ПОКАТУШКА ПО СТАРЫМ ШВЕДСКИМ ЗАВОДАМ ЮЖНОЙ ФИНЛЯНДИИ

































Fagervik (всего фотографий: 32)

    Старые промышленные объекты – заводы, фабрики, работавшие не одно десятилетие, а то и столетие, никому сейчас не нужные, - где-то тихо разрушаются, где-то от них остались, пожалуй, только фундаменты, а где-то и вообще никаких следов. Везде в нашей стране говорят, что сохранять эти объекты невыгодно и, мол, делают так во всем мире, где деньги считать умеют. Что это, суровая реальность, с которой нужно смириться, или что–то другое, из категории человеческого наплевательства и убожества чиновничьего сознания?
    Для ответа на этот вопрос мы предлагаем каждому, кто может самостоятельно приехать в Финляндию, совершить небольшую, но очень увлекательную покатушку. Нам для этого маршрута оказалось достаточно обычных выходных – выехать из Санкт-Петербурга в субботу рано утром и вернуться обратно в воскресенье ближе к вечеру.
    Первый объект, откуда мы предлагаем начать это небольшое путешествие, имеет, как и все прочие населенные пункты в это части Финляндии, два названия – финское и шведское, поскольку шведское население здесь исторически преобладало и даже теперь его осталось довольно. Речь идёт о местечке Svartå Slott (по-шведски), или Mustion Linna (по-фински). Здесь, на берегах речки Mustionjoki в 1560 году был открыт железоделательный завод, который закрылся буквально через три года. Вновь завод заработал в 1618 году, но опять дела у завода шли не очень хорошо – за восемь лет долг хозяина (Simon Landsberger) составил более 10 000 риксталеров. Наиболее крепким хозяином оказался Peter Thorwöste Sr., который купил его в 1647 году. Вначале железную руду брали из шахт Ojama, затем её стали возить из Швеции, с рудника Utö. Несмотря на Северную войну и прочие невзгоды, наследники Петера Торвёста владели заводом до 1766 года. Производительность его составляла около 60 тонн железа в год. Железо, как и на большинстве других заводов, выплавляли из озёрной и болотной руды. Кстати, один из крупных заказов, который выполнял завод в Svartå в середине XVIII века, - это производство гвоздей для строящейся крепости Sveaborg.

Жилые дома для рабочих XVIII век.

   После включения Финляндии в состав Российской империи завод продолжал успешно производить металл. Объём производства был направлен в первую очередь за пределы Финляндии – изделия шли в Ригу, Ревель. С появлением железных дорог завод стал делать костыли для укладки рельс. В период с 1867 по 1873 год предприятие производило по 250 тонн готовой продукции ежегодно. Однако, как это произошло со многими заводами на Северо-Западе в 1901, производство металла и металлоизделий было на заводе прекращено. И это притом, что тогдашний хозяин завода Fridolf Linder был богатейшим человеком Финляндии. Он понял, что конкурировать с дешёвым металлом с юга России бессмысленно и перепрофилировал свой завод на выпуск древесной массы для бумажной промышленности. В это время были построены не только плотина и мельница – появились и электростанция, и даже своя электрифицированная узкоколейная железная дорога.

Электродрезина местной заводской узколейки

    В 1840 году семейством Linder продало завод вместе с имением. Но предприятие не закрылось, а продолжало работать до 1966 года, когда было перепрофилировано в фабрику металлоконструкций, а затем в 1985 году - в фабрику по производству мебели и отделочных панелей для различных современных паромов и круизных лайнеров. И кто хоть раз плавал на финских паромах или был в круизах по норвежским фьордам, тот несомненно видел продукцию этого заводика, на котором трудится всего около 70 человек.

Плотина и современная фабрика в старых корпусах.

    Но не столько заводом интересна Svartå, сколько сохранившимся усадебным комплексом, который был создан баронами Линдерами. Прежде всего стоит отметить открытый для посещения английский парк площадью 20 гектаров с многочисленными скульптурами, которые вечером подсвечиваются, с мостиками и беседками.

Река Mustionjoki и усадебный парк

    В деревянном усадебном доме, возведённом в 1783-1792 годах, находится музей, а остальные усадебные постройки и дома бывших рабочих теперь входят в состав гостиничного комплекса.

 

Усадебный дом

   В бывшем каретнике, построенном в псевдоготическом стиле во второй половине XIX века, притаился ресторан, который пропагандирует движение Slowfood. Из бывшей трансформаторной будки при местной гидроэлектростанции начала XX века сделан двухэтажный номер люкс с поэтическим названием «Башня Мерлина».

Бывшее зарнохранилище при мельнице

    Рядом с усадьбой стоит деревянная кирха 1757 - 1761 годов постройки и семейный склеп баронов Линдеров. Кстати, потомки баронов в 1985 году выкупили усадьбу с парком и теперь являются хозяевами этого гостиничного комплекса.
А мы покидаем это любопытное и красивое место и направляемся к следующему заводу – Antskog Bruk.

Фабричный корпус

    Для этого при выезде на дорогу (где слева будет красивая действующая малая ГЭС) повернём направо и затем через несколько километров на перекрестке - налево по указателю на Pohja (Pojo). Железоделательный завод Antskog построил Jacob Wolle в 1630 году, а с 1647 года появился другой хозяин - Peter Thorwöste Sr., который купил у Wolle сразу два завода - Svartå и Antskog. Кстати, и следующий завод, который мы увидим, - Fiskars - был основан в 1649 году этим же владельцем. Первый раз Antskog Bruk сгорел в 1683 году, а в 1733 году, после разрушений во время войны, его купил шотландец John Montgomerie, который начал ковать чугун по новой технологии. С 1750 по 1822 год сменилось еще два хозяина: сначала это были шведы Finlay и Jennings, а потом заводом владел швед Bengt Magnus Björkman. С 1765 года на Antskog Bruk было организовано меделитейное производство, которое существовало вплоть до 1880 года. Но очередной хозяин завода с 1822 года Johan Jacob Julinille решил диверсифицировать свой бизнес и с 1839 года рядом с медеплавильным заводом он организовал ткацкие, валяльные и красильные произоводства. После закрытия медного завода именно лёгкая промышленность обеспечивала местных жителей работой. Пожар уничтожил старую фабрику одежды в 1900 году, но через два года была основана новая фабрика на том же самом месте, проработавшая до 1959 году.

Корпуса фабрики в Antskog

   Затем завод перепрофилировался на выпуск огнетушителей и прочих элементов противопожарной техники (вероятно, чтобы не сгореть в третий раз). По этой причине вокруг заводских корпусов стоит забор, но не глухой, как в России, он позволяет достаточно хорошо увидеть заводские корпуса. У главного въезда есть стенд со схемой завода и с указанием назначения каждого здания. Чуть в стороне на заросшем склоне стоит полузаброшенное здание котельной, построенной в 1930-е годы.

Здание котельной

     А мы движемся дальше и въезжаем в следующую легендарную деревушку. Её название знакомо многим петербуржцам - Fiskari (по-фински) или Fiskars (по-шведски) – это название красуется на столовых приборах, садовых инструментах, лопатах. В центре деревни есть большая парковка, где и рекомендуем остановиться, поскольку здесь стоит прогуляться пешком. Посмотреть здесь действительно есть что: это и музей, и напоминающий как минимум гимназию старый коровник на 150 коров.

Коровник в стиле функционализм

    Коровник спроектировал знаменитый архитектор Lars Sonck в 1919 году. Не оставят вас равнодушными часовая башня со зданием школы, старые заводские корпуса, мельницы, зернохранилище, медная кузница, пожарное депо с настоящим паровозом перед ним, бывшее офисное здание, обычные жилые дома, и т.д. Всё это великолепие расположилось вдоль небольшой речки, на которой стоит несколько плотин. Здания и сооружения содержатся в хорошем состоянии, в деревушке куча разных магазинчиков, ориентированных на туристов, причём, как нам показалось, - на своих, финских.

 

На деревенской улочке

   Завод в Fiskars основал в 1649 году уже упоминавшийся Peter Thorwöste Sr. При открытии завода он получил разрешение на производство изделий из чугуна, за исключением пушек, и освобождение от налогов сроком на 12 лет. Руда на завод поступала из тех же месторождений, что и в Svartå, – вначале из шахты неподалеку – Ojama, а затем из шведской шахты Utö. Доменная печь в Fiskars могла производить до 1000 кг предельного чугуна (pig iron) в сутки. Затем из него в местных специализированных кузницах после дополнительной обработки получали железные изделия – гвозди, прутья, ножи, ободы, сковороды и т.д. На двух заводах Fiskars и Antskog в этот работало всего 54 человека. В 1750 годах неподалеку от завода в местечке Orijarvi была открыта шахта по добыче медной руды, которая и плавилась в медеплавильне на нижней мельнице.

Здание медеплавильни

    Медное производство было закрыто в 1802 году, когда хозяева решили специализироваться на железоделательном производстве, а на получении меди был оставлен Antskog Bruk, о котором мы рассказывали выше. Сейчас в здании старой медной кузницы сделан ресторан и магазин сувениров. С 1822 года заводы Fiskars и Antcskog были купил Johan Jacob Julinille, фармацевт из Åbo (Turku). В 1826 году он построил в посёлке школу, где преподавание велось по принципам Bell-Lancaster, когда учителю в обучении помогали старшие и более опытные ученики.

Здание деревенской школы с часовой башней

    Для поступления в высшие учебные заведения такая школа знаний не давала, но грамоту и начальное образование обеспечивало. В 1830 году при заводе были созданы и механические мастерские, которые начали изготавливать различные механизмы и агрегаты. В 1838 году в этих мастерских была создана первая в Финляндии паровая машина для парохода “Helsingfors”, в 1851 году - для парохода “Majava”.

Старые заводские здания механиеских мастерских

   Для постройки шестиэтажного здания текстильной фабрики в Tampere в 1836 году были отлиты несущие чугунные пустотелые колонны (90 штук, каждая весом по 550 кг), которые стоят до сих пор. Однако основной бизнес был основан на производстве изделий сельского хозяйства - одних только плугов здесь выпускалось около 40 разновидностей.

 

Заводское здание 1914 года постройки

   Компания росла, производства появлялись и в других местах страны уже в новейшее время, однако старый Fiskars не забыт и здесь до сих пор сохранилось небольшое производство, хотя основной упор сделан на туризме и истории.

Музейные здания: слева бывшая столова (1842), вдали бывший офис (1837)

 

Бывшее зернохранилище - ныне выставочный центр

    В этом примере нас удивляет непривычно бережное отношение к своей истории и наследию промышленной компании, вкладывающей большие средства в эту деревню и поддержку объектов, властей всех уровней, создающих условия для развития комплекса, обычных жителей Финляндии, приезжающих в Fiskars, чтобы увидеть и узнать свою историю… А у нас богатые компании большие деньги как-то чаще на футболистов, на яхты да тупую рекламу выбрасывают...
    Следующий железоделательный завод Billnäs Bruk находится недалеко от Fiskars, для этого надо выбрать в Pohja поворот налево – в сторону Karis и 25-го шоссе. Затем нужно свернуть направо по указателю «достопримечательность» Billnäs Bruck. Завод здесь построил Karl Billstein в 1641 году. Его наследники владели заводом до 1723 года, когда завод купил Johan Hisinger. Семья Хизингеров владела предприятием почти 200 лет – до 1920 года.

Старый пресс

   Завод выпускал различные изделия для повседневного потребления - топоры, вилы, дверные ручки, скобы и прочую фурнитуру. В 1915 году на заводе работало 1072 человека. В 1920 году Billnäs Bruk вошёл в состав корпорации Fiskars, продолжая выпускать ту же самую продукцию.

Заводские корпуса

   Однако в 1983 году завод был закрыт и продан, поскольку современные производственные мощности разместились в новом месте. Выкуплено предприятие было государственной корпорацией с целью организовать в старых корпусах иную деятельность – открыть рестораны, музеи, мастерские малого бизнеса, ориентированные на туризм, на развитие муниципалитета. С 2008 года завод обрёл новых хозяев, которые стремятся организовать здесь свой культурный центр – здесь проходят выставки, работает ресторан, идёт реконструкция зданий под гостиницу и выставочный комплекс.

Реконструируемые здания

   Кроме заводских корпусов, расположенных по левому берегу Mustijoki, мы рекомендуем потратить время на правобережную часть деревни (мост находится немного ниже завода по течению). Здесь сохранились постройки XIX и XVIII веков. Эти дома и старые амбары вдоль дороги не только красивы и гармоничны, они продолжают служить.

Старый амбар

   Мы уже давно отвыкли от того, что здания, которым больше ста лет, не только находятся в хорошем состоянии, но и продолжают использоваться по своему прямому назначению. Здесь можно вплотную подойти к зданию действующей малой ГЭС, рядом с которой сохранилось здание мельницы 1770 года постройки. Конечно, мельница сохранилась в сильно перестроенном виде (её подновляли в 1901 и в 1989 годах), но снаружи хорошо видны валунные части стен первоначального здания.

Вид на завод и местную ГЭС

      Практически все эти заводы ставили на свою продукцию специальные клейма, чтобы потребитель знал, из какого завода ему попал в руки топор, плуг или иное железно еизделие. В качестве примера приведем официальный документ от 1824 года, с указанаием некоторых клейм, которые ставились финляндскими заводами на свою продукцию, кроме того, в этой таблице можно увидеть объем выплавки железа каждым заводом в 1823 году.

Клейма финляндских  железоделательных заводов в 1824 году

Таблица с клеймами  и объемомо выплавки. Часть первая

Клейма финляндских  железоделательных заводов в 1824 году

Таблица с клеймами и объемов выплавки. Часть 2

     Следующий объект, который мы рекомендуем посмотреть, не относится к железоделательным заводам, да и вообще к промышленности. Мы включили его в эту покатушку по двум причинам: во-первых, он находится практически на описываемом маршруте – отклонение менее пяти километров. Во-вторых, этот объект достоин того, чтобы его увидеть. Речь идет о замке Raseborg. Первое письменно упоминание о нём относится к 1378 году. А в 1550 году, после основания город Ekenas, замок потерял свое стратегическое значение и был заброшен. Первое восстановление замка было предпринято в 1890 году, затем в 1988 году в течение 12 лет проводились работы по укреплению и консервации остатков построек.

Внутренний двор замка

    Оставить руины в том виде, в котором они дошли до наших дней, решили на специальном совещании National Board of Antiquities (Государственного совета Предметов старины), поскольку никто не знал, как замок выглядел в оригинале, а выдумывать и лепить новодел никто из специалистов не согласился.
    Подъехать к замку достаточно просто – главное следить за указателями. После Billnäs Bruk надо выехать на 25-ю дорогу и повернуть направо, в сторону города Hanko, затем по указателю на Raseborg повернуть налево, на второстепенную дорогу. Далее, по указателям, дорога приведет на парковку метрах в пятистах от замка. Когда вы пройдете через мостик по лесной дорожке и выйдете на открытое пространство, замок предстанет перед вами во всей красе.

Вид на замок с севрной стороны

    Людям с богатой фантазией можно предложить представить, как с холма, на котором в наши дни стоит здание кафе, этот пейзаж последний раз в своей жизни видел епископ Hemming Gadh , повешенный (есть версия, что обезглавленный) здесь в декабре 1520 года. С того времени это холм к северу от замка, называется Galgbacken (Холм виселицы). Этот епископ, переметнувшийся к датчанам, помог датскому королю взять Стокгольм в том же 1520 году. Теперь погулять походить по замку без риска быть повешенным, можно в любое время года – разве что летом надо платить за посещение, в отличие от зимы.

Внутренний двор замка зимой

    Следующий объект нашей покатушки – железоделательный завод Fagervik. Приехать сюда можно по старой королевской дороге (современный номер дороги 1050) от Snappertuna в сторону Ingå (Inkoo). Место здесь очень красивое, особенно золотой осенью.

Заводской корпус у дороги

   Кроме небольших заводских корпусов здесь можно полюбоваться небольшой деревянной кирхой (1737 года постройки) и маленькими домиками, построенными для местных рабочих.

Деревянная кирха

    К сожалению, доступ к усадебному дому запрещён - это частная собственность и чужих здесь не хотят видеть, об этом извещают специальные таблички. Завод в Fagervik построил в 1649 году уже знакомый нам Karl Billstein. Здесь также получали железо из привозной руды из Швеции.

Восстановленный корпус завода

    Причина такого как будто нелогичного бизнеса заключалась в большом количестве леса, в то время как руду с островов Стокгольмского архипелага всё равно надо было перевозить на материк.

Внутри заводского корпуса

    После 1723 года владельцами разрушенного во время Северной войны завода стали два брата из Стокгольма - Johan Wilhelm и Michael Hising. Семейству Hising до сих пор принадлежит усадьба при заводе (сохранился усадебный дом, парк с запретительными табличками Private). Братья смогли найти свою нишу на железном рынке XVIII века, начав производить достаточно новый для того времени товар – жесть. В конце XVIII века этот завод был крупнейшим производителем жести в Европе. Кстати, это семейство было продвинуто не только в железоделательном промысле. Они активно занимались и сельским хозяйством. Например, первая финская картошка началась выращиваться именно в Fagervik. С промышленным ростом росла и конкуренция, поэтому уже в 1850 году закрылась доменная печь и предприятие уже обрабатывало чужой предельный чугун, а окончательно завод, как и большинство других железных заводов, закрылся в 1902 году в результате глобального кризиса.

Здесь находились другие заводские пострйоки

    В последующие годы осталась работать только небольшая кузница. Все заводские постройки, которые мы видим, были восстановлены в 1981-1991 годах на средства финского правительственного гранта.
    Здесь мы и закончим эту небольшую покатушку по старым заводам бывшей шведской Финляндии.

Любые вопросы по покатушкке можно задать на нашем форуме здесь.

Александр Потравнов
Татьяна Хмельник


Маршрут покатушки