкцию. Он был построен как Народный дом имени Пушкина действительно на народные деньги - Псковская городская дума объявила сбор средств по всей стране, чтобы успеть к 100-летнему юбилею Пушкина. Но, разумеется, не успели – столетие грянуло в 1899 году, а здание было готово только через 7 лет. С тех пор он ни разу не ремонтировался основательно и настолько обветшал, что труппа боялась за своё здоровье. За два послереволюционных года театр неоднократно переименовывался – то он был Коммунальным театром, то - Показательным, то – Городским драматическим, и только к 1920-му году его оставили в покое, назвав Псковским государственным театром имени Пушкина. Так он теперь и называется. До 1939 года театр не имел своей труппой, отдавая сцену гастролёрам (правда, великим, вроде Шаляпина или Комиссаржевской). А за 2 года до войны сюда «сослали» труппу Ленинградского областного драмтеатра имени Пушкина, которая и стала основой псковского театрального искусства.

    К сожалению, красивое некогда здание театра постепенно ветшало, а главное – в нём очень трудно было добиться цивилизованных бытовых условий, не испортив исторических стен. Считается, что теперь, после полной реконструкции, артистам и зрителям стало удобно, а само здание не выглядит новоделом. На открытие театра приезжал даже президент РФ Владимир Путин. Тем не менее, все псковичи помнят, как каждый год оттягивались сроки, как подрядчиков и исполнителей обвиняли в халтуре, а местные реставраторы кривятся, проходя мимо театра, – их, местных, умеющих работать со старинными зданиями, не позвали, сочтя их талант провинциальным.

ОФИЦЕРСКИЕ «ОБЩЕДОСТУПНЫЕ НОМЕРА»

 

Гостиница Сеурахуоне в Сортавале

    В карельском городе Сортавала сейчас нет специального театрального здания, и приехавшие на гастроли артисты разных жанров отправляются в гостиницу – и жить, и выступать. Сейчас это довольно ободранное, особенно со двора, то есть со стороны Ладожского озера, здание, но опытный глаз сразу увидит довоенный финский функционализм – тот самый архитектурный стиль, который в Советской России выродился до конструктивизма, но в Северной Европе он прижился. Функционализм развивался как архитектура, способствующая гармоничным условиям жизни и работы человека. Один из ведущих финских архитекторов того времени – Алвар Аалто, много работавший на территории, отошедшей после войны к СССР, - считал, что все нормативные ограничения, ведущие к поверхностной унификации, следует отвергать, ибо невозможно регламентировать вписывание архитектурного творения в окружающую природу. Учитывалось всё: освещённость в разное время года, близость воды, особенности рельефа. Гостиницу «Сеурахуоне» (переводится как «Общедоступные номера») построили в 1938 году, правда, загубив для этого модерновое здание 1909 года постройки (пусть и довольно безликое). Очень уж место хорошее – окнами и на Ладогу, и на Карельский мост, и на городскую площадь. Изрядную часть отеля занимал концертный зал на 550 мест. В нём выступали и театральные коллективы, и музыканты. Поразительно, но всё это сохранилось – и снаружи, и внутри! В советское время здание было Домом офицеров, и хозяева ревностно блюли порядок – ничего не ломать, сохранять максимальную аутентичность интерьеров и фасадов. Теперь здесь снова отель, а концертная площадка так и не прекращала свою работу.

БОЛЬНЫЕ ЛЕЧАТСЯ СЦЕНОЙ

 

Церковь-театр в больнице Кащенко

      Психиатрическая больница имени Кащенко – не самое весёлое место на свете. Но из психиатрических больниц, вероятно, одна из самых продвинутых, причём с момента основания. Психиатр-гуманист Пётр Петрович Кащенко, устраивая эту больницу в бывшей усадьбе Демидовых – с роскошными постройками и парком, - считал, что больные тоже люди и должны жить в человеческих условиях. Что характерно – под больницу не стали переделывать имеющиеся здания, а построили рядом целый комплекс. Этот больничный городок, выполненный в стиле модерн в 1909 году, работает до сих пор, пусть и разбавленный советскими постройками, но его ремонтируют, поддерживают, заботятся о нём. Среди разных утилитарных корпусов поражает один – что-то с колокольней, но не церковь. Оказывается, всё-таки церковь. Она же – театр! Вот такой гибрид-симбиоз придумал варшавский архитектор Иосиф Мошинский с одобрения доктора Кащенко. Полная свобода: хочешь – молись, хочешь – играй на сцене, пой, пляши, играй на балалайке. Доктор Кащенко справедливо полагал, что душевнобольным творчество необходимо, как лекарство, оно благотворно действует на психику. При нём в больнице действовал настоящий театр из пациентов, причём, скажем, оркестр балалаечников имел сумасшедший успех. Зрителями были и сами пациенты, и их родные, и персонал. Здание церкви-театра, увы, было заброшено много-много лет, и только относительно недавно его привели в порядок. Но творческие порывы душевнобольных не оставались незамеченными – в больнице давно работает и изостудия, и театральный кружок, причём руководят ими профессионалы – художники и режиссёр.

НАРОД – ЗА НАРОДНЫЙ ДОМ

 

Народный дом в Качаново

    Мы уже неоднократно писали о разных зданиях, доставшихся нам на «присоединённых землях» - которые вошли в состав Советского Союза после Второй Мировой войны. Таков и Народный дом в    псковской деревне Качаново, от которой до границы с Латвией – всего несколько километров. Увы, не сохранилось документов, когда точно это здание было построено и кто его архитектор – слишком много событий пронеслось за короткое время на этой территории. Можно предположить, что это конец 1930-х годов – такие типовые здания стоят по всей Балтии и на западе Белоруссии. Более того, в Качанове в это же время были выстроены кирха, банк, школа и ещё несколько общественных зданий – они все немножко похожи друг на друга. Архитектура Народного дома довольно простая, этакая смесь бюджетного модерна и функционализма, потому что здание должно было прежде всего отвечать своему назначению. Там довольно большой зал со сценой, много разных помещений, где теперь размещаются разные кружки, библиотека, - скорее всего, у латышей было примерно то же самое. К сожалению, год от года здание ветшает без должного ремонта – как снаружи, так и внутри. Те жалкие крохи, которые подкидывает областной комитет по культуре Качановскому клубу, который по праву занимает Народный дом, уходят без остатка на самое необходимое, например, на кровлю. И вся надежда на местных жителей, которым нужен клуб, - они своими руками поддерживают его жизнеспособность, не давая рухнуть окончательно.
Татьяна Хмельник
Александр Потравнов